Терра 28
Образ женщины в мифологии может восприниматься в трех ее ипостасях. В одном случае женщина в агрессивном экстазе — шаманка, охотница, воительница. В искусстве нового времени таковы "Марсельеза" Рюда, "Свобода на баррикадах" Делякруа, женщины-комиссары времен гражданской войны в советском искусстве. Следующий образ это женщина-мать. Наконец, наиболее развитые мифологические системы знают женщину-устроительницу. Это античная Афина, иудо-христианская София.
В развитых мифологиях присутствуют все три ипостаси женщины. В христианстве это Иродиады (в русском фольклоре сближавшиеся с лихорадками, см. Толстой 1995 с244), Богоматерь Мария и София. Обратим внимание на то, что и в этом случае "мать" и "устроительница" воспринимаются персонально и, в то же время, единичная Саломея в народном сознании превращается в некое множество "Иродиад"[14].
Архаичное сознание не знает еще такого разделения. Богиня-Мать (ассоциируемая с Землей) демонстрирует черты дикости, необузданной агрессивности, злого чародейства, одновременно являясь символом материнства и устроительства. Она устроительница судеб, покровительница городов (Горан 1990 с36). Такова фригийская Кибелла, ранняя Артемида, Беллона. Волгоградский памятник павшим — "Родина-мать" Вутетича демонстрирует глубокую архаичность сознания, возврат к синкретическому образу богини-Матери и одновременно Хозяйки нижнего мира, образу агрессивному, дикому и зловещему, требующему человеческих жертв.
Амазонки демонстрируют уже совершившееся в сознании людей разделение функций, за ними была оставлена стихийная непредсказуемость, враждебная мировой гармонии (имя их матери говорит о неком синкретизме, сопутствовавшему генезису их образа). Впрочем традиция (очевидно позднейшая) подчеркивала незаконность их рождения, от собственного отца. Победы мужчин над амазонками связаны вовсе не с крушением матриархата. Партнеры таких богинь, как Кибелла, находились в подчиненном положении сына, брата или жреца (Горан там же). Постепенно на первый план выходят боги-мужчины, и это сказалось на мифологии. Из этого нельзя делать прямых исторических выводов, т. к. исторические процессы (бытие) отнюдь не однозначно связаны с сознанием, а, следовательно, и с религиозными представлениями.
То, что эпические поэты не касались быта амазонок вполне понятно: в эпосе они противостоят героям, а не шаманам, которые умеют справиться с духами, Одиссей на острове Ээя выступает скорее как шаман — с помощью духа-помощника (Гермеса) он одолевает Кирку. Но этот этап ко времени появления эпоса античная культура уже прошла.
* * *
Изучение мифологии может иметь несколько аспектов. Один из них был сформулирован очень давно: "Познай самого себя". Мифы не возникают из ничего и не исчезают в никуда. Конкретный факт, событие или социальный институт могут стать одной из причин возникновения какого-либо рассказа. Но миф может передаваться из поколения в поколение, его будут помнить и им интересоваться только если он (как и любая другая система символов) будет удовлетворять некой психологической потребности рассказчиков и слушателей. Эта потребность не сводима к условиям существования. В какой-то степени она определяется нашими инстинктами, заложенными в генотипе, еще в большей степени культурой. Архетипы имеют огромную инерцию и никто из нас не свободен от них.
1998 год
Луга, Заклинье
Примечания.
1] Знаменательно примечание, сделанное к этой главе в русском издании 1985г. "Судебная практика, описанная у зуньи, находит разительные психологические параллели в средневековых процессах ведьм и их аналогах более позднего времени". Архаичные колдуны и ведьмы воскресли в ХХ веке под именем "врагов народа", чье "вредительство", мотивируемое "ненавистью к мировому пролетариату" было несомненно для тысяч и тысяч современников. (Не случайно В.Я.Пропп одну из категорий сказочных персонажей наименовал "вредители").
[2] "Никто еще не выступал с гипотезой, по которой в мифах якобы сохранилась память о времени, когда животные умели пользоваться огнем, а законы всемирного тяготения отличались от современных. Но коль скоро речь заходила об описываемых в мифах явлениях общественной жизни, ученые не раз теряли осторожность и склонны были увидеть в текстах какое-то зерно истины. <...> В отечественной этнографии гипотеза о матриархате продержалась довольно долго <...> Хотелось бы подчеркнуть, что мифы индейцев о свержении власти женщин недопустимо использовать для ее обоснования"(Березкин 1987c90) Даже матрилинейный род, действительно обнаруженный этнографами, использовался в идеологических целях. "Материнско-родовая теория <...> перенесла материнский род из неолита, где он реально существовал, в верхний палеолит. <...> Так возник тезис о первичном и даже универсальном материнском роде в верхнем палеолите. Трудно даже понять, как мог этот недоказуемый тезис подняться до общепринятой теории, занявшей в науке о первобытности на длительный срок монопольное положение. Видимо здесь не обошлось без влияния факторов, лежащих за пределами науки"(Бутинов 1968 с123).
[3] Вероятнее всего В.В.Богданов записал "испорченную" версию Геродота, но в почти современном пересказе она выглядит гораздо архаичнее, нежели у античного автора.
[4] Античный автор: "В Скифии родятся женщины, называемые "битиями". Они имеют в глазах двойной зрачок и губят взглядом, если посмотрят в гневе" (Лат. 1948 N4).
[5] Зловоние один из признаков царства смерти. С Лемносом связан и миф о Филоктете, одном из ахейцев, отправившихся в Трою. Недалеко от Лемноса его ужалила змея. Рана оказалась неизлечимой; она издавала отвратительный запах, который войско не в состоянии было вынести, поэтому Филоктета высадили на Лемносе. (Апполодор Э 3, 27). Можно предположить, что такой связью с отвратительным запахом Лемнос обязан вулканическим испарениям. Возможно, на нем помещался один из входов в нижний мир.
[6] Гармония и ее муж в конце жизни превратились в драконов. (Апполодор 5. 4), согласно другой версии они превратились во львов (Гигин Мифы изд. Спб 1997 прим. к N6).
[7] Существовало предание, что Ахилл после смерти сочетался с Ифигенией, жрицей Артемиды (Лат. 1947 N3 с303). В мире живых жрицы этой богини должны были избегать мужчин и были им враждебны.
[8] В ирландской мифологии одноногость и одноглазость являлась отличительным свойством фоморов, связанных с нижним миром и соответственно с волшебными островами, о которых говорилось выше. (Предания 1991 с276).
[9] На Лемносе обитали кабиры — дети Гефеста, хтонические божества. Аналогичные им дактили, которым приписывалось открытие обработки железа, были связаны с Малой Азией. Там же, за Термодонтом, "где амазонки живут, а дальше трудятся тяжко мужи халибы <...>, заняты делом железным"(Ап. Род, 2, 373). Для нашей темы значимо и само рождение Гефеста: "поссорилась Гера с супругом и, не познавши любовный объятий, родила Гефеста" (Гесиод. Теогония 927). Гефест же изготовил зловещий подарок для Гармонии, матери амазонок.
[10] "Мудрецы, которые были до нас, назвали душу женским именем. И действительно, она женщина по своей природе, имеющая даже свое чрево" (Гностический текст "Толкование о душе" "Звезда волхвов").
[11] Сказка рассказанная женщиной-киргизкой: Очень давно был город женщин, который стоял на высоких столбах. Из ста рождавшихся мальчиков слепая женщина выбирала одного, остальных убивали. Оставленные мальчики были рабами, они же продолжали род. В городе царили порядок и справедливость. Но однажды царице удалось оставить своего сына. Он то и стал великим Искандером. С тех пор началось царство мужчин. Но однажды "прилетит женщина с далекого севера; волоса как снег белые, глаза как море синие, груди как горы льдом покрытые и польется молоко-благодать на наши головы женские"(Каразин 1875 с290).
[12] Сестры Семелы, матери Диониса, после кровавой вакханалии сами превратились в леопардов. (Гигин. изд. Спб1997 прим. к N184) Т.е. озверели, здесь имеет место реализация метафоры (см. Голосовкер 1987 с36). Отметим, что Семела и ее сестры — сестры амазонок по матери. Ипполит построил храм Артемиды Ликийской (волчьей), "такое прозвище существовало у амазонок, от которых он происходил по матери" (Павсаний 2. 31. 4).
[13] Насколько проблема женского бунта волновала людей античности видно хотя бы из перечня сценических произведений, ей посвященных. На тему женского бунта писал Аристофан ("Женщины в народном собрании", "Лисистрата"), он же писал о лемносянках, Данаидах. О лемносянках также писали Эсхил и Софокл, о вакханках — Эврипид, Эсхил, Ликофон. На эти же темы писали и другие драматурги и комедиографы.
[14] В русских былинах у князя Владимира очень часто пируют "поленицы, девицы удалые" ;сказительница так поясняет это слово: "Поленичи удалы это были воины-женщины, богатырского роду, воинству ученые" (Былины Севера т2 N110, М/Л 1951), В былинах о Дунае поленницей выступает его жена; и Дунай и поленница превращаются в реки. В сказке Афанасьева (N173) "девица , которой с рук и с ног вода течет: кто этой воды изопьет на тридцать лет моложе станет (вариант — хозяйка молодильных яблок) выезжает со своим войском в зеленые луга тешиться — все войско из одних девиц набрано". Наконец, с Китежем и оз. Светлояром связана некая девка-Турка, хозяйка зверей и предводительница женского войска (Град Китеж. Горький 1985); можно предположить, что со Светлояром было связано представление о входе в нижний мир. (См. Комарович "Китежская легенда" М. 1936; Блинкова и др. Сов. этногр. N4, 1973). Тема полениц в русском фольклоре требует дальнейшего исследования.
Геракл и амазонки
Амазонки (др.-греч. ;;;;;;;; — безгрудые) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок. Название «амазонки» (в дословном переводе — «безгрудые») происходит от того, что, согласно мифам, амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та впоследствии не росла и таким образом не мешала стрелять из лука.
[править] Описание
Согласно мифу, амазонки жили на побережье Чёрного моря, при реке Фермодонт и близ реки Ирис, сейчас Иешил-Ирмак. Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания амазонок практически совпадал с контурами турецких вилаетов Амасия, или Амазья, и что, возможно, этот топоним хранит следы названия легендарного племени, и Самсун («Курс — Море Мрака»). Отсюда они предпринимали свои походы в Азию. Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и другие города.
Уже Гомер упоминает о войнах Беллерофонта и фригийцев с амазонками. Царица их Ипполита (по другим рассказам, Антиопа) была убита Гераклом, которому Еврисфей поручил отнять у неё пояс. Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, вследствие чего амазонки вторглись в Аттику. В «Жизнеописаниях» Плутарх со ссылкой на Гелланика рассказывает о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, пошли покорять Аттику, когда там правил Тесей, и после неудачной четырёхмесячной войны возвратились на родину [1].
Кроме того, они под начальством своей царицы Пенфесилии выступили против греков, на помощь троянскому царю Приаму. В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского, чтобы иметь от него детей (см. Женщины Александра Великого).
Миф об амазонках вошёл не только в эпическую поэзию, но и стал предметом образовательного греческого искусства. Самые замечательные греческие художники древности, например, ваятель Фидий Поликлет, живописец Микон и другие изобразили амазонок в статуях, рельефах и картинах (битвы амазонок, приключения Тесея с амазонками и пр.). Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и пр. На них амазонки предстают в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами.
Амазонки считали своей богиней-покровительницей Артемиду, как воплощение женщины-воина.
Споры о том, были ли амазонки на самом деле продолжаются до сих пор. В пользу версии о существовании племени женщин-воительниц говорит тот факт, что амазонки присутствуют на множестве античных изображений, причем как вместе с мифическими, так и с реальными историческими персонажами. Многие историки считают что опровержению факта существования амазонок поспособствовали лишь огромное количество мифов, которыми окружили их. Вышеупомянутое вторжение амазонок в Аттику также изображено на древних рисунках. Сторонники теории существования амазонок отмечают, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского, после этого след амазонок теряется. Кроме того, на территории Украины и в других местах, где предположительно жили амазонки, не так давно были найдены захоронения женщин, в которых покоились луки, стрелы и дротики. Однако в подобных погребениях полностью отсутствовали останки мечей, боевых топоров и прочего оружия ближнего боя, за исключением ритуальных кинжалов, что указывает на аристократическое происхождение погребенной или её статус жрицы, а также отсутствие защитных приспособлений и доспехов, что указывает на то, что женщины, как и подростки, могли помогать начинать сражение путем обстрела противника с безопасного расстояния и затем уходили за основную массу войска, состоявшего из мужчин.[2]
Список амазонок
• Агава. Амазонка [3].
• Алкибия (en:Alcibie). Амазонка, спутница Пенфесилеи [4]. Убита Диомедом [5].
• Алкиппа. Амазонка. Дала обет навсегда оставаться девой, убита Гераклом [6].
• Амазоя. По анонимному алфавитному объяснению к Гомеру, мать амазонок [7].
• Андромаха. «Мужеборная». Это имя часто носят амазонки (надписи на вазах) [8].
• Антандра (en:Antandre). Амазонка, спутница Пенфесилеи [9]. Убита Ахиллом [10].
• Антианира.
• Антиброта (en:Antibrote). Амазонка, спутница Пенфесилеи [4]. Убита Ахиллом [10].
• Антиопа (амазонка).
• Арето (en:Areto). Амазонка, спутница Ипполиты. Вместе с Пантаристой и Ифито победили спутников Геракла.
• Астерия. Амазонка. Убита Гераклом в бою [6].
• Бремуса (en:Bremusa). Амазонка, спутница Пенфесилеи [9]. Убита Идоменеем [11].
• Гармония. Нимфа, возлюбленная Ареса, родила от него амазонок [12].
• Гармофоя. Амазонка, спутница Пенфесилеи [13]. Убита Ахиллом [14].
• Гарпа. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром [15].
• Гиппо. Амазонка. Первая жрица Артемиды в Эфесе, когда была поставлена её деревянная статуя у дуба. Отвергла танец перед алтарем и наказана [16].
• Гиппофоя. Амазонка [3]. Спутница Пенфесилеи [13]. Убита Ахиллом [10].
• Главка. Амазонка [3]. Имя матери Ипполита (по версии).[17] См. Ипполита.
• Грина. Амазонка, основательница города Гриней. В неё был влюблен Аполлон, она бросилась от него в море [18].
• Деримахия. Амазонка, спутница Пенфесилеи [4]. Убита Диомедом [5].
• Дериноя. Амазонка, спутница Пенфесилеи [19]. Убита Эантом Оилидом [20].
• Деянира. Амазонка. Убита Гераклом в бою [6].
• Диоксиппа. Амазонка [3].
• Евандра. (Эвандра.) Амазонка, спутница Пенфесилеи [9]. Убита Мерионом [21].
• Евриала. Амазонка в войске Ээта [22].
• Еврибия.[23] Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою [6].
• Еврипила. Согласно Арриану, амазонка, некогда атаковавшая ассирийцев [24].
• Ипполита (Гипполита). Царица амазонок
• Ифинома. Амазонка [3].
• Ифито (en:Iphito). Амазонка, сражалась против Геракла и его капитанов Теламона, Тесея и Тиамида, чтобы отомстить за смерть Ипполиты.
• Келено. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою [6].
• Кима. Амазонка, именем которой назван город в Эолиде [25].
• Климена. Амазонка [3].
• Клония. Амазонка, спутница Пенфесилеи [19]. Убила ахейца Мениппа. Убита Подарком [26].
• Ксанфа. Амазонка [3].
• Лампето. Царица амазонок [27].
• Лаомаха. Амазонка [3].
• Латория. Амазонка, её именем названа деревушка близ Эфеса [28].
• Лика. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром [29].
• Лисиппа. Первая амазонка.
• Марпа. Амазонка. Убита Гераклом в бою [6].
• Марпесия. (Марпесса.) Царица амазонок, дочь Арея, мать Синопы. Её войско перебито варварами Азии [30]. См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 45, 1-5 (без имени).
• Меланиппа.[31] Амазонка. Дочь Ареса, сестра Ипполиты [32]. По некоторым, имя Ипполиты [33]. См. Ипполита. Либо пленница Геракла, выкупом за которую стал пояс царицы Антиопы [34].
• Мениппа. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром [35].
• Мирина[36] Амазонка, её называли «легконогой» из-за быстроты управления колесницей[37]. Её курган упоминает Гомер: боги называют его могилой Мирины, а люди Батиеей[38].
• Молпадия. Амазонка. Согласно афинянам, когда амазонки напали на Афины, Мольпадия убила Антиопу, а сама была убита Тесеем [39].
• Окиала. Амазонка [3].
• Орифия. Царица амазонок, сестра Антиопы. Возглавила поход на Афины [40].
• Отрера.
• Пантариста (en:Pantariste). Амазонка. Убила капитана Тиамида.
• Пенфесилея.
• Полемуса. Амазонка, спутница Пенфесилеи[19]. Убита Ахиллом [10].
• Полидора. Амазонка[3].
• Профоя. Амазонка. Семикратно побеждала вызванных ею на поединок противников. Убита Гераклом в бою[41].
• Синопа (en:Sinope (mythology)). Амазонка, дочь Марпессы, девственница[42] (о другой версии см. Синопа). См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 46, 1-3 (без имени)
• Смирна. Амазонка, властительница Эфеса. От неё назван город[43].
• Текмесса. Амазонка. Убита Гераклом в бою[6].
• Фалестрида (Талестрида) (en:Thalestris). Царица амазонок, посетившая Александра Великого[44].
• Феба[45]. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою [6].
• Фермодоса. Амазонка, спутница Пенфесилеи[46]. Убита Мерионом[21].
• Фесеида. (Тесеида.) Амазонка[3].
• Филиппида. Амазонка. Убита Гераклом в бою[41].
• Фоя. (Тоя.) Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром[47].
• Элла (Аэлла). Амазонка. Убита Гераклом в бою[41].
• Эния (en:Ainia). Амазонка, одна из 12 спутниц Пенфесилеи.
• Эрибея. Амазонка. Доблестна в ратных делах. Убита Гераклом в бою[41].
[править] Происхождение мифов об амазонках
Источник мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересен тот факт, что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с Крита на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре. Образы амазонок-мужеубийц (;;;;;;;;;;;, по Геродоту), связываются непосредственно с культом двух убийственных божеств - Ареса, «бога женщин» (;;;; ;;;;;;;;), как Дионис, и мужегубительницы Артемиды, постоянно мыслимой спутницы и как бы женской половины Диониса, — тех двух радующихся на человеческие жертвы божеств, которые, по свидетельству Геродота, чтились наравне с хтоническим Дионисом дионисическими фракийцами. Арес и Дионис кажутся только аспектами одной и той же страшной и вырастающей из подземного, загробного сумрака силы, Артемида — её женскою ипостасью. Тогда как перед идолом Артемиды в Спарте истязают розгами эфебов (юношей), перед изваянием Диониса в Алее бичуют девушек; бичевание же в означенных культах было заменой человеческих жертв. Согласно русскому историку Вячеславу Иванову [48], Дионисов культ воскрешает пред нами те первобытные состояния человеческой души и человеческого общества, когда женщины убегали сонмами в горы, спасаясь от преследования мужчин, когда нападение и защита принимали формы исступленных боев и кровавых истреблений. Дионисов культ является, по преимуществу, женским культом мужского начала: пафос этой религии не может бытъ иным, чем пафосом женского отмщения и мужеубийства.
Женские оргиастические движения были иногда, по всей вероятности, действительными походами, воинственными выселениями. Мэнады приходят с Дионисом в Фивы издалека, из Фригии, по Эврипиду. Аргивское предание помнит, что Дионис пришёл в Аргос из-за моря с исступленными женщинами и что аргивяне под предводительством Персея оказали им вооруженное сопротивление.
Амазонки локализуются преимущественно в Малой Азии (древнейший культ Диониса, по мифу, также один у родственных фракийцев и фригийцев), но они же являются и прямо фракийскими женщинами, «говорящими по-фракийски». Их отношение к Артемиде делает их как бы сонмом, или фиасом, мужененавистнических подруг и сверстниц Артемиды (по Диодору, они — участницы охоты богини), — сонмом, в котором с точностью отражается фиас дев-Дионисиад. Амазоны — девы двойного топора, знакомого нам как символ Дионисический. Их имена, как Меланиппа, Антиопа, Пенфесилея, Молпадия, имеют Дионисический характер. По эфесскому мифу, они ищут защиту у Диониса, и они же им побеждаемы. Они представляются охваченными исступлением, ведущими ночные хороводы, наконец родственными Гиадам, нимфам Диониса. Так, ряд характеристических черт, некоторые из которых во всяком случае черты исконные, позволяет усмотреть в них как бы разновидность мэнад.
Теперь несколько слов о группе статуй «Раненная Амазонка». Это выдержка из американской книги John Boardman
Многие статуи римской эпохи копируют оригиналы Классического периода.
К примеру, три статуи раненных Амазонок. Оригиналы находились в Эфесе. Плиний рассказывал о соревновании, где статуи оценивались самими художниками. Все они присуждали себе первое место, а на второе место неизменно ставили Polyclitus (который также не оценивал себя на уровне второго места), но был, в итоге, признан победителем. Плиний среди соперников равноценными конкурентами называл Polyclitus, Phidias, Kresilas, Kydon и Phradmon. Kydon – конечно, не был серьезным конкурентом в борьбе за 'Kresilas Kydonia', а Phradmon – вообще, малоизвестный Аргивянин. Есть несколько вариантов копий, среди которых наиболее известна эфесская копия амазонки, прикрывающей грудь. Мы не можем сказать с уверенностью, является ли она четвертой скульптурой, или создана в дополнение к имеющимся скульптурам, служившим украшением для столбов театра (где также находились подобные копии, причем, гораздо больше). История Плиния о подобном состязании, вероятно, не совсем верна, но он упоминает еще о раненной Амазонке Kresilas, и Phidias, склоняющейся к своему копью, приковывая внимание окружающих к красивой шее и рту.
Почему проводилось подобное состязание? По легенде именно Амазонки основали Эфес. Однако интерес Афинян к группе Амазонок, возможно, состоял в том, что они ознаменовали собой своеобразное празднование мира с Персией; или, возможно, праздновали недавний отпор персам, вторгшимся на греческий берег Малой Азии.
Свидетельство о публикации №124102404679