Длинное предисловие к антипоэме Односложник

  Мне кажется, что любой поэт (как профессионал, так и дилетант), задумывался о создании произведений в крупной стихотворной форме (поэма, баллада, роман в стихах, и т. д.). Я не стал исключением.
 
  Давным-давно, я наткнулся на творчество не особо известного поэта Михаила Соковнина (1938 - 1975), точнее на его "предметники". Так он называл свои поэмы, которые он создавал используя не поэтический, а приземленный, конкретно-бытовой язык. А ещё в этих "предметниках" есть созвучия и нет метафор, олицетворений, аллегорий, и прочих поэтических элементов, свойственным типичному стиху. Вот отрывок из поэмы Соковнина "Застекленная терасса" :

Стр. пр. - ?
- Старосадский переулок.
   Есть маленько, перепутал,
   ночь-то наша, ничего!

Едем, значит, с ночевой.

Толкотня машин,
колонка,
как он ловко,
вот мужик,
напирает грузовик,
выпер нас на троттуар,
выпирает - нет - ура!

Лес, шоссе,
брезент,
бензин,
что-то снова тормозим.
Остановка.
Ах, столовка.
А, колонка.
Б: поломка.
Одинцово, троттуар.

Едем, значит, до утра.

Кунцево, не Одинцово!
Лес, шоссе,
чего-то снова...
- Поезжайте
   по Можайке.
- Хуже качество шоссе.
Что-то катится уже,
опрокидывается ведро,
борт - ребро,
еще бедро,
борт и дробь,
и пр. и др.

Лес, Верейское шоссе,
26 до Вереи,
радиатор,
банка,
лужа,
что он в лес поворотил?
дальше - хуже,
скрежет,
кузов,
лезет вниз
и лезет из,
вниз
и из.
- Ну, как вы? Живы?
Как-то выжил,
так себе.
Выезжаем,
СТОП! -
объезд.

Черепаха,
как улитка,
ах-ты!..
Господи: калитка.
Фары гаснут,
грязь, роса,
частый скрип коростеля.

Водка. Чайная наливка.
Очень крепко,
сладко,
липко,
укачало... нет, не плохо...
рассветает...
не нужна...
Дверью хлопнул,
выбегаю
на террасу,
сразу:
холод,
полыхает небо,
холод,
ульи,
вишни,
тишина.

  Текст на любителя, но лично мне поэмы М. Соковнина очень понравились, так как эти тексты выделяются на фоне как официальной, так и неофициальной поэзии.
 
  Затем, в поисках "чего - нибудь почитать", я нашёл сборник "Поэзия русского футуризма" (он есть в открытом доступе, Гугл и Яндекс в помощь). В разделе "Эгофутуристы" помещён небольшой корпус текстов, ныне забытого поэта Павла Кокорина (1884-1938?). Вот пример его работ из данного сборника:

" Утреннее стихотворение"

Бог утр, Строг-мудр, мил нам свил храм.


"В путь-дорогу"

Конь
Тих,
Тронь
Лих,
Тронь
Чуть,
Конь –
В путь.
Мой
Друг,
Гой
В луг.
Гой,
В степь
Мой
Вепрь.
В сок
Трав
Скок
Правь,
Скок –
Лет
В сок
Мед.
Там,
Здесь –
Сам
Взвесь;
Сам
Знай:
Там
Рай!

  Данный тип стихосложения называется брахиколон. Брахиколон - это стихотворение или часть стихотворения, состоящая из односложных слов. Подобным размером баловались и более именитые поэты, например Маяковский:

Мальчик  шел,  в  закат  глаза уставя.
Был  закат  непревзойдимо желт.
Даже снег  желтел  к Тверской  заставе.
Ничего не видя,  мальчик  шел.
Шел,
вдруг
встал.
В шелк
рук
сталь.
С час  закат смотрел,  глаза уставя,
за  мальчишкой  легшую кайму.
Снег,  хрустя,  разламывал суставы.
Для  чего?
Зачем?
Кому?

Другие примеры брахиколона:


Лоб —
Мел.
Бел
Гроб.
Спел
Поп.
Сноп
Стрел —
 День
Свят!
Склеп
 Слеп.
Тень —
 В ад!
(В.Ходасевич "Похороны")


Дол
Сед.
Шел
Дед.
След
Вел —
Брел
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.
(И. Сельвинский "Сонет")

  В общем, работы Соковнина и Кокорина, вдохновнили меня на сочинение поэмы, в которой будут слова только с одним слогом. Написав три главы и делая наброски к четвёртой, я был неимоверно горд тем, что смог придумать новый способ создания поэтического произведения. Но хрен там плавал, меня уже давно обскакали. Есть такой андеграундный поэт Александр Кондратов (1937-1993). Он работал с различными экспериментальными формами поэзии, в том числе стихи и поэмы, написанные брахиколоном:

"НИД КОРАБЛЮ"

Плать -
страх!
Дыр
полн
ох,
плох
конь
волн.

Трухл,
рыхл,
сир,
гнил,
утл,
сохл,
прел,
хил.

Одр
вод,
дна
кадр,
бурь
крот,
экс-
кедр.

Без
сил,
дыр
полн -
тьфу,
хил,
худ
челн!

  Как бы я не пыжился, всё равно получается велосипед. Весь мой пыл угас и я забросил поэму. Вернулся к ней где-то через год (сам не знаю зачем, может быть очередной виток творческого вдохновения). Решил, пускай хотя бы главы будут отличаться друг друга, чтобы их можно было читать как самостоятельные отрывки. Частично, на желание закончить поэму меня сподвиг Генрих Сапгир (1928-1999). Многим он известен как детский поэт и сценарист советских мультиков. Однако, он сочинил много взрослых стихов, которые активно печатались в андеграунде. Сапгир писал стихи циклами, и каждый цикл, чем - нибудь да отличался (цикл сонетов, цикл псалмов, цикл стихов написанных заумью, цикл стихов, где слова в строчках менялись местами, как будто бы искажая изначальный смысл предложения и т. д.).
 
  Стихотворение Сапгира "Ночь" из цикла "Молчание" вдохновило меня на написание 6 - й главы "Односложника" :

"Ночь"

(разорванные стихи - сохранилась половина страницы)

Веч
Маш
Машинистка печ
Нач
Точ
Пр
Прошу Вас дать мне рас
Мать спит за шир
Шор
Сосед бос
Торчит ч
Стучит маш
Он зовет Маш, Маш
А под окнами шур
Маш
Тиш
Проснется Шур
Нет
Выключ
Свеч
Ночь
Тысячи Маш
Тысячи Шур
Тысячи шор
Тысячи мур
Тысячи кош
Тысячи крыш
Лун
Стелются туч
Он
Впился зубами в плеч
Она
Мучь мучь
Тиш
Лишь за шир
Шор
В коридор
Мур
А под окнами шур
Маш

  Ещё у Сапгира есть цикл "Дети в саду" (1988). Ключевой особенностью этого цикла, является то, что все стихи состоят из усеченных и обрубленных слов, как и стихотворение "Ночь". Пример:

САД

Алеше Хвостенко

тсюда сад глядится темн
коридором и леском
а оттуда – незнаком
холостой пустыней комн
там солдатск    полос-крова
лампочка без абажу
на столе стака и нож…
здесь мельпещут всевозмож
    льки и бабочки и жу
розы в сумерках крова
небр    дбородок запроки
из-под века – смурый зра
двери гнусное поскри    …
здесь ночные табаки
пахнут – сердце замира
а гвоздики – хоть умри
где бы ни был – зде    и ве
мне сквози двойная те —
кровь и рвота на газе
мяч потерянный в траве
 
  Как видите, Генрих Вениаминович ни в чём себе не отказывал и писал как хотел.
 
  В итоге, я написал поэму "Односложник", чтобы попробовать свои силы в (относительно) крупном жанре, написать большое произведение используя малые формы и открыть для себя нечто новое. В целом, я доволен результатом. И в будущем,  надеюсь, создать другие "антипоэмы" с помощью нетипичных форм стихосложения. Хотя я отдаю себе отчёт в том, что подобные эксперименты были до меня, да и после, наверняка найдётся кто-то, кто получше справится с этой задачей.

P. S. Я написал этот длинющий пролог, чтобы если кто-то прочтёт поэму, не задавали вопросов, а - ля: "Почему так, а не иначе?"
 
P. P. S. Почему антипоэма? Потому что моя поэма не похожа на традиционные поэмы, к которым многие привыкли.
 


Рецензии