17. Человек и высшие силы

17. ЧЕЛОВЕК И ВЫСШИЕ СИЛЫ

***

Иногда ощущаю себя в западне —
Мир устроен не так, как хотелось бы мне.
Даже больше — не так, как хотелось бы многим...
Может быть, он угоден кому-то вовне?

***

Кто ты есть, человек? Не колосс и не гном,
То ли царь, то ли пария в мире земном —
На себя полагаясь в делах повседневных,
Уповаешь на Бога во всём остальном.

***

В ожидании страшного годы идут —
Пригласят, не пойду — так притащат на суд.
Оправдаюсь ли я пред лицом Всеблагого?
Может быть. Но гарантий рабам не дают.

* * *

На самом краю Великого Лесного Утёса, свесив ножки, сидели три Великих Пророка.
Где-то далеко-далеко внизу плескалось почти невидимое и совершенно недоступное отсюда Великое Пресное Озеро.
Со стороны леса к Пророкам подошёл мальчик и попросил пить.

— Я научу тебя, — сказал первый Пророк. — Возьми все свои деньги, весь свой скарб и увяжи в узел. Затем помолись Всеблагому Единому Богу Вукуше и со всей силой брось узел с Утёса в Озеро. Если ты всё сделаешь правильно, и твой узел окажется достаточно велик, Вукуша поднимет капли живительной влаги так высоко вверх, что при определённом проворстве ты сможешь поймать некоторые из них ладонями или ртом.

— Не слушай этого шарлатана, — сказал второй Пророк. — Сотни людей уже выбросили в озеро своё имущество, но каждый раз оказывалось, что или молились они недостаточно хорошо, или узелки были маловаты, или проворства не хватало. А почему? А потому что нет никакого Вукуши. И не молиться надо, а ругаться. На Старого Брунгильдера, Единственного и Неповторимого. Так ругаться, чтобы он рассердился, поднял ветер, вздыбил волны, обрушил их на Утёс, тогда и до нас капли долетят...
Если хочешь, можешь отдать мне свои деньги, и я поругаю Брунгильдера вместе с тобой.

— Не отдавай, — вмешался в разговор третий Пророк. — И не слушай этих пустомель. Слушай меня, я знаю. Молиться не надо, ругаться не надо, просто ляг и ощути своё единение с миром. Ощути себя его частью, ощути себя им. Тогда мир услышит твои желания, над нашими головами сгустятся тучи, пойдёт дождь, и ты получишь не жалкие капли, а целые потоки наичистейшей воды. Напьёшься вдосталь.

Мальчик вздохнул, облизнул пересохшие губы, помолился своему Тудли-Мудли и принялся рыть колодец.

***

Осмыслению мира не видно конца,
И порою догадка смущает сердца:
Раз Земля оказалась не в центре Вселенной,
Вдруг и люди не в центре вниманья Творца?

***

Пусть не для плахи ты рождён, не на убой,
Но повсеместно подтверждается судьбой
И то, что сущее тебя, конечно, любит,
И то, что с лёгкостью пожертвует тобой.

***

Может пешка твоя превратиться в ферзя,
Может битою быть и погибнуть зазря,
И неважно, ту пешку ты любишь, не любишь —
Боги пастве своей ни враги, ни друзья.

* * *

Возможна ли свобода воли «...если Бог всемогущ, непогрешим, и всезнающ, и всеобъемлющ...»?

У меня получается, что невозможна.
Ведь всемогущество вместо со всезнанием означает, что всё происходит так и только так, как угодно Богу. В противном случае Он тут же исправил бы ситуацию.
Значит, либо свобода воли не существует, либо она фиктивна, так как любой из возможных вариантов выбора угоден Богу, либо...
Либо, дав людям свободу воли, Бог по собственной инициативе лишил себя всемогущества и теперь обречён терпеть и мириться с тем фактом, что некоторые люди поступают не так, как Ему угодно, тем самым делая Его мир не полностью подвластным Ему.

В последний вариант как-то совсем не верится.

***

Без желания — корня всех дел — Бог не мог.
Сделать что-то не так, как хотел, Бог не мог.
И не знать Бог не мог, если б что-то случилось...
Всемогуществу есть свой предел: Бог не мог.

***

Нелогичность людская превыше всего!
Ну какое, скажите, ещё существо
Будет мир порицать за жестокость и лживость,
А Творца восхвалять за творенье его?

***

Основная идея предельно проста:
Нервотрёпки, метания... всё суета.
В мире, созданном правильно спервоначалу,
Глупо спорить о правильном с пеной у рта.


Рецензии