Черная бабочка Наили Ахуновой. Сб. эссе и хайбунов
Предлагаем этот текст вашему вниманию (в сокр.)
"Специальное мероприятие «Медленное чтение для взрослых и детей» состоялось 22 мая 2024 года в Библиотеке филиале № 26 ЦБС г. Казани под эгидой Секции по чтению, Секции издательской и книгораспространительской деятельности и Рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа». Всемерную поддержку в его подготовке и проведении оказали директор ЦБС г. Казани кандидат педагогических наук Резеда Наилевна Исмагилова, заведующая Библиотекой филиалом № 26 Гулия Ниязовна Сабирова, а также сотрудники библиотеки и коллектив ЦБС.
Продолжительность встречи составила пять с половиной часов. В работе приняли участие 75 взрослых из 16 регионов России: Москва, Санкт Петербург, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Крым, Республика Саха (Якутия), Владимирская, Вологодская, Мурманская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тверская, Томская, Челябинская области, Хабаровский край, а также 13 детей — учащиеся 5 в класса гимназии № 90 г. Казани (руководитель — заведующая библиотекой гимназии № 90 кандидат исторических наук Наталья Николаевна Мухина). Сотрудниками ЦБС г. Казани велась видеозапись.
Специальное мероприятие состояло из двух частей — теоретической и практической. В первой части были заслушаны 15 минутные выступления специалистов из Москвы: д-ра филос. наук Е. В. Никоноровой (видеодоклад «Медленное чтение — путь к становлению и развитию человеческого капитала»), д-ра филол. наук А. Г. Гачевой («Медленное чтение в современной библиотеке: специфика, возможности, перспективы»), канд. филос. наук Ю. Ю. Чёрного («Медленное чтение: от практики — к методике, от методики — к теории») и канд. филос. наук А. Н. Гумаровой («Чтение и понимание с детьми: опыт книжного клуба в библиотеке»). Доклады касались сущности чтения, а также теории, методики и практики медленного чтения. Был обоснован тезис о важности навыка медленного (изучающего) чтения для развития человеческого капитала. Было отмечено, что проблем чтения не сводится к проблеме отсутствия источника информации, но и связана с умением глубоко проникать в содержание текста при наличии самого источника. Чтение является не только индивидуальной, но и групповой деятельностью, способствующей формированию навыков диалога, способности донести до членов группы собственную точку зрения. При совместном чтении под руководством библиотекаря или волонтёра чтения в стенах библиотеки оказываются одновременно задействованы все четыре элемента библиотеки как системы по Ю. Н. Столярову (библиотечный фонд, библиотечный персонал, читатели и материально-техническая база). Поэтому такой вид чтения можно считать соответствующим самой сущности библиотеки как социального института. Также было отмечено, что родовым понятием по отношению к понятию «чтение» является речевая деятельность. Чтение следует рассматривать как один из видов речевой деятельности, наряду с говорением, слушанием и письмом — как её рецептивный вид, связанный с восприятием письменной речи. Между двумя видами речи — устной и письменной — нет непроходимой границы. Использование технологий устной речи для истолкования письменной (в частности, чтение вслух) способствует её более глубокому пониманию.
Были сформулированы принципы медленного чтения, как аксиологические, так и филологические: чтение как раскрытие идеала автора книги, его «образа совершенства» (М. О. Гершензон); чтение как нравственная миссия; чтение как творческий акт; чтение как собирание себя и мира; важность позиции не только автора, но и читателя; неотделимость творчества от биографии автора произведения; субъект-субъектный метод чтения; принцип герменевтического круга, когда части понимаются из целого и одновременно свидетельствуют о нём. Было показано, как работает в читательских практиках представление Н. Ф. Фёдорова о воскрешающем чтении, когда читающий восстанавливает образ автора по произведению, вступает с ним в диалог. Также было показано, как можно встраивать мероприятия медленного чтения в работу библиотек, как и в какой мере можно использовать элементы медленного чтения при проведении лекториев, семинаров, встреч, мемориальных акций и др.
Во второй части были проведены три мастер-класса по медленному чтению: А. Н. Гумаровой для детей (татарская народная сказка «Лунная девушка», А. Г. Гачевой для взрослых (рассказ Андрея Платонова «Юшка», 1935) и Ю. Ю. Чёрного для взрослых (книга эссе и хайбунов Н. Г. Ахуновой «Чёрная бабочка», 2018).
Ю. Ю. Чёрный продемонстрировал возможности авторской методики, которая применяется им в Библиотеке № 240 «TechnoScience» ОКЦ СЗАО г. Москвы и в работе клуба «Медленное чтение в ИНИОНе», действующего в ИНИОН РАН. Её суть состоит в создании двух целостностей — сначала герменевтического круга, обеспечивающего движение от предпонимания к постпониманию текста, а внутри него — последовательного чтения произведения или его фрагмента вслух участниками малой группы по кругу (кругам) до тех пор, пока произведение или отрывок из него не будут прочитаны полностью. На определённом этапе работы (как правило, это полчаса вводной части и ещё полчаса чтения вслух) малая группа входит в состояние потока по М. Чиксентмихайи. Это делает участников чтения восприимчивыми для глубокого понимания содержания произведения. Дальнейшее получасовое чтение вслух и последующее обсуждение, обмен ассоциациями, впечатлениями, корректировка исходной гипотезы закрепляют полученный результат. Для чтения была выбрана книга эссе и хайбунов «Чёрная бабочка» известного автора из Татарстана — российской поэтессы, прозаика, драматурга, заслуженного работника Республики Татарстан Наили Гарифзяновны Ахуновой. В начале встречи Ю. Ю. Чёрный задал гипотезу предпонимания текста как признания в любви к своим родителям — отцу Г. А. Ахунову, матери — Ш. А. Максудовой, брату — Р. Г. Ахунову, мужу — Б. Г. Вайнеру (все они — известные литераторы), друзьям и коллегам, городу Казани и родному краю. Эта гипотеза основывалась не только на тексте произведения, но и на результате личного знакомства и четырёхчасовой экскурсии по центру Казани по местам, описанным в книге. Такую экскурсию Н. Г. Ахунова по просьбе Ю. Ю. Чёрного провела 19 мая для всех желающих. После вступительного слова ведущего началось чтение вслух заранее отобранных эссе, посвящённых писателям и деятелям культуры Татарстана, а также хайбунов — лирических миниатюр в японском стиле. В соответствии с пожеланием Наили Гарифзяновны, каждый хайбун читался дважды. Собравшиеся, в том числе жители Казани — члены руководимого автором Литературного объединения (ЛитО) имени Г. А. Ахунова, друзья и поклонники её творчества, совершили настоящее погружение в творческий мир Н. Г. Ахуновой. Это отметила и сама автор, и её супруг, известный детский поэт, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая 2024 года Борис Григорьевич Вайнер, принявший участие во встрече. Проведение этого мастер класса потребовало от ведущего большой предварительной работы.
Теоретическая и практическая части специального мероприятия вызвали интерес и воодушевление собравшихся. Представленная палитра теоретических подходов и практических методов и приёмов, способствующих глубокому пониманию содержания текста, стала тем материалом для специалистов библиотечной сферы, который они могут применить в своих библиотеках. Участники мероприятия рекомендовали сделать формат специального мероприятия по медленному чтению постоянной составляющей Конгрессов РБА.
Организаторы специального мероприятия предлагают провести в 2025 году под эгидой РБА при партнёрстве ИМЛИ им. А. М. Горького РАН и ИНИОН РАН отдельную конференцию по медленному чтению с широким привлечением практиков и теоретиков".
Свидетельство о публикации №124102207693