Ушла эпоха Воспоминания о Рахиль Израилевне Беккер

Посвящается Рахиль Израилевне Беккер.

Ушла эпоха, не прощаясь,
В небытиё, покинув нас.
Сотня людей в черных одеждах.
Пальто. Цветы. Какой Вы класс?

И осознание одно,
Что рядом в времени, в пространстве
Бала эпоха, и её
Вбирали мы с особой страстью.

Душевно и бескомпромиссно
Рождалось и крепло в груди.
И на Садовой в книгах комната,
Заставлена, что не пройти.

И разговоры полуночные
Полутонами дым стелил.
Ответы важные и точные
Любой в тех стенах находил.

Тускнела лампа, пахло приторно
За дверью громкие шаги.
Жизнь коммунальная. Небрежная
Для тела, но не для души.

Расти живым и Человека
Искать внутри и находить.
Ушла Эпоха, ушла Веха,
В себе теперь её носить..

И выворачивать наружу.
И ощущать небо внутри.
Мы все учились понемногу.
Мы каждый взяли, что смогли.

Всегда и абсолютно честно,
Серьезно сладко-жизнерадостно
Прошла Эпоха, жизнь воспевшая.
Какое ж это было счастье!

21.10.2024

*** Справка: биография Рахиль Израилевны Беккер от Светланы Киселёвой:

Рахиль Израилевна родилась 26 июля 1940 года в городе Ленинграде, где находилась всю блокаду, училась в школе, по окончании которой поступила на филологический факультет Ленинградского Государственного Университета им. Жданова и закончила его в 1966 году. Всю свою дальнейшую жизнь она посвятила работе в школе. Работала часто на самых сложных участках педагогического труда. По окончании Ленинградского Государственного Университета поехала на село, где работала сельским учителем. Затем вернулась в свой родной город, где остались ее престарелые родители, которые стали нуждаться в ее внимании, помощи и уходе. По возвращении в Петербург Рахиль Израилевна опять попадает на наиболее сложный участок педагогической работы, она преподает русский язык и литературу в школе-интернате, становится поистине родным человеком обездоленным детям. Прошло несколько лет, ребятишки, которых она учила, закончили школу. До сих пор, многие из них считают ее самым близким человеком. После выпуска своего класса Рахиль Израилевна в 1978 году перешла на работу в среднюю школу №277. Она работает учителем русского языка и литературы, классным руководителем и ведет факультатив по мировой художественной культуре. В это время в школе №277 сложился замечательный педагогический коллектив, в котором уютно и комфортно жилось всем: и учителям, и ученикам, и родителям. Внимание и заботу ощущал каждый: и эрудит, и отличник, и озорник, и зубрилка, и двоечник. В школе сразу оценили кругозор Рахиль Израилевны, ее эрудицию , её внимание и уважение к личности и мнению каждого ученика. Для многих Рахиль Израилевна становится любимым учителем. До сих пор многие ученики того времени с большой теплотой вспоминают и школу, и учителей. Уроки Рахиль Израилевны были настоящими уроками любви к человеку. На своих уроках она учила чувствовать чужую боль, понимать и принимать другое мировоззрение, наслаждаться поэтическим словом. Большое внимание Рахиль Израилевна уделяла литературной русской речи, формировала умение легко и свободно разговаривать на родном языке, показывала все богатство, изящество и красоту русского языка, обогащала тот поэтический багаж, с которым мы до сих пор идем по жизни, знакомила с театрами и музеями нашего города. После уроков в ее классе еще очень долго кипела работа. Кто-то делал работу над ошибками, кто-то консультировался, кто-то сдавал зачет (ведь по каждому пройденному писателю Рахиль Израилевне интересно мнение каждого о писателе о его героях, кто и что понравилось или не понравилось и почему, а в классе тогда было 40 человек, и при этом каждый ощущал заботу о себе и внимание), а кому-то просто хорошо и интересно в этом классе, и не хочется уходить домой. За окном ночь, а в классе светло, тепло, весело, интересно, да просто хорошо. В половине восьмого вечера входит дежурный и говорит, что школу пора ставить на сигнализацию. Все гурьбой высыпают на крыльцо школы, прощаются и расходятся по домам, где у родителей уже готов ужин. А завтра все повторяется вновь. И так день за днем, год за годом до выпускной весны. Но и после выпуска связь с любимой учительницей не обрывается. Многие ее ученики продолжили ее дело стали учителями, филологами, историками, для них и в дальнейшем Рахиль Израилевна была добрым наставником, к которому всегда можно обратиться за помощью, поддержкой и консультацией. В дом Рахиль Израилевны поистине «не зарастает народная тропа». И каждый находит здесь совет и если не помощь, то понимание и утешение. Прошли годы. Рахиль Израилевна довела и выпустила любимые свои классы. К этому времени сменился и педагогический коллектив школы, в стране началась перестройка. Кто-то из учителей сменил профессию, кто-то уехал за рубеж, кто-то ушел на пенсию, а кто-то на повышение. Рахиль Израилевна перешла работать в старейшую школу №222 «Петришуле». В этой школе Рахиль Израилевна вела уроки русского языка и литературы, преподавала детям мировую художественную культуру. Её вместе с учениками можно было часто встретить в Эрмитаже, где дети познавали прекрасное, знакомились с мировыми шедеврами и навсегда впитывали в себя любовь к своему городу и гордость за него. Её ученики спустя десятилетия водят своих детей в музей, пытаясь увлечь их искусством так, как умела, пожалуй, только Рахиль Израилевна. Если в школе №277 Рахиль Израилевна была любимым учителем, то в школе №222 она заняла место уважаемого учителя, что ж, всему свое время. В любом случае, настоящее уважение связано с теплым отношением к человеку. Ещё Рахиль Израилевна вела занятия в городском дворце юношеского творчества. Там она руководила кружком «Анализ художественного текста». В кружок дети приходили добровольно, просто потому, что им интересно. Даже вахтер услышав, что тебе нужна Рахиль Израилевна, начинал улыбаться и очень любезно объяснять, где она сейчас находиться и как к ней пройти. Знал Рахиль Израилевну и один из лучших лагерей нашей страны «Зеркальный». Там проводила Рахиль Израилевна подготовку ребятишек к олимпиадам. Рахиль Израилевной были подготовлены десятки петербургских участников Всероссийских олимпиад школьников по русскому языку и литературе. Некоторые ее ученики стали победителями Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, за что в 2009 году губернатор Валентина Ивановна Матвиенко вручила ей в Смольном грамоту. Рахиль Израилевна была сопредседателем жюри городской Олимпиады по русскому языку, членом жюри ежегодной городской олимпиады по литературе и членом жюри городской Олимпиады по МХК. Среди ее учеников есть профессора, ученые, есть очень квалифицированные рабочие. Но это, считала Рахиль Израилевна, не мера успеха.
«В чем же тогда успех педагога?
- Миссия учителя - сохранение культуры, - говорила Рахиль Израилевна. - В идеале - научить говорить и писать по-русски. Задача педагога - приучить молодых делать выводы не бездумно, но после тщательных размышлений. Жить осознанно, а не плыть по течению. Быть человеком, а не винтиком в механизме», понимать, что хорошо, а что плохо, даже в наше довольно жестокое и жесткое время всегда оставаться человеком, стараться научиться чувствовать и понимать того, кто рядом с тобой, даже если взгляды на что-то и расходятся. За свой труд Рахиль Израилевна была награждена званием Отличник народного образования СССР.
Нам очень повезло, что в нашей жизни был этот человек, к которому можно было подойти с любым вопросом и любой проблемой. Как хочется опять стать ученицей школы №277. За окнами уже темнота, ветер и снег, а в классе Рахиль Израилевны хорошо, интересно и не хочется расходиться, но вот входит дежурный: « Пора подключать сиганализацию».


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →