Вестернология
А. Г. Дугин
Российский государственный гуманитарный университет
Дугин Александр Гельевич – кандидат философских наук, доктор социологических наук, доктор политических наук, директор Учебно-научного центра «Высшая политическая школа имени Ивана Ильина»
«Западоведение сегодня необходимо. Может быть, термин „вестернология“ более благозвучен. Но смысл тот же. Мы должны изучать Запад как объект. Симметрично Востоку. А субъектом должны быть мы сами. Русским субъектом. И познание России и всего русского — это самопознание», — написал Дугин
Дугин также отметил, что интерес к «Вестернологии» выражают специалисты из Китая, Индии и мусульманских стран. Программную статью курса уже перевели на многие языки. Тем не менее философ настаивает, что у каждой цивилизации «Вестернология» должна быть своя, т. к. западная культура оказывала на народы разное влияние. Введение курса «Западоведение» — «логическое следствие многополярности», а саммит БРИКС в Казани придаст этому новый импульс, подчеркнул Дугин. По его словам, человечество «полно решимости покончить с эпистемологической гегемонией Запада».
Вестернология – это новое понятие, которое следует взять на вооружение в ситуации эскалации конфликта между Россией и странами НАТО в ходе проведения СВО на Украине с учётом того, что этот конфликт из чисто политического постепенно необратимо перерастает в цивилизационный
Аннотация
Цель. Выработка методологических принципов и подходов к формированию новой обществоведческой дисциплины – вестернологии, определение предмета вестернологических исследований.
Процедура и методы. Формирование дисциплины вестернологии происходит в контексте цивилизационного подхода и определяется рассмотрением сообразно с ним цивилизации Запада.
Результаты. Фиксируется доминирование взгляда на Запад не как одну из цивилизаций, а как на передовое сообщество, стоящее над другими. Показаны этноцентристские установки Запада, претензии западного дискурса на универсализм.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные выводы создают основания проведения системной деколонизации российских общественных наук, преодоления зависимости от установок западноцентризма.
Значение данной статьи Александра Дугина переоценить крайне сложно. Тема вестернологии, на первый взгляд, кажется непонятной, однако уже в первых абзацах учёный поясняет, что речь пойдёт о борьбе России за собственный научный суверенитет в условиях, когда западная наука на протяжении последних столетий активно навязывала себя русским учёным как истину в последней инстанции.
Основу вестернологии Дугин объясняет на примере хорошо знакомого каждому ещё со школьной скамьи противостояния западников и славянофилов в России в XIX веке. Как ни странно, но спор между двумя этими лагерями, казавшийся пережитком прошлого, актуален в современной России не менее чем тогда.
Ведь именно славянофилы говорили то, что мы обязаны повторять сегодня (а если кто-то считает, что не обязаны, то после откровенно выраженного желания Запада уничтожить Россию говорить иначе просто не имеет смысла), – они утверждали, что Россия является самобытной восточнославянской, византийско-православной цивилизацией.
Западники же, разделившиеся на либералов и социал-демократов, утверждали, что Россия – это часть западноевропейской цивилизации и задача страны – двигаться вслед за Западом во всех сферах.
Такой подход исключил самобытность России и, напротив, описывал её как отсталое и периферийное общество, подлежащее модернизации и вестернизации. В традиционных ценностях и самобытной идентичности России они видели лишь препятствие для развития в западном русле,
– замечает Дугин в статье.
Однако дальше было только интереснее. Российская Империя сменилась Советским Союзом, в котором уже не было места западникам – кивать на Запад, который нужно "догнать и перегнать", стало не просто не модно, но и опасно.
Дугин отмечает, что в СССР в итоге сложилась научная система критики буржуазного общества, позволившей нашим учёным выдержать необходимую дистанцию с либеральной идеологией Запада, которая стала господствовать в США и Европе после разгрома нацистской Германии. Однако дистанция эта с годами стала сокращаться.
Эта дистанция была упразднена полностью в момент распада СССР и отказа от советской идеологии. На сей раз в общественной науке тотальную победу одержала либеральная версия западничества, которая и оставалась de facto базовой идеологической установкой в общественных науках Российской Федерации до настоящего времени
Он заметил, что виной всему политика государства, которая уже прямо постулировала, что Россия – это часть западного мира. Как следствие, отечественная наука стала копировать западные установки в гуманитарной, философской, исторической, социологической и психологической сферах.
естернология – это не дисциплина, а очень широкий мировоззренческий подход к философии и науке, прежде всего в гуманитарной и социальной областях. Дело в том, что под "наукой" мы понимаем сплошь и рядом западную науку, которая отражает основные установки западной цивилизации – её ценности, критерии, приоритет, нормы. Западная наука претендует на универсальность, что на самом деле есть расистский, колониальный подход.
И именно вестернология как комплекс инструментов должна помочь России в том движении к суверенности, которое уже идёт, но пробуксовывает, уверен философ.
"Сатанинский" Запад колонизирует мир
Однако, чтобы понимать, от чего нам точно следует отказаться, врага, как говорится, надо знать в лицо. Ведь далеко не каждый сегодня скажет, что западные установки в гуманитарных сферах – это вредно.
Корни – глубже. Они в греко-римской культуре, которая в определённый момент была поражена католицизмом. Затем эпоха Возрождения, Реформация и Новое время внесли существенный вклад уже в отказ человека от христианских и традиционных морально-нравственных основ.
И в одночасье оказалось, что вся эта западная, чуждая России система пришла к нам и стала главенствующей.
А на наш вопрос о том, что даст нам вестернология в деле отказа от западных постулатов и догм, Дугин лаконично ответил:
Это даст нам шанс победить.
Свидетельство о публикации №124102206130