Костюмированный бал Романовых. Умели забавляться

Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 февраля и 13 февраля 1903 года — маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени».

Почти 400 гостей прибыли в украшенных драгоценностями костюмах в стиле 17 века, созданных по эскизам художника Сергея Соломко после тесных консультаций с экспертами-историками. Придворные дамы были в платьях, расшитых драгоценными камнями, и кокошниках (головных уборах), украшенных лучшими фамильными драгоценностями, в то время как мужчины надели богато украшенные кафтаны и меховые шапки в боярском стиле. Для костюмированного бала Романовых гости взяли из Оружейной палаты в Москве 38 оригинальных королевских предметов XVII века, чтобы использовать их в этой феерии 1903 года.


Вторая, «Большая» часть бала состоялась через два дня. На ужине под пение знаменитого Архангельского хора присутствовало 300 человек — члены императорской фамилии, иностранные посыл и представители аристократических кругов. Кульминацией бала стал русский танец в исполнении 20 пар. Солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова, покорившие всех своей красотой, грацией и обаянием. После окончания бала участников по желанию императрицы Александры Фёдоровны запечатлели лучшие фотографы Санкт-Петербурга: «Боассонн и Эгглер», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Л. Городецкий и другие.

В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший гелиогравюры и фототипии. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.



Предшественником бала 1903 года стал бал в стиле ; la russe, устроенный двадцатью годами ранее, в январе 1883 года, великим князем Владимиром Александровичем и его супругой в их собственном дворце в Санкт-Петербурге. Считается, что идея бала в русском стиле пришла императрице Александре Фёдоровне за завтраком, на котором присутствовали художник Павел Васильевич Жуковский и министр Императорского двора, барон Владимир Борисович Фредерикс. Между гостями произошел спор о нововведениях Петра I относительно русского традиционного костюма, и императрица решила задать балу национальную тему.

    «Императрица задумала дать костюмированный бал в Эрмитаже 11 февраля… и она хочет, чтобы публика была в костюмах эпохи царя Алексея. Однако публика недовольна. Лишних денег ни у кого нет. Русские костюмы стоят сумасшедших денег — шелковая камчатная ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам».

    — из дневника директора императорского Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского.


Есть в истории царской России - цифры, мимо которых историки проходят, их стыдливо не замечая.

«Общероссийский голод» 1900-1903 годов, охватившие те же 40 млн., когда умерли 3 млн. взрослых; 1911 года, после пресловутых реформ Столыпина, охватившие не менее 30 млн., когда умерло еще 2 млн. взрослых…

Голод 1891 года был такой страшный, что ошеломил даже царскую семью, сведения о голоде «просочились» в печать.
А вот голод 1900-1903 годов был уже под жесткой цензурой, сведения шли скупо, но из-за восстаний крестьян и рабочих замолчать его оказалось невозможно. За 1902-03 годы для подавления крестьянских восстаний и выступлений рабочих только в Полтавской и Харьковской губерниях было использовано 200 тысяч регулярных войск, т.е. 1/5 всей русской армии тех лет, и это — не считая сотен тысяч жандармов, казаков, урядников и прочей полицайской «нечисти» — по данным генерал-адъютанта Куропаткина (История КПСС в 6 томах, т. 1, М., 1964, с. 359).


Рецензии