yivo. org the raritan players I

YIVO Institute Jewish Musicians [and Composers] in 18th Century London UK by RARITAN PLAYERS
Concert on period instruments Tue,Sep 24, 2024 at 7 p Center for Jewish History 15 W 16th St NYC
Anne Slovin, Soprano
Ian Pomeranz, Bass-Baritone
Shelby Yamin, Violin
Dongmyung Ahn, Violin
Eve Miller, Cello
Rebecca Cypress, Square Piano and Director

О ПРОГРАММЕ

Лондон 18-го века был заметным космополитическим городом, домом этнических, религиозных и культурных меньшинств широкого спектра. Среди них были евреи различных регионов и традиций, включая потомков изгнанников из Иберийского полуострова конца 15 века, тех, кто следовал древнему Итальянскому обряду, приверженцев ашкеназийских традиций центральной и восточной Европы и других. Хотя евреям официально запретили жить в Англии, так как их изгнали при короле Эдварде I в 1290 г, фактически они были приняты вновь во время правления Оливера Кромвеля, что привело к быстрому основанию несхожей с другими и процветающей общины. Реставрация монархии не привела к новому изгнанию, как ожидали многие. Королевская власть признала выгоду евреев для страны вследствие их сообразительности и торговым связям. Тем не менее они часто сталкивались с антиеврейскими настроениями и эпизодами насилия из-за гнева по поводу финансовых успехов евреев. “Еврейский закон“ 1753 года, который стремился к натурализации евреев в качестве подданных короны, был отменен через год, вызвав протесты и насилие.

В эру раннего модерна музыка тематически отнесена к центру еврейского изгнания, так и сквозь многие времена истории евреев. Фокус музыкальной историографии сосредоточен больше на композиции, чем на ‘’музицировании’’ в широком смысле – к примеру, на исполнительстве, патронаже, обучении, торговле инструментами, собирании партитур, что затмевает масштаб деятельности евреев в музыке. Более того, роль евреев в международном нетворке профессионалов – как и то, что служило образцом анти-еврейских настроений, во многих случаях все еще не исследованы.

В этом концерте The Raritan Players представляет музыку, связанную с еврейскими музыкантами Лондона восемнадцатого века, помещая ее в более широкий контекст жизни евреев в городе. Мы иллюстрируем еврейское участие в растущей музыкальной жизни Лондона как и возможности, доступные там евреям даже в ситуации того, что мы называем реальностью анти-иудаизма, и то, каким образом эти обстоятельства формировали жизни и карьеры музыкантов-евреев.

Музыкальная жизнь в Лондоне того столетия росла скачками и преодолевала границы вследствие стремительной экспансии рынка ценителей и меломанов, искавшего наставников и слушателей, которая поддержит публичную концертную жизнь.

Профессиональные музыканты-евреи, часто получавшие образование в ‘’cемейных бизнесах,‘’  были среди лидирующих фигур в музыке города, хотя их имена сегодня малоизвестны. В дополнение скажем, что еврейские музыканты практиковали свои собственные музыкальные обычаи – в синагогальной литургии, семейных праздниках, иных традициях и, подобно многим евреям Европы, расширяли профессионализм канторского пения.

Наша программа предлагает редкую, значимую музыку, нацеленную в 18 веке на аудиторию слушателей – 'инсайдеров’ из еврейских общин Англии, включая литургическое произведение Майера Лиона (1750-1797) и традиционный напев Иберийского ритуала. Мы также знакомим с фрагментами из ''Еврейских мелодий’’ Исаака Натана (1791-1864), как они записаны в 19-ом веке (с текстами лорда Байрона). Утверждение И.Натана о датировке некоторых из них поколениями ранее подтвердилось напевом гимна, также упомянутым в германо-еврейских источниках не ранее 16 столетия. Напев до сих пор исполняется во многих общинах ашкеназов как мелодия для гимна Ма'or Tzur на Хануку.

Арии из опер, c сюжетом, отмеченным еврейской историей, к примеру – отрывок из “Йошуа” Генделя, принятый слушателями-евреями, служат еще одним свидетельством вовлеченности этой части публики в музыкальную культуру Лондона. Особенно интересны в этом отношении фрагменты из ‘’Дуэньи,’’ cочиненной Томасом Линли Ст. И Томасом Линли Мл., пресловутой анти-еврейской сценической работы, где главную роль, тем не менее, сыграл оперный певец и кантор Майкл Леони.

Наша программа включает виолончельные сонаты двух композиторов-евреев: отца и сына Джакоби (Яков) Базеви Черветто и Джеймса Черветто. Джакоби Черветто десятилетиями играл в оперных оркестрах Лондона, а Джеймс принимал участие в публичных концертах вместе с Иоханном Кристианом Бахом. Они оба сочиняли сонаты соло для виолончели, которые отмечены инновациями в гармонии и увлекательными мелодиями во времена когда такие сольные вещи еще не были обычными.

Наконец, одним из самых интересных аспектов этой программы  являются композиции Харриетт Абрамс, одной из редчайших еврейских композиторок того периода. Абрамс была высоко уважаемой певицей, часто появлявшейся на сцене со своей сестрой; она пела в 1784 г на церемонии памяти Генделя в Вестминстерском аббатстве и выступала вместе с Йозефом Гайдном во время его пребывания в Лондоне в 1790-ых. В ее оригинальных сочинениях cлышны замысловатые клавишные партии Лондонской фортепианной школы, а тексты композиторки часто имеют дело с тематикой ‘’инаковости.‘’ Например, в ее песне ''Нанина или Эмигрантка'' не упоминается происхождение героини, но задается тяжелый вопрос: ''Изгнанница, вдали от дома, где отдохну?''
Здесь капсулирован опыт многого в истории евреев, и, конечно, такого множества ‘’иных’’ в Лондоне 18 столетия – евреев и бессчетного количества других меньшинств. Этот концерт открывает окно на пути утраты и принадлежности, национального статуса и хрупкого ‘я,' диаспоры и изгнания, в явлении и опыте музыки.
[пер АК] 10/22/24 ny


Рецензии