Многожёнство

Виды многожёнства
Многожёнство подразделяется социальными антропологами на сороральное (все жёны одного мужчины являются сёстрами) и несороральное (жёны одного мужчины могут не быть сёстрами

Многожёнство также было частью первой письменной цивилизации — шумеров, однако согласно законам Липит-Иштара оно допускалось только в случае бесплодия жены.


Исторически многожёнство имело место более чем в 80 % человеческих культурных сообществ, и, в частности, было распространено в древнееврейском обществе, в Китае, Корее, у отдельных коренных народов Америки, Африки и Полинезии. В Древней Греции многожёнство разрешалось только для восполнения людских потерь в войнах. После восстановления численности людей многожёнство официально запрещалось.

 Геродот отметил как необычный тот факт, что царь Спарты имел двух жён. В Древнем Риме многожёнство было запрещено, однако существовал конкубинат — неофициальный или «гражданский» брак одного мужчины с одной или одновременно с несколькими женщинами.

Влияние многожёнства на здоровье и на продолжительность жизни

Исследование, целью которого было установление влияние многожёнства на здоровье детей и родителей, проводилось с 2009 по 2011 годы в Танзании медиками и антропологами из Британии, США и Танзании. В ходе этого исследования было изучено 3584 семьи, из которых в 2268 семьях были дети младше 5 лет.


 Это исследование опровергло тезис о том, что многожёнство является причиной проблем со здоровьем у детей и недостаточного питания. Более того, в ходе исследования выяснилось, что дети и жёны из семей многоженцев имели меньше проблем со здоровьем, чем такие же люди из моногамных семей, поскольку нескольких жён имели более богатые мужчины, а бедняки оставались одноженцами.

По данным исследования, проведённого в 2008 году экологом Вирпи Луммаа (англ. Virpi Lummaa) из Шеффилдского университета, средняя продолжительность жизни мужчин в странах, где легализовано многожёнство, превышает этот показатель в странах, где многожёнство не разрешено.

Иудаизм
См. также: Пилегеш

Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратном браке, когда мужчина должен был жениться на вдове своего брата и обеспечивать её, а также по заповеди о «женщине, красивой видом» (, а также по заповеди о «жене любимой и нелюбимой» . Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, некоторые учёные считают, что полигиния на самом деле не была распространена в библейские времена, так как многожёнство требует богатства.
 А Майкл Куган[англ.], напротив, утверждал, что полигиния в библейские времена встречалась часто, и сошла на нет только ко II веку нашей эры


В 1000 году рабби Гершом ввёл 1000-летний запрет на многожёнство для ашкеназских евреев. Введение этого запрета в среде ашкеназских евреев объяснялось следующими причинами:

    Положением женщин в христианской Европе, где в это время была моногамия.
    Участием многих европейских евреев в торговле в мусульманских странах, где они заводили новых жён и бросали старых в Европе.

Современный светский Израиль, основанный ещё в период действия этого 1000-летнего запрета, не разрешает заключать полигамные браки. Но в то же время те йеменские евреи, которые уже стали многоженцами, могут получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу, что применительно только к родившимся в Йемене и заключившим свои браки там до приезда в Израиль. Также в Израиле допускается двоежёнство по решению раввинатского суда в виде исключения из правила


Тора устанавливает запрет царю «умножать жён» (Втор. 17:17), что авторы Талмуда трактуют как «не более 18 жён»


Христианство
 Многобрачие в христианстве

По мнению ряда исследователей, учение о греховности многожёнства в христианстве сформировалось под влиянием греко-римской морали, однако те христиане, которые считают многожёнство грехом, отрицают, что такое учение сформировалось в результате влияния на христианство извне, и утверждают, что в Новом Завете моногамность принимает характер общей нормы[. «Множественный» брак в настоящее время отвергается большинством течений в христианстве.


В Правилах святого Василия Великого многожёнством (;;;;;;;;;) считается не только то, когда кто-либо имеет в одно и то же время много жён, а и то, когда кто-либо много раз женится. Согласно правилам, только первый брак считается святым и Богом благословенным; за второй брак известное лицо подлежит каноническому наказанию, третий же брак считается уже нечистотою (;;;;;;;;;) в церкви и может быть только терпим, ибо он всё же лучше, чем разнузданное блудодеяние (Василия Великого 4, 50). Всякий дальнейший брак называется уже многожёнством и Василий Великий обозначает оный как дело скотское (;;;;;;;;, belluinam rem), а не человеческое, и считает грехом большим, чем блуд.


Рецензии