Алексей Прохоров Море времени моет остров
Когда на мой письменный стол лег довольно солидный по объему и серьезный по уровню сборник стихов, мне, что вполне естественно и закономерно, захотелось узнать как можно больше об авторе многих запоминающихся строф из этой книги. Как выяснилось, Алексей Прохоров – в литературе отнюдь не новичок: и писать, и печататься начал достаточно давно. По его собственному признанию, он впервые всерьез обратился к перу 27 лет назад, а публиковать свои произведения стал лет на пятнадцать позднее. Таким образом, сборник «Не одинокий рай», который привлек внимание своей неординарностью, отнюдь не первая, а пятая по счету книга этого автора.
Открывая сборник, читатель видит трогательное посвящение любимой жене Юлии, которое, безусловно, как нельзя более располагает к поэту, но вместе с тем настраивает на определенную лирическую, почти интимную волну. Возникает впечатление, что тексты, которые последуют за этими нежными строками, будут столь же трепетными по звучанию и камерными по характеру. Мы невольно ожидаем, что в сборнике речь пойдет о «маленькой вселенной», в которой царят взаимная любовь, счастье, покой и уют… Однако после первых же нескольких страниц нас ждет неожиданное открытие: в абсолютном большинстве стихотворений Алексея Прохорова перед нами встает как раз не микро-, макромир. Возможно, он и не совсем похож на «мир, открытый настежь бешенству ветров», как у Эдуарда Багрицкого, однако и камерным его тоже не назовешь при всем желании. Ведь поэзия Прохорова устремляется «голубем между строк / к солнцу над головами», а своим излюбленным жанром, по собственному признанию, он считает философскую лирику.
Какой же предстает реальность, преображенная «уникальной оптикой писателя», по меткому выражению самого Алексея Прохорова? На первых порах она способна даже ошеломить неожиданными переливами красок и звуков, богатством и щедростью голосов и оттенков. И снова мне вспоминается Багрицкий, его стихотворение «Птицелов»:
И пред ним, зеленый снизу,
Голубой и синий сверху,
Мир встает огромной птицей,
Свищет, щелкает, звенит…
«Варианты мировоззренческого ландшафта», по определению самого поэта, представленные на страницах сборника, разумеется, не полностью совпадают с этой картиной. «Вселенная Прохорова» возникает перед нами, пожалуй, более сокровенной, более лиричной, менее распахнутой, зато зовущей заглянуть в загадочную глубину:
Льется без устали солнечный свет
Множатся тени в пещерах планет
И звукопись, и светопись, и словно какая-то сияющая, манящая тайна… Меня, признаться, сразу и навсегда пленили, буквально заворожили следующие строки:
Здесь упоительно цветет сирень
И всепрощающе сверчок стрекочет
Поистине царственный всплеск и аромат весеннего цветения – и умиротворяющие трели сверчка… Но главное – всего в две строки уместился мир снаружи и изнутри, ибо его стрекотанье может раздаваться только в человеческом жилище, ведь недаром сверчок на печи признавался символом мира, домашнего тепла и уюта начиная с времен давно миновавших, еще диккенсовских. Невольно вспоминается и начало стихотворения А. Тарковского:
Если правду сказать, я по крови домашний сверчок,
Заповедную песню пою над печною золой…
Нетрудно заметить, что одним только упоминанием о сверчке А. Прохоров погружает нас в совершенно определенный культурный контекст. То же самое можно сказать и о строке «земляничные поляны звезды дом»: с одной стороны, перед читателем открывается целый космос, с другой же – возникает вполне определенная культурная ассоциация: Ингмар Бергман и его знаменитый фильм «Земляничная поляна» - символ юности, счастливого прошлого, которое остается в подсознании и обитает внутри нас. И подобных знаков на страницах сборника А. Прохорова можно найти множество, ибо далеко не беспочвенно он утверждает: «Остров памяти помнит все…» Память, не только индивидуальная, но и коллективная, общечеловеческая – важнейшее условие сохранения цивилизации и культуры, связи между поколениями. Не потому ли в стихах Прохорова мотив памяти звучит так настойчиво, почти как заклинание: «Запомни этот миг, простой и вечный…»
Мир, подаренный человеку для обитания и осмысления, предстает в философской лирике А. Прохорова удивительно зримо, в пленительных красках и звуках. На этом пути автору помогают серьезные занятия музыкой и живописью. «Сердце – лишь кисть и поэтому дальше пиши» - именно так он формулирует свое кредо в одном из стихотворений. Своим богатством он щедро делится с каждым, кто готов последовать за ним, ибо «сад и садовник ждут», и он готов пребывать в саду ( и в раю) не один, ибо «кто одинок, тот и устал».
Отдельного разговора заслуживают виртуозные аллитерации, филигранные звуковые повторы и внутренние рифмы, которых немало в стихах Прохорова, подчас напоминающих прихотливые композиции. Я приведу лишь несколько примеров, на самом деле их множество: «Залита золотом тонкая жизнь», «Смотри какую за тобой судьба сплела спираль», «Последний падший и незримый пилигрим»…Воистину для создания подобной звукописи необходимо обладать изощренным музыкальным слухом и, разумеется, любовью к слову.
Запомнился мне сразу и своеобразный авторский неологизм – «Неборосли», который, на мой взгляд, мог бы послужить достойным названием сборника. (Впрочем, как знать, возможно, в будущем и послужит). Думается, именно «неборослями» могли бы называться все, кто живет на земле, стремясь набрать некую духовную высоту. Не о них ли мимоходом, но многозначительно обмолвился поэт:
Здесь единицы пробуют летать
Не только по своей орбите
Надо ли упоминать, что сам автор сборника относится именно к их числу?
Закрывая прочитанную книгу, чего, в первую очередь, хочется пожелать поэту? Вдохновения? Я уверена, оно его не покинет. Новых сборников? Они обязательно будут. Может быть, того, чего некогда сам себе пожелал Борис Пастернак: « И напоследок впасть, как в ересь,/В неслыханную простоту…»
Елена Печерская
Свидетельство о публикации №124102105323