ОН иначе сочетал слова
Мандельштам не хочет разговаривать
стихом , - это прирождённый певец .
М. Волошин
Я - поэт пропущенных звеньев .
О . Мандельштам
- У Мандельштама нет учителя . Мы знаем истоки Пушкина и Блока , но кто
скажет , откуда донеслась до нас эта божественная гармония ? - А Ахматова
Батюшков
Словно гуляка с волшебною тростью ,
Батюшков нежный со мною живёт .
Он тополями шагает в замостье ,
Нюхает розу и Дафну поёт .
Ни на минуту не веря в разлуку ,
Кажется , я поклонился ему :
В светлой перчатке холодную руку
Я с лихрорадочной завистью жму.
Он усмехнулся. Я молвил : спасибо.
И не нашёл от смущения слов :
- Ни у кого - этих звуков изгибы ...
- И никогда этот говор валов.
Наше мученье и наше богатство ,
Косноязычный , с собой он принёс -
Шум стихотворства и колокол братства ,
И гармонический проливень слёз.
И отвечал мне оплакавший Тасса :
- Я к величанью ещё не привык ;
Только стихов виноградное мясо
Мне освежило случайно язык ...
Что ж ! Поднимай удивлённые брови
Ты , горожанин и друг горожан ,
Вечные сны , как образчики крови ,
Переливай из стакана в стакан .
О . Мандельштам. 1932
***
В непринуждённости творящего обмена ,
Суровость Тютчева - с ребячеством Верлена -
Скажите - кто бы мог искусно сочетать ,
Соединению придав свою печать ?
А русскому стиху так свойственно величье ,
Где вешний поцелуй и щебетанье птичье !
О . Мандельштам . 1908
***
Никто ничего не отнял -
Мне сладостно , что мы врозь !
Целую вас через сотни
Разъединяющих вёрст .
Я знаю : наш дар - неравен.
Мой голос впервые - тих .
Что вам , молодой Державин ,
Мой невоспитанный стих !
На страшный полёт крещу вас :
- Лети , молодой орёл !
Ты солнце стерпел не щурясь , -
Юный ли взгляд мой тяжёл ?
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед ...
Целую вас - через сотни
Разъединяющих лет .
М. Цветаева. 1916
Из воспоминаний И . Одоевцевой -
Встречи с Мандельштамом были всегда не похожи на встречи с другими
поэтами . И сам он ни на кого не походил .Он был не лучше и не хуже , а
совсем другой . Это чувствовали многие , даже , пожалуй , все .
Человек из другого мира , из мира поэзии.
(...) (... )
Входя в Дом литераторов или в Диск , я всегда чувствовала , что он здесь ,
прежде чем видела его . И на публичной лекции среди множества слушателей
безошибочно находила его , как будто над ним реял
Какой - то особенный свет ,
Какое - то лёгкое пламя ,
Которому имени нет .
Но у этого пламени было имя - благодать поэзии . Никогда , ни тогда , ни
потом , я не встречала поэта , которого пламя благодати и поэзии так
пронизывало бы .
***
Он верит в вес , он чтит пространство .
Он нежно любит матерьял .
Он вещество не укорял
За медленность и постоянство .
Строфы послушную квадригу
Он любит - буйно разогнав -
Остановить . И в том он прав ,
Что в вечности покорен мигу .
С Городецкий
Читая стихи
Любопытно , забавно и тонко
Стих , почти не похожий на стих .
Бормотанье сверчка и ребёнка
В совершенстве писатель постиг .
И в бессмыслице скомканной речи
Изощрённость известная есть .
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть ?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла ,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла ?
Нет ! поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам , ибо она
Не для тех , кто играя в шарады ,
Надевает колпак колдуна.
Тот , кто жизнью живёт настоящей ,
Кто к поэзии с детства привык ,
Вечно верует в животворящий ,
Полный разума русский язык.
Н . Заболоцкий. 1946
- Цель поэтического произведения - дать явлению название . Но в отличие
от науки , речь здесь идёт не о понимании , а об ощущении , потому полученная
формула должна быть чувственной , а не терминологической .- О. Мандельштам
Из воспоминаний И. Одоевцевой -
В тёмном углу , у самой статуи Родена (...) перед ночным столиком сидит
Мандельштам .(...)
Он держит карандаш в вытянутой руке , широко взмахивая им , будто
дирижирует невидимым оркестром (...)
Так вот как это происходит . А я и не знала. Не догадывалась . Я не раз
видела , как Гумилёв , наморщив лоб и скосив глаза , то писал , то зачёркивал
какое - нибудь слово и , вслух подбирая рифмы , сочинял стихи . Будто сочинял
арифмитическую задачу . Ничего таинственного , похожего на чудо , в этом не
было . И я не испытывала волнения , охватившего меня сейчас .Волнения и
смутного страха , как перед чем - то сверхъестественным.
Злобная поэма (фрагмент)
Он иначе сочетал слова .
Может , в этом всё его несчастье
И секрет недоброй этой власти -
Колдовства , безумства , мастерства .
Все рифмуют с Лермонтовым лето ,
Все рифмуют с Пушкиным гусей ,
Мандельштам неистовой кометой
Врезался в земную карусель .
Скучные рожденья и кончины .
Ткань времён в лишаинах канвы ,
Безнадёжно мертвенны мужчины ,
Безнадёжно женщины мертвы.
Рвётся в эту скаредность и хворость
Сквозь пространство скудносердных лет
Обречённый , вымороченный голос ,
Вырванный из времени поэт.
Вырвавшийся смерчем , обелиском ,
Вставший на скрещенье двух путей :
Пушкинской , Державинской , российской -
И своей позией .
Своей .
Этих строчек хриплое дыханье
И метафор рвущаяся прядь .
Невозможно жить его стихами ,
И легко , и просто умирать .
Л . Киселёв
- Поэт попадает в беду по причине своего языкового и , следовательно ,
психологического превосходства - чаще , чем из - за политических убеждений.
Песнь есть форма языкового неповиновения , и её звучание ставит под сомнение
много большее , чем конкретную политическую систему : оно колеблет весь
жазненный уклад . И число врагов растёт пропорционально .
И . Бродский
***
В бочку с водою упал квадрат солёного кристалла ,
Грани исчезли его , стала вода солоней .
Так и поэт , обронил ты в русскую душу случайно
Грусти Израиля соль , узкую горечь земли.
Б. Нелепо
Ларец и ключ
Осипу мандельштаму
( Тайну твоих созвучий разгадать пыталась Белла - спрятана в ларце
старинном или в улье . Хотя явных обиталищ нет у тайны тайн).
Когда бы этот день - тому , о ком читаю
де , ключ он подарил от ... скажем , от ларца
открытого ,,,свою так оберёг он тайну ,
как если бы ловил и окликал ловца.
Я не о тайне тайн , столь явных обиталищ
нет у неё , вся в нём , прозрачно заперта ,
как суть в устройстве сот .- Не много ль ты болтаешь ? -
мне чтенье говорит , которым занята .
Но я и так молчок , занятье уст - вино лишь ,
и терпок поцелуй имеретинских лоз .
Поправший Кутаис , в строку вступил Воронеж -
так пекло дум зовут , сокрыть не удалось .
Вернее - в дверь вошёл общения искатель .
Тоскою уязвлён и грёзой обольщён ,
он попросту живёт как житель и писатель
не в пекле никаком , а в центре областном .
Я сообщалась с ним в смущении двояком :
посол своей же тьмы иль вестник роковой
явился подтвердить , что свой чугунный якорь
удерживает Пётр чугунною рукой ?
"Эй , с якорем !" - шутил опалы завсегдатай .
Не следует дерзить чугунным и стальным .
Что вспыльчивый изгой был лишнею загадкой ,
с усмешкой небольшой приметил властелин .
Строй горла ярко наг и выдан пульсом пенья
и высоко над ним - лба над - седьмая пядь.
Где хруст и лязг возьмут уменья и терпенья ,
чтоб дланью не схватить и не защёлкнуть пасть ?
Сапог - всегда сосед священного сосуда
и вхож в глаза птенца , им не живать втроём .
Гость говорит : тех мест писателем союза
Отличный малый стал теперь секретарём .
Однако - поздний час . Мы навсегда простились ,
Ему не надо знать , чьей тени он сосед .
Признаться , столь глухих и сумрачных потылиц
не собиратель я для пиршеств иль бесед .
Когда бы этот день - тому , о ком страданье -
обыденный устой и содержанье дней ,
всё длилось бы ловца когтистого свиданье
с добычей меж ресниц , которых нет длинней.
Играла бы ладонь вещицей золотою
( лишь у совсем детей взор так же хитроват ).
И был бы дну воды даруем ключ ладонью ,
от тайнописи чьей отринет хиромант..
То , что ларцом зову , (он обречён покраже ).
и ульем быть могло для слета разных крыл :
пчелит аэроплан , присутствуют плюмажи ,
Италия плывёт на сухопарый Крым .
А далее ... Но нет ! Кабы сбылось "когда бы"
Я наклоненья где посул двойной найду ?
Не лучше ль сослагать купавы и канавы
и наклоненье ив с их образом в пруду ?
И всё это с моей последнею сиренью ,
с осою , что и так принадлежит ему ,
с тропой - вдоль соловья , через овраг - к селенью ,
и с кем - то по траве идущим (я иду).
Нам нужен штрих живой , усвоенный пейзажем ,
чтоб поступиться им , оставить дня вовне .
Но всё , что обретём , куда мы денем ? Скажем ,
в ларец . А ключ ? А ключ лежит в воде на дне.
Б. Ахмадулина .1988
Поэт не есть человек без профессии , ни на что не годный , а человек ,
преодолевший свою профессию, подчинивший её поэзии. Главное препятствие ,
которое приходится преодолевать поэту ,- это его собственное чувство юмора ,
критичности , самоконтроля . - О . Мандельштам .
***
В сочной прозе своей -
В дополненье
К стихам ,
Что не менее сочны
И сладки -
Неподвластный законам любым
Мандельштам ,
Точно жемчуг рассыпал
Загадки!..
Те загадки , в которых
Живая Печать
Неподвластного
Времени Слова !..
И Печать эту снять...
И слова
Разгадать ...
Мы пытаемся снова
И снова .
В . Константинов
Свидетельство о публикации №124102100437
Разложили жизнь по секундам - жизнь, и из каждой секунды - рубль!
А то и два, а то и пятак!
Киноленты - длиннее чем жизнь поэта, этот сказал и то и это,
где там он пописял, а может и, даже стесняюсь этого...
Стихи? Да все уже и забыли про стихи про эти, вот сидят такие у стола,
- а я ведь с ним жила!
- похлопайте этой даме! у нее в телеграмме подробности все!
- А сейчас реклама от сберспасибо и мы пригласим друга, который его тоже видел!
- Да, блять! гениальный был человек!
Интеграция, вставка, какие-то люди читают и может даже не его стихи,
да всем уже по....
В следящем году - будет сто лет!
- Баннеры навесим, снимем кино, распилим, почитаем, да за него!
Мадрид 25.10.2024 18:37 Заявить о нарушении