Дочь Монтесумы

Глава 15,часть 2. Часть 1 выше               
 Я прибыл в город Табаско, о прославленный Монтесума! Я нашел там теуля и привел его сюда. Я также
принес в жертву верховного жреца согласно твоему
царственному повелению и теперь возвращаю знак
императорской власти.
С этими словами Куаутемок передал советнику
перстень Монтесумы.
– Почему ты так задержался, племянник?
– В дороге случилась беда, о царственный Монтесума! Спасая мне жизнь, мой пленник теуль жестоко
пострадал от когтей пумы; ее шкуру мы привезли тебе
в дар. Только тогда император ацтеков впервые обратил ко мне взор. Один из советников подал ему свиток, и Монтесума принялся читать письмена-рисунки,
время от времени поглядывая на меня.
– Описание точное, – проговорил он, наконец. – В
нем не сказано только одного – что этот пленник прекраснее любого мужчины Анауака. Скажи, теуль, зачем твои собратья пришли в мои владения? Зачем
они убивают мой народ?
– Об этом я ничего не знаю, о повелитель, – ответил
я, как умел, с помощью Куаутемока. – Эти люди не
братья мне.
– В донесении сказано, что в твоих жилах течет
кровь теулей и что ты высадился на наши берега или
близ берегов с одной из их больших пирог, – ты сам
в этом признался.
– Да, это так, повелитель, однако я из другого племени, а до берега я доплыл в бочке.
– Я полагаю, что ты лжешь, – нахмурившись, проговорил Монтесума. – Так тебя сожрали бы крокодилы и акулы. Но скажи мне, теуль, – продолжал он с
видимым волнением, – скажи мне, вы правда дети Кецалькоатля?
– Не знаю, о повелитель. Я из племени белых людей, и нашим отцом был Адам.
– Наверное, это другое имя Кецалькоатля. Давно
уже было предсказано, что дети его вернутся, и вот
час их прихода, как видно, наступил.
Тяжело вздохнув, Монтесума заговорил снова:
– Ступай, теуль, завтра ты мне расскажешь о своих
собратьях, а потом совет жрецов решит твою участь.
Услыхав о жрецах, я затрясся всем телом, умоляюще сжал руки к воскликнул:
– Если хочешь, убей, повелитель, только не отдавай меня снова жрецам!
Все мы в руках жрецов, чьими устами говорят боги, – холодно возразил Монтесума. – Кроме того, я думаю, что ты мне солгал. А теперь – уходи!
Так я удалился с самыми мрачными предчувствиями, и Куаутемок, повесив голову, вышел вместе со
мной. Я проклинал тот час, когда черт меня дернул
сознаться, что во мне есть испанская кровь, хоть я и
не испанец. Знай я тогда то, что знаю теперь, даже
пытки не вырвали бы у меня ни слова! Но сейчас горевать об этом было уже поздно.
Вслед за Куаутемоком я прошел в отдаленные покои дворца Чапультепека, где нас ожидала его прелестная жена, царственная принцесса Течуишпо, а
вместе с ней еще несколько знатных мужчин и женщин. Среди них была и дочь Монтесумы.
Во время пышного ужина я оказался рядом с принцессой Отоми. Она мило беседовала со мной, расспрашивая о моей стране и о племени теулей. От нее
я узнал, что эти теули, или испанцы, весьма беспокоили императора, принимавшего их за детей бога Кецалькоатля. Монтесума свято верил в древнее пророчество, гласившее, что Кецалькоатль скоро вернется
и будет снова править своей страной.
В тот вечер Отоми была так очаровательна и царственно прекрасна, что сердце мое дрогнуло; впервые за все последнее время другая женщина заставила меня на миг забыть мою нареченную. Ведь она
была так далеко, где-то в Англии, и я уже думал, что
больше ее никогда не увижу! Но, как я узнал позднее,
в ту ночь сердце дрогнуло не только у меня.
Неподалеку от нас сидела Папанцин, царственная
сестра Монтесумы. Она была уже далеко не молода и вовсе не красива, однако я редко видел такое
привлекательное и в то же время такое печальное
лицо, словно уже отмеченное печатью смерти. Через
несколько недель она и в самом деле умерла, но даже
в могиле не обрела покоя. Однако об этом речь впереди.
Покончив с едой, мы запили ее напитком какао,
или шоколадом, и выкурили по трубке табаку. Этому
странному, но весьма приятному обычаю я научился
еще в Табаско и не могу от него отказаться до сих пор,
хотя доставать заморское зелье у нас в Англии нелегко.
Наконец, меня проводили в маленькую, облицованную панелями кедрового дерева комнату, отведенную
мне под спальню, однако заснуть мне долго еще не
удавалось. Я был переполнен новыми впечатлениями. Передо мной теснились странные картины незнакомой страны, столь высоко цивилизованной и одновременно варварской; я думал о ее печальном монархе, у которого есть все, что только может сердце пожелать: сказочные богатства, сотни прекрасных жен, любящие его дети, бесчисленные армии и все великолепие искусства; об этом абсолютном повелителе миллионов, правящем самой чудесной на свете империей, которому доступны все земные радости, об этом
человеке, равном богам во всем, кроме бессмертия,
и почитаемом, как божество, и в то же время угнетенном страхами и суевериями и в глубине души более
несчастном, чем самый последний раб из его дворцов. Вслед за пророком Екклезиастом Монтесума мог
бы горестно возопить:
«Собрал я себе серебра и золота и драгоценностей
от царей и областей; завел себе певцов и певиц и
услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия…
Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им;
не возбранял я сердцу моему никакого веселия; потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих;
и было это долею моею от всех трудов моих.
Но вот оглянулся я на все дела мои и на труд, которым трудился я, совершая их, и вижу – все суета и
томление духа, и нет от них пользы под солнцем!»
Так мог бы сказать Монтесума я так говорил он,
только другими словами. Пляска смерти, изображенная на стенах дитчингемской часовни, где скелеты ведут за собой трех царей, достаточно ясно показывает,
что монархам не избежать общей судьбы и что счастья отпущено на их долю ничуть не больше, чем на
долю прочих сынов человеческих. И даже совсем наоборот, как говорил мне однажды мой благодетель Андрес де Фонсека. Истинное счастье – лишь сон, от ко-
торого мы пробуждаемся ежечасно для горестей нашей короткой и многотрудной жизни.
Затем мои мысли перенеслись к прекрасной принцессе Отоми, смотревшей на меня, как я заметил, с
такой добротой, и образ ее был сладостен для моего
сердца, ибо я был молод, а моя единственная любовь
– Лили осталась где-то далеко-далеко и казалась мне
потерянной навсегда. Что же тут удивительного, если
меня покорили достоинства этой индейской девушки? Поистине не нашлось бы мужчины, которого она
бы не околдовала своей нежностью, красотой и той
особой царственной грацией, какую дает лишь кровь
императоров и долголетняя привычка повелевать. В
ней, так же как в ее пышных одеяниях, было нечто
варварское, но тогда я видел в этом лишь еще одно достоинство. Именно это больше всего притягивало и волновало меня; ее нежная женственность была
окрашена особым оттенком, непонятным и мрачным;
ее восточная роскошь, которой так не хватает нашим
слишком благовоспитанным английским леди, одновременно действовала на воображение и на чувства,
проникая через них прямо в сердце.
Да, Отоми была из тех женщин, о чьей любви мужчина может только мечтать, зная, что подобных характеров на свете очень немного, а исключительных
условий, способных их воспитать, – и того меньше.
Целомудренная и страстная, царственно благородная, богато одаренная природой, очень женственная,
одновременно храбрая, как воин, и прекрасная, как
прекраснейшая из ночей, с живым разумом, открытым для познания, и светлой душой, которую неспособно сломить никакое испытание, с виду вечно изменчивая, но в действительности преданная и дорожащая своей честью, как мужчина, – такова была Отоми, дочь Монтесумы, принцесса племен отоми. Можно ли удивляться, что ее красота запала мне в сердце, и что позднее, когда судьба подарила мне любовь
принцессы, я ее тоже полюбил?
И в то же время в характере Отоми были такие черты, которые оттолкнули бы меня, если бы я о них знал.
Несмотря на все свои достоинства, красоту и очарование, Отоми оставалась в глубине души дикаркой, и
как она ни старалась это скрыть, кровь ацтеков временами брала в ней свое.
Так я раздумывал, лежа в одной из комнат дворца Чапультепека, когда тяжелые шаги стражи за дверью напомнили мне о том, что любовь и прочие прекрасные вещи не для меня, ибо жизнь моя по-прежнему висит на волоске. Завтра жрецы будут определять мою участь, а пленник, попавший в руки жрецов, может предугадать их решение заранее. Я был
для них чужестранцем из племени белых людей. Та-
кая жертва, конечно, в тысячу раз приятнее их богам,
чем сердце простого индейца. Меня для того спасли
от жертвенного ножа в Табаско, чтобы положить на
более высокий алтарь Теночтитлана, – вот и все. Мне
суждено погибнуть ужасной смертью вдали от родины, и ни одна душа на земле об этом даже не узнает.
С такими печальными мыслями я погрузился в сон.
Меня разбудили утренние лучи солнца. Поднявшись со своей циновки, я подошел к оконному проему,
забранному деревянной решеткой, и выглянул наружу.
Дворец, где я находился, стоял на вершине каменистого холма. Его подножие омывали волны озера Тескоко, посреди которого примерно в миле с небольшим
вздымались над водой храмовые башни Теночтитлана. По склонам холма и вокруг него отдельными
группами росли гигантские кедры, увешанные серыми
бородами лишайников, придававшими им странный
призрачный вид. Они были так огромны, что самый
большой дуб из нашего дитчингемского прихода показался бы карликом рядом с самым маленьким кедром,
а самый высокий из них достигал у земли в окружности двадцати двух шагов. Между этими древними исполинами и в тени их ветвей раскинулись сады Монтесумы, с удивительными пышными цветами, с мраморными водометами, с многочисленными птичника-
ми и вагонами для диких зверей. Мне кажется, я не  я не
видел на свете ничего прекраснее![4] «Ну что ж, – подумал я про себя. – Пусть я погибну! Зато я видел Анауак, его императора, его обычаи и его народ, а это уже
кое-что значит!»
Хагард


Рецензии