Заочная экскурсия в Русский государственный музей

Кардапольцева Татьяна 8 класс
Руководитель Воронцова М.А.

Заочная экскурсия


     Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев-обречена на вымирание. (Л.Н. Толстой).
   Однажды, побывав на экскурсии в Музейно-выставочном комплексе стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова, я поняла, что у меня появилась мечта- узнать побольше о разных музеях нашей большой России. Это же так интересно погружаться в мир искусства, мир художников, раскрывая его тайны, постигая его мастерство. Но самое важное- передать это все другим людям. А почему бы и мне не попробовать? Решила я и очутилась в Русском Государственном Музее. Представляя, что я уже экскурсовод, я повела по прекраснейшему музею-гордости нашей страны, своих любознательных слушателей.
    Итак, дамы и господа , вот мы и подходим в святую святых- Государственный Русский музей, находящийся в легендарном городе Санкт-Петербурге. Здесь находится  крупнейшая в мире коллекция памятников русского искусства. Решение о его основании было принято ещё Александром 3. Затем 25 апреля 1895 года Николай 2 указал приказ  «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». На сегодня коллекция  насчитывает более 400 000 экспонатов. Мы с вами совершим экскурсию в Михайловский дворец , где расположена основная экспозиция музея. Построен Михайловский дворец по проекту выдающегося архитектора К. Росси в стилях неоклассицизма и модерна. Входим в роскошный вестибюль и видим очень красивую лестницу.  Ступая по этим ступеням, мне кажется, что я  пришла на бал, как главный гость торжества. На мне легкое желтое муслиновое платье. Слева и справа  на меня с интересом поглядывают важные лица: князья, графы- все они смотрят на меня удивленно. Я же чувствую  себя  великолепным пестрым павлином среди изысканных лебедей. Вы тоже себя так чувствуете во дворце? Поднявшись наверх, мы оказываемся в отделе искусства 12-19 веков. В парадном вестибюле находятся прекраснейшие скульптуры, а мы входим в 1 зал.  Сверху потолок, украшенный золотом и роскошными  люстрами.  И среди всех картин мне приглянулась икона «Ангел Златые Власы». Его не то грустная, не то кроткая улыбка завораживает людей, словно призывает остановиться и рассмотреть  черты таинственного лика поближе. Роскошные волосы ниспадают на плечи, и по каждому волоску проложена тонкая ниточка золотого цвета, отчего лик буквально сияет небесным божественным светом. Здесь ощутим особый торжественный и одновременно гармоничный лад, отличающий бессмертные творения, предположительно, греческого художника, имя которого осталось неизвестным. Глядя на эту икону, я забываю обо всем, на меня находит умиротворение. Смотрела бы очень долго, но мы с вами отправимся дальше.
        А дальше, когда мы будем проходить в другие залы, осматривайте прекрасные потолки, на которых тоже располагаются разные картины. Не оставьте их своим вниманием.
  Хочу остановиться еще у  одной картины. Это «Портрет Петра 3»,   сына герцога Голштейна Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра 1 Анны Ивановны. В 1742 году Петр привезен в Петербург как наследник престола. Парадный портрет императора свидетельствует о большом профессиональном мастерстве живописца, умении скомпоновать фигуру в рост среди аксессуаров царственной обстановки с троном, регалиями царской власти , в роскошной мантии, с традиционной колонной . Император изображен одетым в мундир лейб-гвардии Преображенского полка, с офицерским нагрудным знаком и орденом святого Андрея Первозванного.
       Проходя через другие залы, мы можем увидеть «Полтавские Баталии» К.Б. Растрелли, портреты ,написанные Христинком К.Л. и подходим к нашему следующему замечательному экспонату- картине «Поликрат».  Ее сюжет взят из истории Древней Греции. Поликрат- это греческий царь, основатель города Самос. Поликрат  был тираном , который был безжалостен как к подданным, так и к врагам. Изображение смерти распятого врагами тирана стало одной из значительных и удивительных работ художника.
       Наконец, мы перейдем в самый изысканный ,по моему мнению ,Белый зал . Он просто завораживает меня своей благородностью. В нем вы можете полюбоваться старинными вазами, золоченые  стулья, диваны и столы важно стоят на витиеватых ножках, словно осуждают нас за внезапное вторжение в их идеально-красивый мир. Здесь можно понять насколько изысканно жили цари и императоры в то время. Но я бы не хотела сама жить в такой утонченно- красивой обстановке.
       Сейчас мы с вами подойдем  к одной из самых больших и величественных картин. Полотно называется «Последний день  Помпеи». Брюллов Карл Павлович хотел показать одно из масштабных  событий прошлого, особенно его впечатлили  увиденные им на раскопках в Помпее  руины. Иллюстрация показывает  трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией. Но смысл ее символичен. Художник воплотил в картине идею становления христианской религии и распад язычества.  Картина всегда привлекала огромное количество зрителей не только своими размерами (30 кв.м.), но и таинственными символами. Я уверена, что вы тоже попытаетесь их разгадать.
         Пришло время перейти на первый этаж, где все картины  выполнены во второй половине 19 века.  Спускаемся.  Перила лестниц украшены завитками растений, внутри каждого завитка - четырехлепестковый цветок. Ощущать их ладонями- одно удовольствие. Вот мы ступаем на последнюю ступеньку и перед нами уже более скромные залы ,чем на 2 этаже, но все равно понятно, что здесь жили люди с особенным изысканным вкусом. В одном из залов находится портрет русской оперной певицы  Елизаветы Андреевны Лавровской.  Она много гастролировала по России и за границей, тем самым завоевала мировую известность. Крамской изобразил певицу на эстраде в Дворянском собрании в 1879, когда она была одной из ведущих солисток Мариинского театра. Многие выдающиеся люди ее хвалили, такие как П. Чайковский, Дж. Россини, С.В Рахманинов и другие. Эта красивая женщина чем-то заворожила меня и оставила след в моем сердечке. Взгляд наш привдекла одна из известнейших картин «Витязь на распутье». Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-«вещуном» посреди болотистой равнины.   Эта картина написанаВ.М. Васнецовым под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он в раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что голова могучего коня также опущена. Перед богатырем находится камень, на котором, как  в былинах и сказках, написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: “ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному”. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти. От этой картины у меня  дух захватывает! Чувствую себя песчинкой в поле.
   Еще долго можно ходить очарованным бесконечными галереями и шедеврами  Русского  художественного музея, на это у нас уйдет немало времени. Уйти отсюда сложно. Каждому экспонату хочется уделить свое внимание,  задушевно поговорить с ним. Но не все сразу. Я уверена, что мы сюда еще вернемся и продолжим нашу экскурсию более детально. А на сегодня  наша экскурсия по Государственному Русскому музею в Михайловском дворце закончилась. Многие люди не могут посещать музеи , а заочная экскурсия помогает им это сделать. Мне очень понравилось проводить вас по Музею, где были собраны известные экспонаты. Для себя я поняла, что экскурсовод- это очень интересная и важная профессия, думаю, в будущем я выберу именно эту профессию. Я поняла, насколько она важна.  И.С. Тургенев говорил: «Великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные устремления его к добру, красоте, свету»  Я чувствую, что готова помогать нести этот свет людям.
10.09.2023.


Рецензии