Новая Система Образования и Воспитания в Вузах
Полная свобода: никто по-настоящему не контролирует посещение лекций, на практических семинарах развлекательно демонстрируют методики познания по различным наукам. Милая девушка, в которую я невзначай влюбился, оказалась в моей группе. Вечерами в студенческом общежитии, в актовом зале, звучит музыка, танцы, все с удовольствием танцуют парами. К сожалению, только те, кто живут в общежитии, а харьковчане остаются дома.
В университете много иностанных студентов из ГДР, Польши, Алжира, Вьетнама. Новые и новые знакомства. Один алжирец, увлекающийся джазом, говорящий по-франзузски, поселён в нашу комнату. Он привёз проигрыватель и стопку пластинок: самое новое, самое интересное со всего света. Я с удовольствием слушаю все эти джазовые ходы, но меня расстраивает отсутствие в джазе ясной и глубокой мелодии, о чём мы с алжирцем иногда спорим.
Начинается студенческое брожжение: у нас, на Биологическом факультете, появляется баламут, который увлекается философией Аристотеля, мой друг, Александр, работая ночным сторожем, взапой читает Достоевского, другой, с длинным носом, срастается с Гоголем, я читаю наизусть стихи Тютчева. Дима Романов и Александр Присный на всех лекциях пишут свои стихи или устраивают какие-то словестные игрища, когда ты пишешь свою строчку, а последнее слово в ней открываешь, другой пишет свою строку, а потом всё это читается на паузах между лекциями, и все ржут от неожиданных поворотов в тексте.
Полная свобода! А впереди — сессия, от результатов которой зависит твоя стипендия.
Только студенты из ГДР, организованные молодёжным союзом, каждый день по вечерам садятся группой за общий стол и прорабатывают все знания, которые были получены на лекциях и семинарах. Только у них самая интересная система записи конспектов в больших тетрадях, в которых оставляется место для дальнейшей проработки. Но и они не пропускают ни одного еженедельного вечера танцев. Более того, создают свой музыкальный ансамбль и небольшой театр, где разыгрывают юмористические сценки. Юмор, конечно, специфический.
Поскольку студенческие столовые есть и в университете, и в общежитии, вопрос питания решается сам собой, но иногда студенты готовят на кухоньках в общежитиях сами. Когда студенты из Вьетнама жарят селёдку, то об этом знают все этажи общежития! Но и наши студенты жарят себе картошку или кипятят чай.
Все живут довольно дружно, а сближают нас еженедельные танцы. Тогда ещё любили танцевать парами: парни с девушками, при этом ты мог выбирать кого угодно, и это ни у кого не вызывало особой ревности.
За студенческие годы мы прослушали самые новые и самые лучшие ансамбли со всего мира. Тогда славился ещё винил. Но какого качества! Танцевали все по-разному, и учились друг у друга.
Но наступила сессия, и все студенты уселись за учебники — денно и нощно! Можно ли учебник прочитать и изучить за семь дней? Можно! Можно даже выучить самые важные места наизусть. Никаких танцулек: сессия! Подготовка, а потом экзамен — письменный или устный. И новый предмет! Чтобы прочитать Новый учебник и выучить самое важное наизусть, нужно было забыть всё то, что изучал до этого, освободить мозг, поэтому между экзаменами мы устраивали разгрузку со стаканом вина, чаще всего с портвейном.
И снова семь дней погружения в учебник и конспекты. И снова экзамен. Так продолжалось пять-шесть раз, и если ты сдавал экзамены благополучно, то есть получал пятёрку или четвёрку, то стипендия была тебе обеспечена, если же получал тройку или вовсе не сдавал экзамен или зачёт, тебя стипендии тебя лишали, а это уже грозило тем, что ты должен был где-то подрабатывать!
Только однажды я не получил стипендию, и это произвело на меня неизглядимое впечатление и добавило мне жизненного опыта. Сергей Сафронов, присланный в ХГУ из Казахстана, при нашем знакомстве огорчился, что я смог поднять 32-килограмовую гирю вертикально, а он не смог. На третьем курсе Сергей мог уже вращать эту самую гирю вокруг головы, крутить её в воздухе, его худинькое тело превратилось в атлета! Так вот, Сергей пригласил меня на разгрузку поезда. Всего 56 тонн мясо-костной муки в мешках по 50 килограмм нужно расположить аккуратно рядом. А нас только двое. И поесть — буханка хлеба, килограмм сахара, да бутыль воды.
Первые тонны, скажу я вам, даются трудно, потом уже весело, почти что с песней, потом настаёт момент, когда уже ничего не можешь, но потом что-то в тебе случается, и ты уже бросаешь эти мешки, словно пуховые подушки. За один вагон мы зарабатывали по стипендии!
Было на что жить! Но Сергей летел в Ленинград, чтобы встретиться с любимой девушкой, и чтобы потом снова разгружать вагоны! Именно тогда я услышал песни Новеллы Матвеевой, звучащие с пластинки, привезённые Сергеем, и всё понял: он втюрился! Я тоже был влюблён, но моя любовь была ещё несчастней или счастливей, не знаю, моя любовь была чисто духовной. Я бродил ночами по городу, смотрел звёздное небо и писал в уме целые симфонии или рок-оперу на поэму Владимира Маяковского «Облако в Штанах».
Ещё я размышлял о несовершенстве Системы Образования в Высшей Школе, я понимал, что то чудное напряжение, которое мы испытывали на Сессии при подготовке к экзамену, часто бывает впустую, так как выученный предмет мы просты вынуждены забывать, чтобы выучивать следущий предмет и сдавать следующий экзамен. К сожалению, и семестр, когда мы слушали поочерёдно несколько предметов, несколько наук, проходили несколько различных практик, казался мне недостаточно
организованным. Не содержание предметов, а сама Система Образования в вузах казалась мне недостаточно оптимальной. А главное — это первый и единственный срыв, когда я перестал получать стипендию, и вынужден был разгружать вагоны, углубил меня в Психологию и Педагогику, которые были тоже предметами нашего изучения, как и Научный Коммунизм.
Мы изучаем, как организована Живая Клетка организма, мы изучаем, как должно быть организовано Коммунистическое Общество, и я всеми клеточками своего организма чувствую, что Вузовскую Систему Образования можно улучшить. Но как? Миша, изучающий Аристотеля, предлагает создать Философское общество на факультете, парень с длинным носом говорить о мистицизме Гоголя, Александр цитирует Достоевского, я вчитываюсь в педагогику и психологию, и мы все дискутируем вечерами у раскрытого окна. Это могло всё очень плохо кончиться, потому что всё очень уж походило на Заговор, и кажется, нами уже заинтересовались.
И тут! Я не помню досконально этот момент, это мгновение, оно не сопровождалось ничем исключительным, не было никакого исчезновения реальности, никакого столпа света, никакой удивительной музыки. Просто я сразу и целиком увидел Новую Систему Образования в вузах.
Я мог говорить о ней бесконечно, развивая её преимущества с разных точек зрения. Больше ни о чём другом уже я думать не мог. И я не скрывал Идеи, я говорил о Новой Системе Образования, которая пришла мне в голову, и надо сказать, что милые девушки и парни, ходили за мной следом, а я выдвигал новые и новые аргументы, рисовал новые и новые образы Новой Системы. Очень любил, что кто-то пытался мне противоречить, и тогда моё красноречие росло у всех на глазах.
Нужно было писать Дипломную работу по Биологии, но мне хотелось развить свою Идею Новой Системы Образования в высшей школе. И надо сказать, что работа над этой темой доставила бы мне удивительное наслаждение: я построил пульт и писал стоя, писал шесть месяцев, а главное, договорился с преподавательницей психологии, что она официально дозволяет мне это делать, и если я не осилю Докторскую, то просто буду сдавать Госэкзамены по всем предметам.
Нужно было брать быка за рога, сразу Самостоятельно формировать Новую Систему Понятий, а я хотел опереться на плечи гигантов педагогики: читать и полемизировать. Времени не хватало. Полгода — слишком маленький срок!
Я благополучно сдал Выпускные экзамены, и положил аккуратно выписанные страницы в клеточку ученическими чернилами — свою работу — под сукно. При распределении мне выпадал город Николаев, но мне захотелось исследовать сельскую школу, и я уступил своё место, попросившись в село Лопатичи. Целый год я преподавал химию и биологию, анатомию и физиологию человека, сельскохозяйственную практику в школе, и мечты об эксперименте в Университете, когда бы мне предоставили возможность целому курсу работать по новой системе, пришлось отложить.
Кто-нибудь и сейчас говорит о Системе Образования в высшей школе? По-моему никто до сих пор и не выдвигает нечто подобное, даже никто и не упоминает о Системе, не так ли?
НОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ
© Copyright: Евгений Петрович Свидченко, 2021
Семестр делится на три части:
1. Самостоятельно-групповое освоение материала.
Студент получает план и доступ к серверу,
включается в маленькую группу из 4 — 7 сокурсников.
Группой изучается только один предмет:
6 часов каждый самостоятельно с конспектированием на ноутбуке,
2 часа обсуждения в группе с использованием конспектов.
Пять дней изучения материала, на шестой — экзамен.
Экзамен в программе всегда новый, с автоматическим выставлением оценки, как
часть Госэкзамена.
День отдыха,
затем самостоятельное и в группе изучение материала
другого предмета по той же схеме.
Всего самостоятельно и в группе осваивается за семестр
материал пяти-шести предметов, сдаётся пять-шесть экзаменов.
2. Дальше следуют курсы лекций и практических занятий:
4 часа профессора и доценты каждый день читают лекции —
по самым актуальным проблемам науки. Студенты ведут конспект.
4 часа ведут практические занятия в лабораториях
по отработанным методикам исследований.
Студенты ведут конспекты, продолжая конспекты предметов,
осваивают методики, готовят доклады, статьи по своим разработкам.
В конце второго цикла студентам выставляются оценки
за проявление инициативы и освоение методик.
3. Научная конференция с прочтением докладов и обсуждений
сначала в группе,
потом курсовая
и вузовская конференция.
Все студенты обязаны посещать конференции всех уровней
и вести конспекты. Студентам выставляются оценки за доклад,
за активное участие в обсуждениях, качество конспектов.
4. Затем выставляются средние оценки по всем предметам, которые
влияют на получение стипендии. Учитываются десятые и сотые балла.
5. Вывешиваются списки и фото лучших студентов.
6. После этого наступают каникулы.
7. И — следущий семестр.
1. Сессия, по сути, переносится в начало семестра. Основы Предмета изучаются самостоятельно, и в небольшой группе студентов. Стимул — госэкзамен и оценка — за самостоятельно-групповое усвоение наук.
2. После шести недель напряжённой сессии, после освоения основ предметов, профессора читают лекции по самым новым и интересным исследованиям и открытиям в науке. Лекции становятся интереснее, так как не повторяют учебник. Можно даже позволить студентам выставлять оценки профессорам за качество лекций.
3. А при работе на практических занятиях студенты осваивают научные методики исследований, могут тесно общаться с профессорами и доцентами.
4. При этом студенты сами готовят доклады для конференций. Сначала доклады читаются в группах, а самые лучшие из них выдвигаются на курсовую конференцию.
5. Общая оценка, влияющая на стипендию, выставляется в конце семестра, и фотографии и фамилии лучших студентов вывешиваются на Доске Почёта.
6. А каникулы (для сближения студентов) можно проводить и в туристических походах.
Свидетельство о публикации №124102101167