Из философии Старой Европы

Перечень
Из философии Спинозы. О Боге и человеке
Из философии Юма. О человеческой природе
Из философии Канта. О чистом разуме
__________
Примечание: В сборнике представлены краткие поэтические конспекты произведений западно-европейских философов


Из философии Спинозы. О Боге и человеке
По "Краткому трактату о Боге, человеке и его счастье" Бенедикта Спинозы (1632 - 1677 г.г.) - нидерландского философа-рационалиста и натуралиста еврейского происхождения, одного из главных представителей философии Нового времени, за свободомыслие отлучённого от еврейской общины в 1656 г.
хх
Идея сущность отражает,
Нет сущности - идеи нет.
"Идею Бога" каждый знает,
"Бог есть" - логический ответ.
хх
В "ничто" ничто не наблюдаем,
А в "нечто" кое-что найдём.
"Бог совершенен" - это знаем,
А значит, "всё" находим в нём.
хх
Бог всё созда'л, всего причина,
Никто не нужен - помогать.
Конец-начало - Бога сила
И Мир без Бога не познать.
хх
"Идея Бога" - "совершенство",
Для вещи это - "бытие".
Не обнаружим ли злодейство,
Коль вещь отправили в "нигде"?
хх
Над миром Бог всегда в работе -
Вещей случайных в Мире нет.
"Зачем же зло?" - вопрос найдёте,
"В том относительность" - ответ.
хх
Твердят Философы иные -
Мол, "Человек - причина зла".
Их вывод: "Он - себя причина"?
Но лишь о Боге - те слова.
хх
Природа может порождать,
Природа может быть рождённой.
И в первой - Бога нам признать,
А во второй - Мир сотворённый.
хх
Что создано, так разделять:
От Бога - то, что обще в Мире,
Тем Общим, надо бы принять,
Творится частное доныне.
хх
От Бога вещи две на Свете:
В немыслящем - "движенье" есть,
А в том, что мыслит, мы отметим,
Что Богом "разум" вложен в вещь.
хх
Что "хорошо" и что есть "плохо"?
"Таких вещей в природе нет.
Всё относительно до срока" -
Такой вам на вопрос ответ.
хх
Как Мир, себя мы узнаём? -
"От мнений" - это первый способ,
Второй - "от Веры" мы идём,
И есть "Познанье" для вопросов.
хх
Путь первый нас ведёт к страстям,
Второй - к хорошим побужденьям.
Главенство третьему отдам -
Путь к истине и убежденьям.
хх
Есть в "удивлении" порок:
"Такое не встречалось прежде".
Напрасен Мудрецов урок,
Когда другим отказ в надежде.
хх
"Любовь" идёт от чьих-то фраз -
Отца мы мнение приемлем.
И "ненависть" проникнет в нас -
От мнений, взятых без сомнений.
хх
"Желание" - то мнений власть.
Есть мнение: "Лекарство гоже",
Кричим: "Подайте, чтоб не пасть!",
Хоть и болезнь не уничтожит.
хх
Чрез Веру думал Мир познать? -
Узнать предназначенье сможешь.
Но можно ль "вещи" суть понять,
Ведь идеал и жизнь - не схожи?
хх
Но Вера нам покажет путь -
К тому, что мы зовём "Познанье",
В лицо чтоб "Истине" взглянуть,
"Добру" и "Злу" дать очертанья.
хх
Не совершенен человек,
Достичь того - желанье вечно.
Прими: "Добро" толкает вверх,
"Зло" вниз его ведёт, конечно.
хх
"Любовь" - от вещи наслажденье,
В том единенье с ней найдём.
Изменится о вещи мненье -
И от любви тогда уйдём.
хх
Объекты так в любви поделим:
Есть те, что можем изменять,
Есть те, что вряд ли мы изменим,
Их вечность Богом охранять.
хх
Кто преходящее лишь любит,
Несчастным может часто быть -
Вещь потеряет, страсть погубит.
Учитесь Вечное любить.
хх
"Любовь" идёт от осознанья,
Что вещь - прекрасна, хороша.
О Боге будет лишь то знанье,
К нему стремится пусть душа.
хх
Любовь ведёт нас к совершенству,
А ненависть - наоборот,
Не надо потакать злодейству,
Чтоб не испытывать невзгод.
хх
Разумный ненависть отбросит.
Пусть вещь сегодня вам плоха,
А завтра и добро приносит -
Не надо гнева к ней пока.
хх
Все мысли с совестью сверяйте,
Та к гибели нас не влечёт.
Во всех вещах добро познайте,
Такой путь к благу приведёт.
хх
"Неудовольствие" - печаль,
Приходит от непониманья.
Не надо с ней пускаться в даль,
Обогатить бы лучше знанье.
хх
Потерю не всегда вернёшь -
Не делай зло, чтоб то исправить.
Ты "наслаждение" найдёшь,
В печали если Бога славить.
хх
Несовершенны мы - известно,
Но презирать не надо род.
"Смиренность" лишь тогда уместна,
Когда она в себе живёт.
хх
С смирением оценим силы -
На лестнице, что вверх ведёт.
"Бахвальство", "робость" там не милы -
Иль cкатится, иль не взойдёт.
хх
Есть вещи случайны, а есть неизбежны,
Приходят иль сами, иль нам их достичь.
Отсюда - "надежды с печалью" известны
И "страхам", "покою" в судьбе нашей быть.
хх
Тот "трус", если к действию он не способен,
Тот "смел", если знает и к вещи идёт.
Когда же путь сложен, совсем не удобен,
"Отважным" любой вам его назовёт.
хх
Коль что-то не сделал, то "совесть загложет",
А сделал дурное - "раскаянья боль".
Печали, конечно, те чувства умножат,
А значит, отбросить себе их позволь.
хх
"Насмешку" считаю плохим очень чувством,
Она иль ошибочна, или вредна.
Иль боль доставляешь ты этим "искусством",
Иль вред - не сказав, где пути до добра.
хх
"Честь", "стыд" без пользы - суета,
Живи всегда - как жил б один.
В "бесстыдстве" будет маета,
Из детских вышел коль штанин.
хх
Раз совершенен человек -
Добро он делает любому
И "благодарности навек"
Не ищет действию такому.
хх
"Скорбим", когда мы потеряли -
То, что не в силах возвратить.
Мы о "печали" уж сказали -
Что скорбь нам надо победить.
хх
Чтоб не впадать в дурные страсти -
Познай рассудком и люби.
Но всё изменчиво, к несчастью, -
С любовью к Богу лишь иди.
хх
То "истина" - что вещи суть,
А "ложь" - что суть ту искажает.
Суть неизменна - в этом путь
Понять, где истина бывает.
хх
Нам "волю" разум создаёт,
Добро и зло отринув в вещи.
"Желание" всегда влечёт -
Известное добыть в надежде.
хх
"Идеи вещи" в "воле" нет,
А значит, в "воле" нет любви -
Нельзя любить, не видя свет
Того, к которому вы шли.
хх
Чтоб волю нашу проявить,
Желания подчас не надо.
Но чтоб желанного достичь,
Без воли - призрачна награда.
хх
Но кто нам волю придаёт? -
Лишь тот - причина кто всего.
Нас Бог к волению зовёт -
Свободу не найдёт никто.
хх
Раз человек - то Мира часть,
А Бог благой весь Мир творит.
Не надо перед страхом пасть -
Что Бог за страсти нас корит.
хх
Как часть природы - человек
Её законы должен чтить.
В том служба Богу нам навек,
Лишь так нам счастия достичь.
хх
Признайте, это так удобно:
За "грех" их "мнение" принять,
"Закон" как "Вера" - превосходно,
"Грехи" со "знаньем" отвергать.
хх
Когда душа в одно стремится,
А тело свой имеет путь,
"Подавленность" у вас случится -
Понять причину не забудь.
хх
Причина для любви - не в теле,
Печаль в нём тоже не ищи.
Раз "страсти" вы понять хотели -
Глядите в океан души.
хх
Вино к веселию приводит -
Так "тело" с "телом" говорит.
Но если из души исходит -
То совершенней будет вид.
хх
"Идея" с "вещью" пребывает
И "вещи" без "идеи" нет.
Душа ли телом управляет,
Иль тело? "Вместе" - вот ответ.
хх
Как знаем о добре и зле?
Их - мненья, опыт принесёт.
То, что внутри, сильней извне -
И разум мнения сотрёт.
хх
Душа - у тех, кто разумеет,
Она в их теле путь вершит.
Но с Богом связь она имеет,
Бессмертность от того души.
хх
Имеем душу - с Богом связь,
Поэтому мы любим Бога.
И без души нам всем пропа'сть -
Не будет вечною дорога.
хх
То, что нельзя нарушить нам,
То есть - "Божественный Закон".
А тот, что "нарушать - не срам",
Был человеком водружён.
хх
В Природе вечной много силы,
Людей законы - мелковаты.
Мы часть Природы до могилы
И, может, мы - не цель, ребята.
хх
Бог не нуждается в словах
И чудеса тож не нужны.
Общенье? - Разум в головах
И Вера для того важны.
хх
О Дьяволах скажу я слово,
Быть может, это и не ново.
Конечно, Дьяволов тех нет,
Раз отвергают Божий свет.
хх
Всё существует лишь от Бога.
Кто отвергает - вне Чертога,
Мгновенье лишь он существует.
Как не впустить их - нас волнует.
хх
Нас страсти губят, это ясно.
Нас разум от страстей спасёт.
Дорога та тогда прекрасна -
К познанью Бога коль ведёт.
хх
"Свободу истинной" признаю -
Раз связан с Богом человек.
Я с Ним сверяться призываю -
В идеях, действиях навек.


Из философии Юма. О человеческой природе
По "Сокращённому изложению трактата "О человеческой природе" Дэвида Юма (1711 - 1776 г.г.) - философа эпохи шотландского Просвещения, историка и экономиста, наиболее известного своей системой философского эмпиризма, скептицизма и натурализма
хх
Ученья есть о человеке,
Но надо точность привнести.
Наука главна в нашем веке,
Идти нам по её пути.
хх
Рассмотрим "опыта" природу,
Суть человека разберём.
Гипотезам пустым в угоду
Путём мы прежним не пойдём.
хх
Мир человек воспринимает.
Коль чувствами - то "впечатлён".
Когда о Мире размышляет -
В "идеях" создаётся он.
хх
"Идея" - то всегда вторично,
Отображает то, что есть.
Из опыта нам неприлично -
"Идею" главною учесть.
хх
И если нам "идея" тёмна,
Что отражает - не найти,
Значение её - условно,
Пусты "идеи" той пути.
хх
Когда мы ищем связь объектов,
Причины, действия важны.
Мы очерёдности моментов
Увидеть для того должны.
хх
Шары бильярдные катая,
Мы видим цепь из их толчков.
В истории событья зная,
Ту цепь увидеть будь готов.
хх
И чтобы знать, как шар качнётся,
То опыт должен быть в игре.
"Привычкой" это назовётся,
Подходит слово нам вполне.
хх
Когда о будущем гадаем,
Такой же принцип надо взять.
То, что придёт, тогда мы знаем,
Когда свой опыт изучать.
хх
А размышлять ты можешь долго -
Куда тебя путь приведёт.
Без опыта в том мало толка,
Лишь жизнь нам опыт тот даёт.
хх
Раз мы из опыта "то" знаем,
Мы верим - "то" произойдёт,
Тогда так "веру" понимаем -
Она с "привычкою" идёт.
хх
Та "вера", что идёт от факта,
Сильнее той, что от ума.
Нашёл в поэзии страсть как-то?
Но в жизни лишь она полна.
хх
Бывает, что одна причина,
А действия приносит два.
Что чаще будет, в том и сила,
В то и поверим мы всегда.
хх
Чтоб смежное влекло другое,
Одно из них должно быть раньше.
В причине - силу, мощь открою:
"Энергия" - скажу без фальши.
хх
Есть утверждения такие:
"Энергию" нам не видать,
А значит, Силы есть Благие.
Но может, стоит поискать?
хх
К тем, кто на Бога уповает,
Другой "энергии", мол, нет,
Вопрос, конечно, возникает -
Откуда той "идеи" след?
хх
"Идеи" мы приобретаем -
От действий нашего ума?
То "размышленьем" называем.
Причина в нём - решим тогда?
хх
Я "душу" назову системой:
Включает холод и тепло,
И гнев с любовью неизменной,
Мысль с ощущением - одно.
хх
От тела к телу дух стремится,
Когда есть между ними связь,
"Необходимости" - случиться,
"Свободе воли" же - пропа'сть.
хх
Хоть не всегда понятны нам -
Мотивы в действиях людей,
Но если часты связи там -
Поймём причину всех затей.
хх
"Идея" отражает Мир,
Но есть и то, что посильней.
"Воображенья" славный пир -
Создаст любой Мир без "идей".
хх
Но даже в мыслях дух царит,
"Идеи" складывая в ряд,
Где правда жизни говорит:
"Пусты мечтанья невпопад".
хх
Ассоциации закон -
Позволит не зайти в тупик.
Причину, сходство видит он -
И нужный образ вмиг возник.
хх
Посредством мысли "вещь" творит,
Тем чувства наши возбуждая.
И крепок тем Вселенной вид -
Мысль действует, объединяя.


Из философии Канта. О чистом разуме
По трактату "Критика чистого разума» Иммануила Канта (1724 - 1804 г.г.) - немецкого философа, одного из центральных мыслителей эпохи Просвещения, создателя "трансцендентального идеализма" - философского учение о различении явлений и "вещей в себе" и ограниченности нашего познания опытом

***
Введение
хх
Нам опыт знание подарит
Иль априори будем знать.
Пути другого не бывает,
Коль Мир решили изучать.
хх
Мы, вроде, априори знаем -
Фундамент плох, то дому пасть,
Но чей-то опыт применяем -
"Не чисто" знание, видать.
хх
Всеобще что, в чём нет сомненья -
То признак "чистоты" познанья,
Не нужен опыт подтвержденья,
Пример - сложенья, вычитанья.
хх
Где опыт нам не помогает? -
В познанье "разума", наверно.
Лишь метафизика познает -
Свободу, Бога, жизнь без тлена?
хх
Но вряд ли бы парила птица,
Коль выше воздуха взлетит.
Такое ж с мыслями случится,
Коль не туда мысль устремит.
хх
Уже Платон(1) мир чувств бросает,
Чтоб "чистый разум" изучать,
Дорогу всё ж не пролагает -
Опоры нет там, чтоб создать.
хх
Как изучаем мы явленья,
Как разум помогает в том?
Пути есть два для изученья,
Особенности их учтём.
хх
Анализ, синтез есть в сужденье,
Анализ - чёткость придаёт,
А синтез нас, то без сомненья,
К чему-то новому ведёт.
хх
Мы априори знаем тело -
Длину и форму видим в нём,
Поставим опыт мы умело -
Про тяжесть тела узнаём.
хх
И в первом мы анализ видим,
А синтез видим во втором.
Но логику мы не обидим,
К теориям коль перейдём.
хх
Теорий принципы откроем -
В них априорный синтез есть.
Мир математики так скроен -
В ней опыта ведь не учесть.
хх
В естествознании такое ж.
Есть сила - будет сила вспять.
И опытом то не раскроешь,
Там синтез в принципе видать.
хх
Коль метафизика - наука,
То те же принципы важны.
Мысль о Начале в том порука -
Нам опыты с ней не нужны.
хх
Пусть в метафизике - ученья,
Наукой вряд ли назову,
Лишь - "человеческие мненья",
В ней "разум чистый" не найду.
хх
Когда к вопросу подступаем,
Что опыт нам не может дать,
Те метафизики слагаем -
Теорий много там видать.
хх
Но если к догмам тяготеем,
Не критикую разум наш,
То семя скепсиса мы сеем,
А с ним науки не создашь.
хх
Запреты критики напрасны -
Побеги можете рубить,
Пойдут другие, это ясно,
Ведь корни их не погубить.
хх
А "чистый разум" вопрошает:
"Как априори можно знать?"
Умы задача поглощает.
Попробуем мы то понять.
хх
Задачу разуму поставим -
Узнать, как может "чистым" быть,
Ведь существует, точно знаем -
По математике судить.
хх
Начнём мы с одного начала -
Стволов познания для нас.
Ствол чувств - вещей даёт немало,
Рассудка ствол - то мысли глас.
__________
(1) Платон - древнегреческий философ классического периода, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель Академии - первого высшего учебного заведения в западном мире (427 - 347 г.г. до н.э.)

***
Из учения о началах
хх
Мы, созерцая, познаём,
"Предмет" заходит в душу.
Мы это "чувственность" зовём,
Коль нет того, Мир глуше.
хх
Не виден в опыте предмет -
То назовём "явленье".
Материи всё ж будет след
И формы, без сомненья.
хх
Что невозможно ощущать,
Мы "чистым" полагаем -
Умом способны воспринять,
Без опыта "то" знаем.
хх
Две чистых формы укажу,
Те, что есть в созерцанье -
В пространстве время отслежу,
Их априорно знанье.
хх
Вне нас - как время увидать,
Внутри нас - как пространство?
Вещам положено "то" знать,
Для них "в том" постоянство?
хх
Конечно, "месту" надо быть,
Чтоб было и "явленье",
Ведь не "явлению" судить,
Давать определенье.
хх
"Пространство" нам не увидать,
В нём части не находим,
"Понятием" нельзя считать,
Есть априорность, вроде.
хх
Одна вещь разною видна -
"Пространство" то не "форма".
Нам будет "вещь в себе" дана? -
Вопрос звучит законно.
хх
В явленье "время" не отнять,
Отдельно ж оно - будет.
В том априорность увидать -
Без опыта всяк судит.
хх
Не могут времена смешаться,
Последовательно лишь идут,
А месту всё ж единым знаться -
Одновременность видим тут.
хх
Нам "время" - действенная форма,
Чтоб внутренне Мир созерцать.
Предмету - время не пригодно,
Субъекта нет - времён не знать.
хх
И время, и пространство тоже -
Источники всего познанья.
Границы им, однако, гожи -
Вещей видно лишь очертанье.
хх
Каков предмет, как мы узнаем,
Что видим мы - то не предмет?
Когда мы сами исчезаем,
Предмет для нас исчез в ответ?
хх
Границ не ставить б созерцанью.
Лишь наша чувственность важна?
В пути иных существ к познанью -
Останется ли столь нужна?
хх
Нет чувств и нет для нас предмета?
Рассудка нет - предмет какой?
Без содержанья - мысль без света,
А без понятий - ты слепой.
хх
Рассудок наш не созерцает,
А чувство мыслить не умеет.
Кто к знанию идти желает,
Объединить их пусть сумеет.
хх
Эстетика - законы чувства,
А логика - закон рассудка.
Объединить их - то искусство,
Коль знанья для тебя - не шутка.
хх
Разделим логику на части -
Быть может "чистой", прикладной.
И в "чистой" опыта нет власти,
И опыт важен во второй.
хх
Что "истина" - давно гадают.
Хорош вопрос- ответ найдёшь.
Когда в вопросах смысл не знают,
Ответы бесполезны тож.
хх
Мы истины не достигаем -
Свою имеет всяк предмет.
Логичным рассужденье знаем -
В том форма, содержанья нет.
хх
Чтоб форму истины проверить,
Мы аналитику возьмём:
Предмета части в ней отметить,
Затем их вместе соберём.
хх
То - диалектики искусство,
Известно с древности оно.
Бывает ж - рассужденье пусто,
Хоть логикой подкреплено.
хх
В рассудке - "чистые" понятья.
Но как они там зародились?
Откуда им в рассудке взяться,
Когда без опыта случились?
хх
Рассудком мы способны мыслить,
"Понятья" для того готовы.
В "понятьях" предпосылка числить,
Судить предметы, хоть и новы.

***
Из учения о методе
хх
Коль знания нам не хватает,
"Судить" - желанье велико,
В том дисциплина помогает,
Хоть "отрицать" - то не легко.
хх
Раз темперамент мы удержим,
Позволь и разуму то дать,
Иначе забредут невежды,
Где истины им не видать.
хх
Где "разум чистый" применяешь,
Ко лжи софистики придёшь,
Коль дисциплину отвергаешь -
Самопроверки не пройдёшь.
хх
Есть разны способы в познанье
И есть попытки их смешать,
Но это ложный путь в сознанье.
Определим - "что изучать".
хх
Философ, математик - разны,
Когда свой разум применяют:
Философы в "понятьях" связны,
"Конструкции" другой слагает.
хх
Все вещи нам даются формой
И содержанием предмета:
Математической ли нормой
Или философа ответа.
хх
Математический тот способ,
Что созерцанием отмечен,
Философических вопросов -
Достоен он? Вопрос сей вечен.
хх
Не выходить бы за границы -
Науке каждой путь свой дан.
Различие нам в них не мнится -
Единым способ быть не стал.
хх
Для философии опасно -
Чтоб геометр построил дом.
Он будет карточный, то ясно,
Не устоит, конечно, он.
хх
Зря в математике философ,
Там породит он болтовню,
Не разрешит он в ней вопросов,
Не подпускайте их к рулю.
хх
Их "опыт" - корень всех понятий,
В нём математики закон.
Философ чужд для тех занятий,
Лишь мыслью всё достигнет он.
хх
Философ "аксиом" не знает,
Таких "понятий" не найдёт.
Их математик утверждает,
Ведь опыт к ним его ведёт.
хх
Все знают: "Дважды два четыре".
Нет в философии того,
Чтоб очевидным стало в Мире
И объяснило всем его.
хх
Но, разумом творя "понятья",
Философы, прошу я вас -
Вы "догмы" не берите в братья,
Проверке посвятите час.
хх
Есть философии задача -
Путь разума нам осветить.
В постройке будет той удача -
Нам из "понятий" дом сложить?
хх
Авторитеты там не важны,
Где мысль работает упорно.
Себя вы проверяйте дважды,
Любому это не зазорно.
хх
"Свобода мыслить" - то отважно,
В том диктатура не нужна,
Но и полемика - то ва'жно,
Коль толк приносит нам она.
хх
О чём-то спорим мы напрасно:
"Есть высший разум или нет?"
Первоначало - это ясно.
Где доказательства в ответ?
хх
Нам говорят: "Докажут всё же -
Бог есть и жизнь за гробом знать".
Сомненья в том, но подытожу:
"Что нет того - как доказать?"
хх
В природе всё имеет цель -
И в ядах даже цель найдём,
А значит, в разум свой поверь,
Хотя весь Мир не видит он.
хх
Свободу разуму бы дать,
Не строй ему препоны.
Лишь в спорах это и понять -
"Природны все законы".
хх
И споры не ругайте вы -
Изменой не зовите,
И все пытливые умы -
С толпою не гоните.
хх
Порок находим мы у нас -
Хотим хорошим знаться.
Для нравов польза - порок спас,
Теперь б - не притворяться.
хх
Тщеславье в споре позабудь,
Не порицай другого.
Свобода мыслить - верный путь,
В познанье нет иного.
хх
Любую мысль хочу понять,
Пускай я с нею в ссоре.
Вам б критику не отвергать,
А дать побольше воли.
хх
Не ограждайте молодёжь -
Теории, мол, вре'дны.
В беду их этим приведёшь -
Столкнёшь в пучину бездны.
хх
Учить сомненьям молодых -
Помочь найти дорогу,
Ведь догмы - это не для них,
Им критика - в подмогу.
хх
Полемики не вижу я,
Где "чистый разум" спорит.
Воды толченье в том, друзья.
Спор "догм" кого устроит?
хх
Неведенья два вида есть:
Предмета, границ знанья.
Учить предмет - наука здесь,
Второе - путь в познанье.
хх
Границы знанья не видать -
Не можем их найти.
А что решили "догмой" знать -
Цензура на пути.
хх
Второй шаг разум постигать -
Мы скептицизм зовём:
В нём всё сомненью подвергать.
Границ так не найдём.
хх
Шаг третий - в критике идей:
Все принципы учти,
В цепь логики спаять сумей,
Границы чтоб найти.
хх
Но "критика" покажет нам -
Границ найти не сможет.
Гипотез не глушить бы гам -
Пусть мнений ряд умножит.
хх
Нам разумом Мир не понять,
Коль "чистым" он указан,
Позвольте же ему мечтать,
Лишь был бы с жизнью связан.
хх
При этом надо не забыть -
Пространство есть и время.
Гипотезам лишь с ними быть,
Вне них - абсурда семя.
хх
"Душа субстанцией видна" -
То доказать не сможем.
В природе цель всегда важна,
"Закон есть" - подытожим.
хх
Когда, чтоб доказать одно,
Гипотезы ты множишь,
Уйдёшь от жизни далеко
И смысл найти не сможешь.
хх
Коль "догмы" как закон берёшь,
То будет ль смысл в познанье?
"Душа божественна" - поёшь.
Где о "душе" здесь знанье?
хх
Гипотез пользу всё ж видать,
Хоть со'здал "разум чистый".
Их допускаю применять -
Чтоб в споре был речистый.
хх
Ещё важнее рассуждать,
С самим собою спорить.
Сорняк-гипотезы создать,
Прополку их устроить.
хх
Когда сомнения внутри -
Гипотез важен гул.
Потом иллюзии сотри -
Чтоб разум не тонул.
хх
"Критерий" нужно нам иметь,
Коль "опыт" не поможет,
Чтоб доказать нам то посметь,
Что "чистый разум" гложет.
хх
"Возможность" в принцип возведи,
Воздержанным будь в мысли -
Страсть дисциплиной огради,
Безумств в уме не числи.
хх
У математика свой ряд -
Ход мысли там различен.
Философы не так творят -
Один лишь путь приличен.
хх
Коль доказательств будет ряд -
Философ на распутье,
"Понятиям" он уже не рад -
Строения не будет.
хх
Ты доказательство прими,
В котором "прямота" -
Когда источник не вдали,
"Возможность" коль видна.
хх
Предостеречь хочу я вас -
Не стройте рассужденья,
Опровергая чужой глас.
Творите свои мненья.
хх
О философии скажу:
"Та пользе "минус" ставит".
То в размышленьях нахожу,
Где "чистый разум" правит.
хх
Не расширяет кругозор -
Границы лишь даёт.
Не истину ведёт во двор -
Ошибкам дверь запрёт.
хх
Где "чистый разум" применим,
За что у нас в ответе? -
"Свободу воли" ищем им,
"Есть ль Бог", "души бессмертье".
хх
Нам опыт не поможет в том -
Наличье доказать.
Для жизни - пользу мы найдём,
Стремимся коль познать.
хх
Все три проблемы цель дают -
К которой мы идём.
По жизни нас они ведут -
"Моралью" то зовём.
хх
Закон природы есть и в ней:
Поймём, что "польза", "вред".
Без мысли "волей" не владей -
Лишь разум даст совет.
хх
"Мораль" заложена вся в нас -
Устроен разум так.
"Блаженство" обретёшь в свой час -
"Мораль" коль не пустяк.
хх
"Блаженство", чтоб достойным дал,
Судья потребен Миру
И Мир за гробом был б не мал,
Где Бог назначит виру.
хх
Есть три ступени признавать -
То истинно ль сужденье:
Так "мнение" и "веру" знать,
И " знанье", без сомненья.
хх
Не надо б "мнения" иметь -
Без "знания", беспечно,
Ведь зазвучит оно всем впредь -
Как вымысел, конечно.
хх
Поступок благ не потому,
Что кем-то он дозволен.
Оценка хороша ему,
Коль "разумом" усвоен.
хх
Ты "веру" проверяй пари.
Дукат поставишь - боле?
Коль веришь, потерять смоги.
Предел в пари доколе?
хх
Я верю, разум есть другой -
На множестве планет.
Пари готов иметь с тобой,
Блага отдам в ответ.
хх
Я также верю: "есть Творец"
И "есть загробный Мир",
Пусть доказать то - не мудрец.
Наш Мир без цели - сир.
хх
Я верю, что "мораль" важна,
Кто Бога утверждают.
Кому "мораль" та не нужна,
Пусть в страхе пребывают.
хх
В любой науке ищи цель,
"Идеи" нет - зря мнится.
Ей содержание проверь,
Единство и границы.
хх
Случайны цели у наук,
Где видят лишь "природу".
Естествознание так чтут,
В ней математик сроду.
хх
Цель метафизики в другом -
В ней "разум" познаётся,
Начала высшие есть в том,
В "блаженстве" цель даётся.
хх
Оплот Религии она,
Внутри "мораль" стоит,
Цензурой для наук видна',
Порядок в них сулит.


Рецензии