Паллада и кентавр
Боттичелли пишет свою картину на холсте, что для Флоренции конца 15 столетия было новшеством. Традиционно в качестве основы использовались деревянные панели, особым образом обработанные и скреплённые. Новая технология пришла в центральную Италию из Венеции, где влажный адриатический климат и специфика заказов заставили мастеров искать новые материалы. Показательно, что Боттичелли исполнял на холсте лишь картины светского характера, предназначенные для украшения вилл и палаццо; религиозные композиции – алтари, тондо, святые семейства, святых – мастер пишет исключительно в традиционной технике, освящённой веками – темперой по левкасу на дереве.
Сюжет произведения, как тогда было принято, мастеру подсказали придворные философы и поэты, благо у Лоренцо Великолепного в них не было недостатка. Фичино, делла Мирандола и другие пользовались его покровительством, развлекали беседами и писали трактаты. В их обязанности также входило сочинение программ для росписей и разработка глубокой символики каждого изображения. Ренессанс во что бы то ни стало хотел соединить античную и христианскую традиции, найти общее, вывести одну из другой, обозначить преемственность. Идеалист Платон был центральной фигурой, чьи сочинения изучали особенно тщательно. Круг философов Великолепного получил название «неоплатоников».
Придворные мудрецы любили рассуждать на отвлечённые темы. Но какой смысл предполагали они в предложенном сюжете? Кентавр, по их мнению, символизировал человека, природу которого составляют животное и духовное начала. Отсюда это искусственное совмещение конского туловища и человеческого тела. Насколько противоестественно и абсурдно это совмещение с чисто биологической точки зрения, я даже не берусь здесь рассуждать. Что там с пищеварительной системой, что с кровеносной? Неужели у кентавра два сердца – одно в человеческой грудной клетке, другое – в конской? А лёгких сколько – неужели четыре? Что с двумя кругами кровообращения? Конский желудок предназначен для сена, травы и овса, которых ни наглотать человеческим ртом, как ни старайся! Как функционируют человеческие почки в комбинации с конскими? И так далее. Фантазия древних египтян, эллинов, киприотов и многих других народов, свободная от элементарных физиологических познаний, произвольно комбинировала элементы, создавая так называемых химер.
Паллада треплет смирившегося кентавра за волосы. Это действие суть символическое наказание и означает доминирование богини. Таким образом высшее, божественное начало торжествует над животной сущностью человека. В руке кентавра блестящий лук из роговых пластин; спущенная тетива демонстрирует покорность его владельца. Он фактически обезоружен, в то время как крепкая рука богини-воительницы придерживает раззолоченную алебарду.
Проще всего было бы оставаться в бинарной философской системе «дух – тело», «добро – зло» «мир – война» , но в данном случае это невозможно, поскольку кентавр сам по себе дуалистичен и является равноправной комбинацией животного и человеческого начала. Паллада привносит в ситуацию третье – божественное – измерение. Таким образом, вырисовывается тринитарная вертикальная структура: бог – человек – животное. Бог есть безусловный свет, разум и добро, животное – биологическая форма, движимая инстинктами насилия и размножения. Человек, по мысли неоплатоников, занимает промежуточное положение между высшим и низшим полюсом, в чьей свободной воле стремиться вверх или вниз. Кентавр, изображённый Боттичелли, имеет довольно грустный вид: он не может теперь буйствовать и резвиться, как раньше, разум и высшая мораль налагают на него ряд ограничений. Художник придал его лицу выражение страдания, свойственное святым. «Зверь в нас – это инстинкт, человек в нас – разум» - утверждал Марсилио Фичино.
*********
Боттичелли не слишком вдавался в умствования гуманистов. Его делом были краски и кисти. Тем не менее, он вложил в это произведение и другие смыслы – от современного ему политического до глубоко личного.
В то время Флоренция была самостоятельным городом-государством и вела войну с Ватиканом. Папа Сикст IV попытался создать лигу других государств, направленную против Республики. Лоренцо обладал исключительным политическим чутьём и был прирождённым дипломатом. В марте 1480 года Медичи с триумфом вернулся из Неаполя, куда, как говорили, он отправился «в пасть ко льву», чтобы расстроить лигу, и добился успеха. Это событие совпало по времени с началом работы над картиной, датируемой 1480 – 83 годами. В этом контексте усмирённый, обезоруженный кентавр изображает понтифика Сикста IV, Паллада – Лоренцо Великолепного. Белая туника Паллады украшена ветвями оливы и орнаментом, состоящим из трёх соединённых колец с бриллиантами, взятым с фамильного герба Медичи.
Если смотреть шире и подняться над персоналиями, кентавр – это Ватикан, Паллада – Флоренция. Флорентийская алебарда торжествует над ватиканским луком со спущенной тетивой.
Древнегреческий полис Афины как раз носил имя Афины Паллады. Гуманисты полагали Флоренцию «новыми Афинами», следовательно, было вполне логично изобразить республику аллегорически в образе мудрой, сдержанной богини-воительницы. Вспоминается: прославленная статуя Афины работы Фидия тоже держала в руке копьё, золочёный наконечник которого можно было видеть из Марафона – морского порта Афин. И на картине просматривается морской залив в амфитеатре горной гряды. Паллада Боттичелли – вольное воспроизведение фидиевской, ренессансная версия античного шедевра.
Афина – богиня мудрости, родившаяся непосредственно из головы Зевса. Это амбивалентный образ. Афину называли то Палладой, то Пацификой. В первом случае её изображали в воинской амуниции, в панцире и шлеме, с копьём и щитом; во втором – в венке и с оливковой ветвью в руке. Похоже, Боттичелли совместил оба эти качества: название картины и алебарда отсылают к образу воительницы, туника, венок и оливковые ветви безусловно принадлежат «мирной» Пацифике. Очень может быть, что богиня показана в момент перехода из одной ипостаси в другую: укротив буйного кентавра силой оружия или одной угрозой его применения, Афина возвращается в умиротворённое, гармоничное состояние. Можно утверждать: божество, как изобразил его Боттичелли, тоже имеет двойственную природу.
Если фигура Афины возвышается на фоне морского залива, торс кентавра показан возле руин из светлого камня, вероятно, мрамора. Эта каменная конструкция в равной степени может быть рукотворным сооружением и естественным скальным образованием. Налицо части античного ордера – антаблемента, где можно угадать фриз и архитрав, а в качестве карниза выступают слоистые напластования. Древняя архитектура в виде живописных руин и развалин прямо ассоциируется с Вечным городом.
Скалы, похожие на архитектуру, или архитектура, похожая на скалы – эта нарочитая двусмысленность соответствует двойственной природе полуживотного-получеловека.
Туловище кентавра, изображённого Боттичелли, мелковато для жеребца. Вероятно, художник сознательно пошёл на это искажение пропорций. Ему нужно было, чтобы женская фигура доминировала над химерической мужской. В холке этот кентавр равен крупной собаке или ослу. Пожелай Паллада усесться на него верхом, обе её ноги остались бы на земле. Вечный холостяк Боттичелли мог показать женщину и мужчину как таковых, причём мужчина явно оказался в подчинённом положении. Отсюда один шаг до ролевой игры в госпожу и раба. Госпожа всегда в каком-либо облачении, у неё в руке, как правило, кожаный хлыст. Кентавр-мужчина полностью оголён, что делает его положение особенно постыдным и выпячивает его скотскую, животную природу. Увесистая мошонка кентавра является одновременно первопричиной его энергии, страстности и половой силы и, в то же время, самое уязвимое и чувствительное место. Он помнит, что госпожа может кастрировать своего раба в качестве наказания или превентивной меры, просто чтобы смирить буйный характер. Он целиком зависит от женского каприза. Вот откуда на мужском лице это страдальческое выражение. Спущенная тетива в этом контексте означает ситуативную импотенцию кентавра: он не в силах направить сейчас хотя бы одну стрелу.
Кого бы ни писал Боттичелли – мадонн или Венер, нимф или граций – перед его мысленным взором всегда один образ. Придворная дива Симонетта Веспуччи переходит с полотна на полотно. Девушка умерла 23 лет от роду от чахотки, но живописец хранил ей верность на протяжении всей жизни и завещал похоронить себя рядом с возлюбленной, при церкви Оньиссанти (Всех святых). Таким образом, эта картина может быть символическим парным портретом, где в образе Паллады изображена Симонетта, кентавра – сам Боттичелли.
В полотне справедливо усматривают победу цивилизации над дикостью, торжество разума над невежеством, мудрости над страстями. Паллада может быть аллегорией нравственности, кентавр – воплощением распущенности и порока.
*********
Резюмирую: Паллада может быть
1. аллегорией мира, цивилизации, мудрости, нравственности и гармонии
2. Лоренцо Великолепным
3. Флоренцией, Флорентийской республикой
4. госпожой
5. Симонеттой Веспуччи
Тогда как кентавр – это
1. воплощение дикости, войны, невежества, страстей, распущенности и порока
2. папа Сикст IV
3. Рим, Ватикан
4. раб
5. сам Сандро Боттичелли
18. 10. 2024
Свидетельство о публикации №124102002157
Повелителя четырёх стихий,
Воды, Огня и Воздуха гонца
Вселенной видимой в ночи".
http://stihi.ru/2010/02/27/9475?ysclid=m2hup6la1k579089791
Михаил Палецкий 20.10.2024 20:20 Заявить о нарушении
Дмитрий Постниковъ 21.10.2024 01:08 Заявить о нарушении