Чайлдфри

Чайлдфри
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чайлдфри; (англ. childfree — свободный от детей, англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — система взглядов (идеология[1][неавторитетный источник]), центральным аспектом которой является добровольный и осознанный выбор в пользу отказа от рождения детей и которая подразумевает наличие идентичности, связывающей и ограничивающей круг единомышленников по вопросу о репродуктивном выборе. В свою очередь, добровольная бездетность — репродуктивная стратегия человека, выраженная в добровольном отказе от заведения детей в силу некоторых эмоциональных причин, не связанных с инфертильностью[2][неавторитетный источник].

Бесплодные могут быть или не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое или приобретённое в результате заболеваний, травм и тому подобное бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие своих или приёмных детей (т. н. неохотные родители, родители нежеланных детей, сожалеющие о родительстве[2][неавторитетный источник]). Хотя наличие ребёнка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри[3].

Также не стоит путать понятие «чайлдфри» с понятием «чайлдхейт» (англ. childhate — дословно «детоненавистники»). Чайлдфри, в отличие от чайлдхейт, не испытывают ненависти или других негативных чувств к детям, их может не устраивать лишь дискомфорт, который сопровождает наличие детей, их поведение или другие ограничения, связанные с наличием детей[4].


Этимология и применение
Термин «childfree» возник в США в противовес слову «childless» («бездетный»). На волне эмансипации защитники прав человека придумали термин childfree (буквально «свободный от детей»), утверждая, таким образом, что отсутствие детей — это привилегия развитого социума[5][6].

История слова несколько неясна; по мнению журналиста «Русского Newsweek» Елены Черненко, слово было введено в 1970-х Национальной организацией для не-родителей США (ныне не существующей)[5]. Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафайетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network[источник не указан 1695 дней].

В русском языке термин «чайлдфри» прижился из-за появления сообществ в социальных сетях с таким названием и упоминаний в музыкальном искусстве, но также некоторые представители чайлдфри называют себя «свободными от детей» или используют термин «сознательная бездетность».

Термин «чайлдфри» может употребляться в контексте мест или мероприятий, на которые не допускаются (маленькие) дети, даже если вовлеченные лица являются родителями, например, авиарейс «чайлдфри»[7]  или ресторан «чайлдфри».

Типы
См. также: Антинатализм
Реджекторы («чайлдхейтеры») — люди, которые в принципе не любят детей и деторождение и испытывают неприязнь к детям как таковым и всему, что связано с процессом деторождения и грудного вскармливания. Процент таких людей в человеческой популяции всегда оставался стабильно низким. Для таких людей до появления надёжных контрацептивов и начала эпохи сексуальной революции 1960-х годов способами избежать деторождение были: избегание секса, детоубийство, отшельничество, монашеская жизнь или любые другие способы оставаться вне брака[8].
Отказники — это те люди, которые не могут принять однозначного решения, заводить детей или нет, а в условиях современной широкой доступности надёжных контрацептивов детей они так и не заводят[8].
Откладыватели — это те люди, которые всё время откладывают рождение детей на более поздний срок и с возрастом очень часто принимают решение не заводить детей вовсе. Это может возникать по целому ряду причин: стремление в первую очередь получить хорошее образование, сделать карьеру, заработать хорошие деньги и устроить свою жизнь, нежелание менять тот привычный и в принципе комфортный образ жизни, который люди ведут, возраст, болезни, экономика, социум, технологический прогресс, нормы в обществе, социокультурные ценности и так далее. Большинство представителей откладывателей даже не знают, что они чайлдфри, или зачастую себя ими не считают. Это группа составляет большинство чайлдфри в современном мире[8].
Аффексьонадо — это люди, которые не испытывают неприязни к детям, но им нравится бездетный образ жизни. Дети представляются им лишней обузой, помехой для устраивающего их бездетного образа жизни. Для аффексьонадо важно не то, что дети им нравятся или не нравятся, а то, что им очень хорошо жить без них[8].
Причины
См. также: Демографический переход
См. также: Суммарный коэффициент рождаемости

Женщина отбивается от аиста, который принес ей ее ребенка. Надпись: «Злодей по-прежнему преследует ее». (открытка на рубеже XX века).
Снижение рождаемости и отказ части населения от рождения детей является общемировой тенденцией вследствие глобального демографического перехода населения Земли, изменения социальных правил, норм, образа жизни людей и изменения устройства самой семьи[9][10][11][12][13][14][15][16]. Этот процесс является частью глобального перехода населения Земли от традиционного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Так что большинство людей, не заводящих в современном обществе детей по вышеперечисленным причинам, могут даже не задумываться или не знать, что они чайлдфри. В современном обществе среди мужчин большинство чайлдфри — это малообразованные мужчины с небольшими доходами, а среди женщин, наоборот, — это более образованные и с большими доходами. Это связано с тем, что в современном обществе женщины, выбирающие образование и карьеру, дающую больший доход, имеют меньше времени рожать и воспитывать детей, чем менее образованные и бедные женщины. В свою очередь в современном обществе малообразованные мужчины, имеющие небольшие или нестабильные доходы, не пользуются популярностью у женщин, так как они не могут дать современным женщинам должную на современном уровне экономическую подушку безопасности, и в связи с этим такие мужчины имеют намного меньше шансов завести стабильные отношения с женщинами, заключить брак и завести детей, чем более богатые мужчины в современном обществе, которые зачастую имеют много детей и от большого количества партнёрш. Примерами могут послужить целые новые поколения молодёжи, такие как южнокорейские поколения Сампо и N-по, отказывающиеся от свиданий, брака и рождения детей из-за социально-экономических проблем, сопровождающих современную жизнь. Также появились целые новые поколения, которые из-за своего образа жизни имеют крайне низкие шансы завести детей: хикикомори, поколение NEET, поколение Сатори, клубничное поколение, поколение Y, паразит-одиночка, травоядные мужчины, кидалт, синглтоны, твикстер, фурита, макджоб и так далее.

С экономической точки зрения, чайлдфри как массовое явление может возникнуть только в странах, где введено пенсионное обеспечение по старости (большинство стран мира кроме наименее развитых стран), причём качество или эффективность государственной пенсионной системы не важна (примеры: Южная Корея[англ.], Китай[англ.], Япония, США[англ.], Россия, Европа), которое позволяет старикам не зависеть финансово от своих детей и внуков, живя на пенсию[17][18][19] (так, Аллан Карлсон[20] указывал, ссылаясь при этом также и на Гуннара Мюрдаля, что с принятием пенсий потеряна ценность детей как инвестиций на старость, и человеку выгодно иметь одного (а лучше — ещё меньше) ребёнка; согласно исследованиям Алессандро Чиньо, обеспечение старости является побудительным мотивом для заведения детей и доминирующим фактором увеличения рождаемости[21], охват же населения пенсионной системой уменьшает рождаемость[22]; по мнению Роберта Фенге и Беатрис Шойбель, введение пенсий в Германии на рубеже 19 и 20 веков объясняет до 15 % снижения рождаемости в 1895—1907 годах[23]). В странах, где пенсионное обеспечение по старости распространяется только на отдельные категории граждан, или же ещё не пройден демографический переход (в настоящее время — в основном страны Африки южнее Сахары), старики в случае утраты трудоспособности могут рассчитывать только на своих детей и внуков[21]. Этим объясняется и разное понимание целей человека в жизни в рамках обеспечения своей старости: для населения большинства стран мира главное — заработать максимально большую пенсию (дети при этом могут восприниматься как помеха в достижении данной цели); для населения наименее развитых стран мира, в основном стран Африки южнее Сахары, где крайне слабо развита экономика, низка урбанизация и не введено пенсионное обеспечение по старости, главная задача человека — родить как можно больше детей, чтобы те обеспечили его старость (отсутствие детей равносильно обречению себя на голодную смерть, малое количество детей — обречению на полуголодную старость)[24].

Чайлдфри в США
В Америке чайлдфри являются устоявшимся феноменом. Сознательно бездетные как социально-демографическая категория имели место задолго до распространения чайлдфри. Лишь с недавнего времени они начали развивать социальные сети, чтобы противостоять давлению общества, которое не готово понять и принять их образ жизни. В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального центра статистики здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %. Среди белых женщин с высшим образованием процент чайлдфри гораздо выше, чем среди прочих[5].

Чайлдфри в России
Основателем движения чайлдфри в России считается Эдвард Лисовский [25], открывший несколько сообществ в социальных сетях и активно пропагандирующий движение в России и за её пределами.

Чайлдфри для России достаточно новое явление. В 2020 году почти половина россиян от 18 до 45 лет не хотят заводить детей[26]. Но если среди жителей Москвы бездетность в основном добровольная, то среди жителей остальной России в основном вынужденная[27]. Чаще всего от заведения детей отказываются образованные, обеспеченные и амбициозные, которые не желают жертвовать своим комфортом и карьерой ради детей[28]. Среди москвичей-чайлдфри доля мужчин выше, чем доля женщин (22 % против 14 %). При этом доля чайлдфри особенно велика среди выходцев из однодетных семей (62,1 % против 36,7 %), поэтому по прогнозам ученых доля бездетных будет возрастать[29].

По прогнозам социологов и экономистов, данным в 2014 году, процент бездетных женщин в России с нынешних 8 % может приблизиться к среднеевропейскому уровню в 15 %[30].

В России по состоянию на 2018 год большая часть населения поддерживает классическую семью с детьми. Однако социологи отмечают тенденцию постепенного увеличения тех, кто поддерживает или хотя бы не осуждает чайлдфри. Особенно это проявляется в молодёжной среде[31].

В социальной сети «ВКонтакте» существует множество как открытых для публичного просмотра, так и закрытых групп о движении чайлдфри. Многие из них стали закрытыми для публичного просмотра после привлечения внимания к ним со стороны СМИ. Данные сообщества насчитывают тысячи активных участников — сторонников идеологии[5]. По другим данным, если раньше у чайлдфри в России была только страница в живом журнале, то сейчас есть десятки групп в социальных сетях, форумы и даже своё интернет-телевидение с тысячами подписчиков[28].

Противники движения чайлдфри — люди с традиционным взглядом на семью — нередко характеризуются в интернет-сообществах чайлдфри пейоративно. Как отмечает в своём исследовании лингвист Ю. А. Антонова, «чужие» для представителей интернет-сообщества чайлдфри — это «пролайферы» (люди, выступающие за запрет абортов и контрацепции), в том числе представители Русской православной церкви, общество, которое навязывает традиционные семейные ценности (подруги, родители, родственники, коллеги), «невоспитанные дети» («огрызки», «опарыши»), «безответственные родители» («плодятся и штампуют новое человеческое мясо»), многодетные матери («свиноматки», «овуляхи», «детоматки», «размноженцы», «детные», «инкубаторы», «подтирушки», «плодячки», «коровы, рожающие, чтобы их доили», «крысомамки»)[5]. В свою очередь, люди с традиционным взглядом на семью зачастую бывают резки к чайлдфри («эгоисты», «люди с психологической травмой», «детоненавистники», «бездетные, защищающие собственную неполноценность», «геи», «лесбиянки», «лица, подкупаемые США с целью уничтожить русскую нацию»)[5].

Психотерапевт Н. Н. Нарицын и его жена М. Нарицына считают, что вследствие нетактичности и нападок со стороны людей с традиционным взглядом на семью чайлдфри вынуждены объединяться в интернет-сообщества и защищаться, зачастую даже агрессивно[32]. По его мнению, обычно ненависть к добровольно бездетным имеют те, кто рожал не потому, что хотел детей, а потому, что считал: «детей иметь положено, это некий долг перед обществом»[32].

В 2013 году прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что руководство «ВКонтакте» заблокировало по её требованию несколько групп[33], в которых общались сторонники идеологии чайлдфри, сознательно отказывающиеся от деторождения, и аккаунт с миллионом подписчиков владельца сообществ и основателя движения чайлдфри в России[34]. Прокуратура сочла, что Эдвард Лисовский и его сообщества пропагандировали «отрицание семейных ценностей»[35].

В 2015 году было заблокировано новое сообщество Эдварда без объяснений причин, основатель движения в срочном порядке покинул Санкт-Петербург[36].

В 2018 году Общероссийское общественное движение «За жизнь!» направило обращение Владимиру Путину с инициативой блокировать сообщества чайлдфри в социальных сетях.[37]

Осенью 2022 года в Государственную думу был внесён законопроект о запрете пропаганды чайлдфри среди детей, поскольку, по мнению авторов, эта иностранная идеология формирует базу деструктивного социального поведения и противоречит традиционным семейным ценностям, а также госполитике России. В марте 2023 года законопроект был снят с рассмотрения. Глава СПЧ Валерий Фадеев осенью того же года заявил, что идеи чайлдфри содержатся в идеологии смерти, преобладающей в западных странах. В июне 2024 года зампредседателя Госдумы Ирина Яровая заявила о необходимости пресекать пропаганду чайлдфри, потому что она является оружием против молодого поколения. Позже замминистра юстиции Всеволод Вуколов причислил чайлдфри к идеологиям экстремистской направленности и сообщил, что в России для защиты ценностей россиян ведётся разработка законопроекта о запрете чайлдфри[38].

Статистика и исследования
Национальный центр статистики здравоохранения утверждает, что доля американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как «добровольно бездетных», быстро растёт: 2,4 % в 1982 году, 4,3 % в 1990 году, 6,6 % в 1995 году.
В целом наблюдения показали, что чайлдфри-пары более образованны, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных гендерных ролей и обычаев[39].
Многие исследователи отмечали, что чайлдфри являются менее «социально удобными», им в большей степени свойственен эгоизм и индивидуализм[39].
В ходе статистического исследования были выяснены наиболее распространённые причины быть чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребёнка, отсутствие убедительной причины заводить детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям, удовлетворённость домашними животными и наблюдением за детьми родственников или друзей[40].
В обсуждениях чайлдфри иногда упоминаются проведённые в 1960—70 гг. этологом Дж. Кэлхуном эксперименты над грызунами, в которых стабильно прекращалось деторождение и колония полностью вымирала (наиболее популярен эксперимент «Вселенная 25»). Поскольку Кэлхун широко использовал антропоморфную терминологию, его идеи быстро приобрели общественный интерес и культурное влияние, однако эксперименты были подвергнуты значительной научной критике (см. статью по приведённым выше ссылкам).[41]
Полемика
Российские исследователи часто рассматривают явление чайлдфри через призму «феномена», «субкультуры» или «идеологии», лишь изредка выходя на эмпирически подтвержденные объяснения выбора такого образа жизни или последствия его опубличивания[2]. Некоторые[какие?] исследователи считают, что идеология чайлдфри чаще всего становится интересной молодым людям, чьи взгляды на семейные ценности до конца не сформированы и могут быть разрушены «красивой историей» представителя чайлдфри, рассказывающего о том, как хорошо не иметь детей и жить в своё удовольствие[1].

По некоторым оценкам, представители чайлдфри являются менее «социально удобными», так как им присущ эгоизм и индивидуализм, а гедонистическая философия не позволяет взять на себя огромную ответственность, связанную с появлением детей[42].

Религиозное
Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II осудил женатые пары, желающие быть бездетными[43].

Контрацепция и стерилизация
Противозачаточные средства значительно усовершенствовались за прошедшие годы, но некоторые чайлдфри предпочитают стерилизацию[44]. Однако бывают трудности с поиском врача, готового её провести, особенно в возрасте 20—30 лет (возможно, из-за боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии изменил убеждения). Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.

Женская стерилизация является самым распространенным методом контрацепции в мире. Его использует в среднем каждая пятая женщина репродуктивного возраста, состоящая в партнерстве.[45]

Политика, господдержка родительства
Концентрация на личном принятии любопытным образом отразилась в литературе, касающейся добровольной бездетности. Ранее множество книг были основаны на феминистской теории и в значительной мере старались развеять идею, что женственность и материнство — одно и то же. Однако в последние годы чайлдфри становятся всё более и более политизированными. Книга «Благо ребёнка» Беркетта утверждает, что чайлдфри оказываются перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации. Это растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток введения правой и клерикальной цензуры на основании «семейных ценностей».

С другой стороны, возмущение, широко распространённое среди чайлдфри, не ведёт к общности политических взглядов. Чайлдфри становятся люди всевозможных мировоззрений и вероисповеданий. Например, когда одни думают о государственных детских пособиях как о «субсидировании образа жизни», другие соглашаются с необходимостью помощи родителям, но считают, что их образ жизни также нуждается в поддержке. Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному[46].

Критики идеи о равноправии «чайлдфри» с родителями или о господдержке образа жизни «чайлдфри» возражают, что для общества, для государства рождение детей является необходимым условием существования, что и объясняет помощь родителям, особенно многодетным, и отсутствие помощи «чайлдфри», а также внимание со стороны СМИ:

Реальность такова, что тот, кто сделал для общества нечто важное, всегда имеет приоритет. Тот, кто воевал — перед теми, кто нет. Фронтовик вошёл — все встали. Конструктор, изобретший космическую ракету, будет жить в академгородке и получать «академическую» пенсию, а вы — нет[47].

Как движение
Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside. Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока ещё имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьёзно.

Однако данное направление встречает также и сторонников, среди которых не редкость и молодые люди.

Эдвард Лисовский: Я свободный человек и делаю, что хочу. При этом я, конечно, не собираюсь нарушать какие-либо законы. Я говорю, что у меня есть девушка. Что не хочу обременять себя ребёнком. Мне это нравится. Но я не утверждаю, что вам это должно нравиться. Я говорю, что мне нравится сыр, но не настаиваю на том, что сыр должен нравиться всем. Люди могут согласиться. Могут не согласиться[34].

См. также
Антинатализм
Антисексуализм
«Будущее»
Движение за добровольное вымирание человечества
Движение за оптимальную численность населения
Демография
Инцелы
Мальтузианство
Мизопедия
Неомальтузианство
Поколение N-по
Поколение Сампо
Синглтоны
Чайлдфри в России
Примечания
; Показать компактно
 Бичарова М. М., Морозова О. В. Идеология чайлдфри и её влияние на современную систему семейных ценностей // Глобальный научный потенциал, № 12 (69), 2016. С. 7—10. ISSN 1997-9355
 Ломакин Илья Валерьевич. Чайлдфри или добровольно бездетные? к переопределению концептуального поля исследований не-родительства в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2019. — Вып. 6 (154). — С. 394–436. — ISSN 1815-8617.
 "[1] Архивная копия от 15 апреля 2009 на Wayback Machine
 чайлдхейт: кто и почему не любит детей (недоступная ссылка)
 Антонова Ю. А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма Архивная копия от 1 февраля 2014 на Wayback Machine // Политическая лингвистика, № 2 / 2013
 Сериков А. Пятиминутка ненависти к «рожающему быдлу» Архивная копия от 15 ноября 2012 на Wayback Machine // За Русское Дело, № 5 (157), 2010 г.
 Staff, Christopher Muther Globe; March 16, Updated; 2023; Comments, 5:26 a m Share on Facebook Share on TwitterView Would you pay more to be on a plane without children? A majority of Americans want adult-only flights. - The Boston Globe (амер. англ.). BostonGlobe.com. Дата обращения: 6 октября 2024.
 Исупова О. Г. Феномен чайлдфри в обществе Архивная копия от 24 марта 2015 на Wayback Machine // ПостНаука
 Coming of Age: Infographic on Global Population Trends — IMF F&D. Дата обращения: 8 сентября 2020. Архивировано 8 января 2021 года.
 Japanification: Is Global Deflation Ahead? — Commercial Observer. Дата обращения: 8 сентября 2020. Архивировано 28 января 2021 года.
 Источник. Дата обращения: 8 сентября 2020. Архивировано 16 января 2021 года.
 United Nations Maintenance Page. Дата обращения: 8 сентября 2020. Архивировано 10 декабря 2020 года.
 Ageing | United Nations. Дата обращения: 8 сентября 2020. Архивировано 13 февраля 2021 года.
 Global Aging Institute: About Global Aging. Дата обращения: 8 сентября 2020. Архивировано 3 марта 2020 года.
 Why Our World Is Aging. Дата обращения: 8 сентября 2020. Архивировано 8 ноября 2020 года.
 World Population Prospects — Population Division — United Nations. Дата обращения: 8 сентября 2020. Архивировано 22 сентября 2018 года.
 Будущее человечества: вымирание людей или пенсия от детей? Дата обращения: 3 марта 2018. Архивировано из оригинала 8 августа 2019 года.
 Alessandro Cigno, Martin Werding Children and Pensions MIT Press, 2007 — Всего страниц: 204. Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 22 июня 2018 года.
 The Value of Children and Immigrants in a Pay-as-you-go Pension System: A Proposal for a Transition to a Funded System Hans-Werner Sinn in: ifo Studien 47, No. 1, 2001 pp. 77 — 94 2001 CESifo Poschingerstr. 5 81679 Munich Germany Phone: +49 (89) 9224-1410/1425 Fax: +49 (89) 9224-1409. Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 15 февраля 2018 года.
 Аллан Карлсон, Общество — Семья — Личность: Социальный кризис Америки глава 2.3 Упадок семьи и социальная патология. Дата обращения: 29 марта 2022. Архивировано 18 апреля 2021 года.
 Journal of Population Economics August 1992, Volume 5, Issue 3, pp 175—183 Cite as Children and pensions. Дата обращения: 4 июня 2019. Архивировано 22 июня 2018 года.
 Александр Чиньо и Мартин Вердинг. Дети и Пенсии. Введение. стр. xviii-xix. Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 22 июня 2018 года.
 Fenge, R., & Scheubel, B. (2017). Pensions and fertility: back to the roots. Journal of Population Economics, 30(1), 93-139. https://doi.org/10.1007/s00148-016-0608-x. Дата обращения: 31 мая 2018. Архивировано 7 июня 2018 года.
 Степанов Г. Страны, где вообще нет пенсий, стали печальным примером России. Московский комсомолец (2 мая 2023). Дата обращения: 28 февраля 2023. Архивировано 15 апреля 2023 года.
 Круглый стол: «Кому нужны дети». Вечерняя Москва. Дата обращения: 5 октября 2020. Архивировано 8 октября 2020 года.
 Исследование: почти половина россиян от 18 до 45 лет не хотят заводить детей — Общество — ТАСС. Дата обращения: 5 октября 2020. Архивировано 6 октября 2020 года.
 Бездетность все чаще предопределяют убеждения. Дата обращения: 25 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
 Движение «чайлдфри» — «свободные от детей» — набирает обороты в России и Европе Архивная копия от 25 февраля 2018 на Wayback Machine // Первый канал
 Т. Малева, А. Тындик. Потенциал роста рождаемости в Москве. Репродуктивные установки и бездетность // Демоскоп Weekly : сайт. — 2014. — 10 - 23 февраля (№ 585—586). Архивировано 4 сентября 2017 года.
 Соловьёва О. Россиянки не торопятся в декрет. Доля бездетных женщин в стране увеличивается, несмотря на государственное стимулирование рождаемости. Архивная копия от 25 февраля 2018 на Wayback Machine // Независимая газета, 19.08.2014
 Михалева А. А. Чайлдфри как проявление кризиса семьи // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2018. № 2 (36). С. 189—197. ISSN 1812-1985
 Нарицын Н. Н., Нарицына М. Почему люди не хотят детей, или несколько слов о чайлдфри. www.naritsyn.ru. Дата обращения: 7 ноября 2020. Архивировано 29 сентября 2020 года.
 «ВКонтакте» заблокировала группы «чайлдфри» по требованию прокуратуры. Лента.ру (15 февраля 2019). Дата обращения: 7 ноября 2020. Архивировано 31 июля 2021 года.
 Алексей Мавлиев. Эпидемия чайлдфри: петербуржцы не хотят заводить детей. Корреспонденты «КП» выяснили почему и кто в этом виноват. Комсомольская правда (20 марта 2013). Дата обращения: 28 ноября 2020. Архивировано 17 февраля 2020 года.
 [2] Архивная копия от 4 февраля 2014 на Wayback Machine // Lenizdat.ru — информационный портал медиасообщества Санкт-Петербурга, Ленобласти и Северо-Западного региона, 15 февраля 2013 г.
 Мир без детей. Док-ток. Выпуск от 04.05.2021. Дата обращения: 6 мая 2021. Архивировано 6 мая 2021 года.
 В России предложили блокировать сообщества чайлдфри в соцсетях. RT на русском (6 ноября 2019). Дата обращения: 7 ноября 2020. Архивировано 2 ноября 2019 года.
 В России готовится проект о нераспространении идеологии чайлдфри. Ведомости (27 июня 2024). Дата обращения: 30 июня 2024.
 Choosing Childlessness: Weber’s Typology of Action and Motives of the Voluntarily Childless (англ.) // Sociological Inquiry. — 2005-08. — Vol. 75, iss. 3. — P. 372–402. — doi:10.1111/j.1475-682X.2005.00127.x.
 Files for Childfree Thesis. Дата обращения: 14 февраля 2010. Архивировано из оригинала 31 января 2009 года.
 Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом. ethology.ru. Дата обращения: 7 ноября 2020. Архивировано 2 декабря 2020 года.
 Халфина Р. Р., Тимченко Т. В., Сафронова Е. В. Психо-социальные причины развития чайлдфри в России // Проблемы современного педагогического образования, № 60-4, 2018. С. 475—478. ISSN 2311-1305
 The Pope Has No Vestments — Freedom From Religion Foundation. Дата обращения: 25 декабря 2005. Архивировано 17 декабря 2005 года.
 23.05.2017 08:54:00 «Ребенок не принесет мне радости — только проблемы». Чайлдфри о своем выборе. Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 2 ноября 2019 года.
 Б.П. Денисов, Б.И. Сакевич. Применение контрацепции в России (по материалам выборочного обследования). Дата обращения: 29 декабря 2023. Архивировано 15 июля 2023 года.
 Архивированная копия. Дата обращения: 25 декабря 2005. Архивировано из оригинала 17 января 2006 года.
 Я мать, и вы мне все должны // «Комсомольская правда», 12 марта 2010 года


Рецензии