Иблис душу отравляет - Творец исцеляет

В себя уверовал, Господа забыл.
Змее поверил, дух испустил.
Ингушские пословицы

Человек, кичащийся собой, своим богатством, раздувшийся от гонора, забывает о Господе, задвигает Его в своем сознании на тридесятое место. Почему он скатывается на колею забвения назиданий и предостережений Творца? Потому что всё, что Господь благословил, он задвигает на обочину жизни, а ее знаменем делает всё, что Всевышний воспретил. Значит, такой человек отводит Богу место на задворках своего сознания, а в деяниях реальной жизни вообще лишает Его права голоса. При этом он, скорее всего, будет соблюдать внешнюю атрибутику ислама, молясь, держа пост, совершая хадж и воздавая Творцу хвалу. Но фактически он пребывает вне ислама, ибо в реальной жизни его деяния находятся в открытом расхождении с наставлениями и предостережениями Корана и Сунны.1

Этот аспект относится не только к вышеупомянутой породе людей, но и к сонму сплетников и доносчиков, так как сплетничество и доносительство относятся к деяниям, воспрещенным в исламе. Пророк Мухаммад (САС) говорил о сплетниках: «Того, кто будет распускать слухи про муслима (верующего), чтоб опорочить (очернить) его без истины, того Аллах опорочит в Судный день за его слова, введя в огонь Ада» (Табарани, Ибн Аби Дунья). Также пророк Мухаммад (САС) дал отвратную характеристику доносчику, сказав: «Худший из вас (мусульман) - доносчик» (аль-Бухари, Муслим).

Какая ж кара уготовлена исламом сплетникам и доносчикам. Пророк Мухаммад (САС) предостерегал: «Сплетник не войдет в Рай» (Ахмад). Также пророк (САС) сказал: «Не войдет в Рай доносчик» (Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ахмад). И сплетники, и доносчики, наверняка, слышали эти хадисы на проповедях в мечетях, в видеороликах имамов в интернете или от них воочию. Однако нечестивое нутро, оказавшееся в сетях Иблиса, не в состоянии отказаться от сплетничества и доносительства.

Не только Коран и Сунна осуждают эти гнусные деяния, но и ингушская народная мудрость. Она пригвождает их носителей к столбу позора, говоря о возмездии, которое должно их настичь: «Пусть отвалится язык у сплетника, пусть душа покинет доносчика». Эта пословица выставляет на всеобщее обозрение с ходу видимое ее значение: «Пусть у сплетника язык, оторвавшись, выпадет из рта, а доносчика душа, от тела отделившись, его покинет».

Но взору всевидящего духа и разума, имеющего способность мыслить и искать истину самостоятельно, предстает совершенно другой – глубинный смысл пословицы. Она так наставляет: «Пусть сплетника язык онемеет, пока он сие нечестивое занятие не оставит». И вдобавок пословица выносит такой приговор доносчику: «Пусть доносчика дух оцепенеет, пока он с доносительством не покончит».

Эта пословица зародилась в самых потаенных глубинах общественного сознания и разума не с пожеланием, чтобы язык вывалился изо рта сплетника, а душа покинула тело доносчика. В ингушской народной мудрости нет ни единой пословицы, которая бы прямо или опосредованно накликала человеку смерть. На самом деле, эта пословица является добрым пожеланием и наставлением народа сплетникам и доносчикам. Ведь их отказ от своего нечестивого занятия избавит их от всенародного презрения. В пользу такого толкования данной пословицы свидетельствует следующее соображение: ведь народ, произнося ее, точно знает, что язык у сплетника не отвалится, а душа доносчика от тела не отлепиться…

Во-вторых, кроме презрения в жизни земной, сплетники и доносчики неизбежно обретут возмездие от Бога в обиталище потустороннем. Если они не оставят сие гнусное занятие, то в Судный день местом их вечного поселения (!) будет определена Геенна Огненная. Народ этой пословицей обращается к сплетнику и доносчику, настоятельно прося его: «Человече, оставь дорожку сплетничества, удались от доносительства или райские врата для тебя будут наглухо заперты…»

Таким образом, данная пословица является несомненным добрым пожеланием, мудрым напутствием сплетникам и доносчикам. От себя же добавлю такое пожелание благородным людям со светлой душой и мыслящим разумом: «Пусть удача не покинет достойных людей с благородным духом, чистыми помыслами и разумом, способным мыслить; ищущих благо для народа; стремящихся блюсти честь народа и, размышляя об этом, претворяющих свои мысли в деяния добра!.. Пусть свора босяков, хапуг, ворья и жулья, противостоящая им, лишиться удачи в сотворении подлости!.. Пусть их души оцепенеют, удача их покинет и, обессилев, энергии лишаться!..»

Пусть для всех категорий людей, упомянутых в статье, напутствием в свершении добра и оберегом от зла станут слова пророка Мухаммада (САС), который сказал (смысл): «К наихудшим (мусульманам) относятся, распространяющие сплетни, сеющие раздоры меж (любящими) друг друга, и стремящиеся опорочить тех, кто этого не заслуживает» (ибн Маджа, Ахмад).

С этими рассуждениями имеет неразрывную связь наставление Иссы Кодзоева – классика ингушской литературы. Оно весьма ценно для истинно и искренне верующего человека, а для народа оно бесценно, ибо достойно быть частицей сокровищницы его духовного наследия в качестве религиозно-нравственного напутствия. Он пожелал нам: «Не дадим угаснуть Божьему свету в наших сердцах!.. Если мы будем благородны, нас возлюбит Всевышний!»2

Хамзат Фаргиев

19 октября 2024

Примечания

1. Эта статья написана на ингушском языке. Здесь - ее вольный перевод. Ссылки на оригинал: http://proza.ru/2024/10/04/813  и  https://stihi.ru/2024/10/04/3120
2. И. Кодзоев. «ГIалгIай» (Ингуши) в семи книгах, 3-я книга «Зоазо», стр. 141.


Рецензии