Шедевры ГМИИ имени Пушкина Мадонна перед чашей

                Здесь разрываясь
                Меж полярных
                Двух
                Аспектов...

                Что весомы...

                И не мало...

                В конце концов
                Ты выбираешь
                Дух!..

                При этом значимо
                И женское начало!..
                19.10.2024.



   «Мадонна перед чашей с причастием», написанная Энгром в 1841 году по заказу наследника русского престола — будущего императора Александра II.         

Мадонна занимает доминирующее положение на картине, так как она является композиционным и смысловым центром произведения. Взгляд зрителя сразу падает на ее фигуру и охватывает ее полностью. Она оказывается полностью освещенной, тогда как св. Николай и Александр Невский помещены в полутень и находятся за Мадонной. Тем самым высказывается некий намек на тональную перспективу. Мадонна предстает перед нами со сложенными в молитвенном жесте руками.

На ней надета традиционного голубого цвета одежда. Ее взгляд направлен на центр стола, где находится чаша с просфорой. Символично, что композиция предметов на столе повторяет расположение фигур перед столом: Мадонна соответствует чаше с просфорой, а свечи в подсвечниках – св. Николаю и Александру Невскому.

Отсюда можно заключить еще один символический элемент композиции. Мадонна, как мать Иисуса, представляет собой женское начало, который отображается в круглой форме просфора, и с другой стороны, святые Николай и Александр Невский, символизирующие мужское начало, выражены в вертикальных подсвечниках.         

         


Рецензии
Отлично! Спасибо за столь подробное описание!
Интересно, познавательно!
С уважением,

Натали Самоний   07.11.2024 20:01     Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.