Из разговора с преподавателем ВУЗа

Обобщенная информация от человека, получившего  гуманитарное высшее образование в классическом университете в последние годы СССР и защитившего кандидатскую диссертацию уже в 90-годы. Работающего в ВУЗе. Коротко о ситуации в ВУЗе и в образовании в целом:

Положительное

1  Ректор и часть руководства,  формально выполняя наиболее дикие и бессмысленные указания  Министерства, фактически  стараются смягчать ситуацию  для преподавателей. Понятно, что их возможности в этом ограничены и они  снижаются. Не всегда это возможно и  они просто рискуют. Увы, на смену этому поколению, приходят другие люди, полностью ориентированные на безоговорочное выполнение любых требований руководства.

2  Сохраняются в какой-то мере  академические традиции. Здоровый (более-менее) коллектив преподавателей на фоне тех указаний, что валятся сверху.  Но тоже понятно, что так будет не вечно, неизбежна смена поколений.

Отрицательное

1 Формализм по отчетности и критериям оценки работы преподавателей (и ВУЗа в целом) полный, законченный и доходящий до неправдоподобия. Профанация. Фантасмагорическое количество бумаг.

2 Девальвация ученых степеней практически до нуля. Сама идея научной карьеры для молодых людей  выглядит бессмысленной. Аспиранты за редким исключением  перестали защищать кандидатские, не видя смысла тратить на это силы, время и деньги.

3 Диктат чиновников по отношению к преподавателям полный и безоговорочный. Это касается и указаний из министерства и местных управленцев: на уровне области, города – для школ. В самом ВУЗе штаты администраторов   раздуты и число их   продолжает расти.
Среди руководства людей, заставших советские научные традиции и старающихся их хоть как-то сохранять, становится все меньше. Чиновников мнение преподавателей вообще  не интересует. Открытое высказывание своего иного мнения чревато увольнением, несмотря ни на какие научные заслуги.

4 Культ знаний, существовавший в советские времена, по факту уничтожен. Не сам по себе исчез, а именно уничтожен. Тенденция - максимальная экономия на преподавателях. Например, сократив их число и включая вместо проведения  "живых" лекций  видеозаписи лекций преподавателей разных вузов. Тот факт, что только при непосредственном общении с преподавателем возможен реальный творческий учебный процесс, игнорируется.

5 Защита докторских диссертаций искусственно усложнена таким образом, что ушлые (пробивные) люди все равно эти препятствия обойдут (заплатят?), а нормальные ученые в большинстве случаев не видят смысла пробивать эту стену головой.

6 При том, что выпускники школ по-прежнему бывают очень приличные как люди (трудолюбивые, пытливые, ответственные), уровень их знаний и навыков в гуманитарных науках крайне низок и даже катастрофичен. Цитата: «Ощущение, что аттестаты выдают просто так».

7 Дипломы ВУЗов изрядно девальвированы тем, что никакого продвижения по социальному лифту (отсутствующему) они не гарантируют. Студенты и их родители живут в не вакууме и прекрасно видят, что должности начальников заполнены, как правило,  не профессионалами, а всевозможными близкими к высшему руководству людьми. Родственные связи и лояльность по факту гораздо важнее компетентности. Поэтому у студентов стимулов хорошо учиться (и учиться вообще в вузе) все меньше. Многие абитуриенты предпочитают техникумы.
Платное высшее образование просто неизбежно отсекает от диплома значительную часть талантливых, но бедных молодых людей. Они не хотят залезать в финансовую кабалу, беря кредиты на обучение.
С учетом платности высшего образования вузы, скорее всего, ждет сокращение числа  студентов. Далее - сокращение числа преподавателей и самих вузов.
 

8 Просто физическое старение преподавательского состава. Молодым людям эта работа неинтересна ни в какой мере. Нет приемлемых зарплат, нет перспектив, нет реальных социальных лифтов. Но сверху требуют, чтобы какой-то процент среди преподавателей составляли люди помоложе, то ли пытаясь привлечь молодежь, то ли имитируя такие усилия.
Но, во первых, от квалифицированного преподавателя постарше просто больше пользы. Именно потому что он более квалифицирован, опытен. Там ведь не надо стометровку бегать, нужны знания, умения  и специфический опыт.
Во вторых, это просто не работает. Обходятся эти требования разными способами.
В третьих, эти молодые кадры все равно уходят потом.  Для них ВУЗ - способ решения временных проблем, не более.

Итого

Все происходящие в образовании можно определить одним словом - РАЗРУШЕНИЕ. Целенаправленное и ускоренное.

Не всё еще рухнуло потому, что существует инерция с советских  времен благодаря людям, помнящим те времена или хотя бы те традиции, сохранявшиеся в определенной  степени еще в 90-е годы.  Но это хорошее старательно  уничтожается. И происходит естественный и неизбежный уход поколений, заставших советские научные традиции.
Полноценной смены для этих поколений нет. И такая смена не может появиться в существующих условиях.

Нам постоянно врут, что образование реформируется как "на Западе". "Запад" разный. В Германии высшее образование бесплатное, в том числе для иностранцев.
В Японии традиционно предпочтение отдается более широкому, академическому образованию, которое считается более предпочтительным и престижным, нежели узкое профессиональное образование.

А решают всё именно кадры. Тут Сталин сформулировал абсолютно точно.
Мне почему-то вспоминается слово "вредительство".


Рецензии