Мольер не оставляет меня в покое

Мольер не оставляет меня в покое. Градус опьянения от каждой его пьесы нарастает. Иногда кажется, что вся русская литература XIX века вышла из повествований Мольера. Все черпали из его произведений, но никто не называл его по имени: ни Пушкин, ни Белинский, ни Гоголь, ни Достоевский, ни Толстой. Почему? Потому что если бы все начали читать его пьесы — а их более сотни, и каждая лучше предыдущей, — он бы затмил их всех. Еще одна причина, по которой Мольеру отвели второстепенную роль, заключается в том, что после победы Англии и России над Наполеоном Шекспир был возведен на пьедестал мировой поэзии и литературы. К сожалению, России в то время было некого представлять: даже в XVIII веке ее литература была еще в зачаточном состоянии.
   По сравнению с Мольером Шекспир мрачен и неуклюж. В его пьесах часто изображаются криминальные семейные истории, как в «Гамлете», где мать героя выходит замуж за дядю, отравившего его отца, и разоблачение заканчивается крахом государства. Или в «Отелло», где герой убивает свою возлюбленную и себя, якобы из-за сильной любви, а всю вину за трагедию перекладывают на провокатора Яго, представляя Отелло жертвой. Но даже если предположить, что Дездемона предала Отелло, почему она не может влюбиться в другого, временно увлечься или просто совершить ошибку? Если Отелло не может смириться с изменой, пусть убьет себя, но лишить жизни другого, даже если это его возлюбленная или жена, недопустимо. Мольер подробно обсуждает этот вопрос в своих пьесах через диалоги своих персонажей. Одна из его героинь утверждает, что одна из главных обязанностей мужа — не ограничивать свободу женщины, что ревность неуместна в цивилизованном обществе, поскольку мы, похоже, вышли за рамки животных инстинктов, и теперь настало время вести себя как подобает разумному человеку.
На Википедии я нашел слова Пушкина о Мольере. Пушкин ставил Шекспира выше Мольера, считая, что герои Мольера схематичны и обладают только одной страстью, в то время как у героев Шекспира их было много. Но прочитав шесть пьес Мольера, я вижу, что его герои далеки от схематичности. Да, ими движет одна страсть — любовь, но их личности богаты и разнообразны, и в отличие от шекспировских, они не имеют изъянов. Они ищут счастья, а счастье возможно только при взаимной любви — аксиома, которая остается актуальной и по сей день. Пьесы Мольера несут утешение, веру и надежду. Они не причиняют страданий, а пробуждают эмоции и мысли. Они исцеляют и учат, развлекают и пленяют внимание как нечто необыкновенно прекрасное. Они как хорошее вино, с каждой страницей усиливая радостное восприятие жизни и проясняя сложные человеческие отношения и социальные проблемы, с которыми многие боятся столкнуться напрямую. Мольер совершает бескровную, ненасильственную революцию. Без сцен насилия драматизм его пьес потрясает. Мольер не борется с властями, церковью или рабством и даже нравами; вместо этого он показывает их абсурдность и бесчеловечность через диалоги и монологи своих персонажей, динамичную крутую фабулу его герои   говорят о социальных проблемах с достоинством и пониманием ситуации.
    В пьесах Мольера есть настоящая свобода слова. Они полны юмора, но персонажи не карикатуры, как у Гоголя, а реальные люди. Женщины в его пьесах свободны и независимы от устаревших норм, и они выходят победителями в своей борьбе за свободу выбора. В отличие от Толстого, который из-за своих консервативных взглядов бросает Анну Каренину под поезд, или Достоевского, чьи произведения наполнены криминальными историями, Мольер показывает радость и силу любви без трагедии. Даже Чехов, несмотря на свою мягкость и внимание к своим персонажам, рассказывает истории о печальных и безнадежных судьбах. У Мольера таких трагических финалов нет.
Уже читаю свою шестую пьесу Мольера — «Амфитрион». Фиванский полководец Амфитрион и бог Юпитер, который превратился в этого полководца не для того, чтобы одерживать победы на поле боя, а чтобы провести ночь с его любящей  женой и получить всю нежность и ласку, которые может дать любовь. Хайдеггер не совсем прав: несмотря на то, что боги покинули Землю, они иногда возвращаются, превращаясь в любовников.
У Мольера были хорошие отношения с властями,  он не бунтовщик.  Но его слова проникают в сознание, как луч света; это истинное просветление. Мы смеемся над своими несовершенствами и становимся более терпимыми и снисходительными к несовершенствам других. Но нам рождается истина, у нас в руках компас.  Маркс писал, что когда у человека появляется совесть, это уже революция. Хотя его тон часто полон негодования, вызванного ужасным положением рабочих и детей, он также не призывал к восстанию. Скорее, он анализировал историю и пришел к выводу, что гражданские и национальные войны часто происходили из-за экономических причин и несправедливого распределения. Адам Смит, написавший первую книгу «Теория нравственных чувств», отмечал, что уродливые условия жизни не позволяют воспитывать гармоничного человека. Затем он обратился к экономике, к прибавочной стоимости и ее распределению. Маркс развил эту тему и пришел к выводу, что рабочие и служащие получают минимальную оплату за свой труд и умения, но они не участвуют в распределении прибавочной стоимости. Маркс тоже не призывал к мятежам  , а считал, что рабочим необходимо заниматься политической борьбой, создавать организации и выдвигать своих кандидатов в парламент, чтобы проводить революционные изменения ненасильственным путем. Классиков вроде Маркса и Ленина часто обвиняют в кровожадности. Но во времена кровавого Наполеона Маркс еще не родился, а Первую мировую войну начали буржуа и аристократы, которые затем подписали эксплуататорский Версальский договор, который Ленин осудил. Вторая мировая война была практически продолжением Первой. Гражданская война в России была спровоцирована военным положением страны, и после всеобщей мобилизации почти у всех было оружие. Прибыли корпораций, производящих оружие, и доходы инвесторов, вкладывающихся в это производство, резко возрастают во время войны. Насколько умны и независимы женщины в пьесах Мольера, и как красноречиво они борются за свое счастье и свободу выбора! Я думаю, многим парламентариям есть чему поучиться. Пушкин явно не дотягивает со своей Татьяной и ее преданностью тому, кого она не любит, но уважает. У Пушкина нет такого динамизма, захватывающего сюжета и юмора — праздника жизни. Возможно, он понимал это и, страдая эгоцентризмом, спрятался за Шекспира, который не скучнее Пушкина, а мрачнее и вряд ли будет широко читаем. Мода на Шекспира, возникшая после победы над Наполеоном, существенно повлияла на мировую историю. Столько крови пролилось, когда все можно было уладить мирно. Проблему «голода голодных и сытости сытых» можно было бы решить без оружия и жертв. Одно из главных достижений Америки — создание Конституции, гарантирующей свободу слова, корни которой ведут во Францию и Мольера. Во время Французской революции Америка также восстала и добилась независимости от Англии. Дух Мольера очень близок Америке и постоянно напоминает о себе. Многие состоятельные люди любят покупать и коллекционировать произведения живописи и искусства, но остаются черствыми, руководствуясь не гуманными чувствами, а элементарной жадностью, сохраняя психологию лавочников. Когда я начинал писать статьи о Мольере, я не читал о нем и даже не открывал Википедию. Но вчера я заглянул туда и был приятно удивлен, прочитав строки Гете, так как моя предыдущая статья называлась «Истинное величие». В мае 1825 года И. В. Гёте, обсуждая творчество французского драматурга в беседе со своим секретарем Ж. П. Эккерманом, сказал о нём: «Он настолько велик, что всякий раз, когда читаешь его, можно только удивляться. Он уникален; его пьесы граничат с трагизмом и совершенно захватывают. Никто не осмеливается подражать ему. «Скупой», где порок лишает сына всякого уважения к отцу, — произведение не только великое, но и, в высшем смысле, трагическое. Я читаю несколько пьес Мольера каждый год, так же как иногда просматриваю гравюры великих итальянских мастеров. Мы, маленькие люди, не можем долго удерживать величие таких творений, и поэтому должны иногда возвращаться к ним, чтобы освежить свои впечатления». — Ж. П. Эккерман. Беседы с Гёте в последние годы его жизни.
   Боги Мольера спускаются на землю не для того, чтобы стать жертвами тупых безумцев или сеять страх и ужас среди народов, а чтобы провести ночь с земной женщиной, способной на любовь и безграничную нежность. В это же время Юпитер принимает человеческий облик и договаривается с Меркурием и Ночью о продлении ночи, как это происходит в «Амфитрионе». Затем они признаются мужу, который полон негодования, в неверности жены, которая, по сути, изменила ему с богом. Однако бог принял облик ее мужа, сделав ее в некотором роде жертвой обмана. Но в любви они все искренни, и поэтому наступает прощение и мир. Как писал Ролан Барт, чтобы остановить агрессию, нужно снять код агрессии, что происходит, когда музы говорят, а пушки молчат. Любовь дарует поэтические дары, и, даруя их, она помещает поэта в центр мира.
Весь мир начинает восприниматься через призму любви, как это происходит в пьесах Мольера. Быть счастливым, делая счастливыми других — что может быть выше этого дара? У Мольера почти нет отрицательных персонажей, и в его творчестве нет схематизма. Он художник, для которого хороши все цвета, и накануне импрессионизма он почти не использует черный, смешивая красный с синим, чтобы добиться контраста и в то же время легкости, как радуга, появляющаяся после дождя. Его героини напоминают Нефертити или прекрасных женщин с полной свободой выбора. Однажды они могут уйти и последовать за мужчиной, который не ограничивает эту свободу, любит, но не препятствует, не претендует на собственность, признавая, что любовь не терпит собственничества, так как всегда может погибнуть от любой попытки посягнуть на нее. Мольер дарует свободу и одновременно покоряет. Его пьесы вдохновляют на творчество и дают энергию. Хочется перечитывать, пересматривать и удивляться, почему имя этого гениального драматурга не в списке первых рекомендаций. Прав режиссер, поставивший Мольера в Москве: мир будет принадлежать Мольеру. С его пьесами человек переживает катарсис. Пока одни придумывают законы для эксплуатации, другие пишут и творят для освобождения. Как говорит Гамлет: Дальше — тишина. Как закончить статью о Мольере? Если хочешь быть рабом — читай Шекспира. Если хочешь свободы, счастья и любви, и любишь саму жизнь — читай Мольера.


Рецензии