Средь шумного бала. Дианологичекое отступление
В стихах – и вовсе с одну пригоршню. Зато...
О том «зато» – неловком и, до сих пор, как-то себе в укор – не сразу.
А первые были Наташке. А Наташка – Святое! Для меня. До конца дней моих.
«Красота Неземная»
Я вас любил. Любовь ещё (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Всё разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Всё не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадёжно,
как дай вам Бог другими – но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит – по Пармениду – дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться – «бюст» зачёркиваю – уст!
(И. Бродский)
-------------------------------------------------
Короткой стрижки колдовство…
Ты так похожа на мальчишку,
Что хочется бежать вприпрыжку
С тобой. Но – чую: баловство
С каким-то связано подтекстом.
Боюсь, придётся скоро бегством
От этих чар спасаться мне.
И одиноко, при луне,
Почти забыв свою Диану,
Про «вИски» вспомнить и «вискИ».
Тихонько плакать от тоски,
Зализывая в сердце рану.
(3.04.2014)
Гммм...
Под настроение (соответствующее), по тем временам, в адрес своей Святыни я чаще упоминал Данаю. Имена эти (Даная, Диана) – также созвучны. Особенно, если через Даяну. А Владимир Карпец (о котором я где-то успел «напылить») и вовсе возводил их к одному началу. У меня по этому поводу мнение несколько иное, но – по-любому – созвучны.
А это (стих) – в тему. С АКТ. Про чары...
В следующем (по тому же адресу) Диана в тексте не упоминается. Только в примечаниях (мельком), кои также (почти полностью) приведу.
Я в цветах (и в жизни) – бестолков.
Этих отродясь в глаза не видел.
Хороши! Но я о них – мельком.
У меня – Лилея на примете.
Та, что всё затмила красотой.
Затопила нежностью и светом.
Знаю, скажут: «Вот – дурак седой!
Песенка твоя давно, как спета».
И ведь прАвы критики мои.
Потерял я голос и осанку.
Отбродило дерзкое аи.
Затворились двери Хороссана.
Знаю, что себе порою лгу.
Отвожу курок, да не стреляю.
Только перед Нею я в долгу.
Потому и нет Её милее.
(30.07.2015)
PS:
Символика лилии – многозначна. Как и другие цветы имеет двойственное значение, символизируя такие понятия как жизнь и смерть, девственность и плодовитость, женский и мужской принципы, etc.
В античности Белая лилия – цветок Геры, возникший, подобно Млечному Пути, из капель её молока. Лилиями устлано брачное ложе Зевса и Геры. Римлянами белая лилия почитается как цветок Юноны и эмблема надежды. Как знак девственности лилия принадлежит Диане.
В храме царя Соломона «И над столбами поставил венцы, сделанные на подобие лилии» (Третья Книга Царств 7). Лилия – желание, любовь, красота. Лилия – красота, избранность, изысканность.
Лилия – распространённый мотив средневековой мистической литературы и искусства. Из предшествующих традиций христианство переняло в отношении этого цветка прежде всего категорию невинности, чистоты и надежды. Первоначально в христианской символике лилия использовалась в качестве атрибута святых дев.
Впоследствии лилия становится устойчивым атрибутом Девы Марии
Ветвь лилий, начиная с эпохи Возрождения, – непременный элемент в сцене Благовещенья. Она изображается в руке у архангела Гавриила или в вазе, стоящей между ним и Марией. Частота и устойчивость иконографии этого сюжета постепенно привели к вытеснению раннего атрибута Гавриила – масличной ветви, лилией.
В качестве атрибута Иисуса Христа лилия используется при его изображении как Судии в сценах Страшного Суда.
В русской культуре Аи (сорт винограда и знаменитого французского шампанского) связывается со сложившимся в русской поэзии первой половины XIX в. литературным символом свободы и молодости.
У П. Вяземского:
Дар благодарный, дар волшебный
Благословенного Аи
Кипит, бьёт искрами и пеной! –
Так жизнь кипит в младые дни!
У Пушкина:
К Аи я больше не способен;
Аи любовнице подобен
Блестящей, ветреной, живой,
И своенравной, и пустой...
Но ты, Бордо, подобен другу,
Который, в горе и в беде,
Товарищ завсегда, везде…
К началу XX века Аи стало символизировать утонченную, богемную атмосферу:
А. А. Блок («В ресторане»):
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Двери Хороссана – из Есенина:
В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.
У меня в руках довольно силы,
В волосах есть золото и медь.
Голос пери нежный и красивый.
У меня в руках довольно силы,
Но дверей не смог я отпереть.
Только перед Нею я в долгу… – рефрен со своим же («Песня для Любимой…» от 3.11.2014).
А на фото (к вершу, из Несебра) – Кампсис. Род древеснеющих листопадных лиан семейства Бигнониевые. Крупное теплолюбивое растение, из-за ярких цветков культивируется как декоративное.
Наташка вычислила!
А теперь – о том неловком сериале. С Дианой.
«Метаморфозы»
Офелия, в Диану обратясь,
порядки навела рукой ретивой.
Поэтов – исписавшихся бродяг –
направила вылизывать сортиры.
Актёришек загнала за Можай.
Вчистую раскурочила подмостки.
Ей Гамлета ни капельки не жаль.
Прицелится и – вжик!
– стрелою хлёсткой.
Пронзит, а после в рифму матюгнёт.
Отксерит и поверх отамазонит.
Амурчики в холопах у неё.
А Музы замордованы на зоне.
У стихотворцев – форменный облом.
Сурова длань сатрапии Главлита.
Пощады нет. И – право: поделом!
Ужо наладит вас прелестная Анита.
Офелия, Диана – иже с ней.
Ну, кто там записался в пастернаки?!
Пора седлать отборнейших коней.
Удача с нами.
– Фас, мои собаки!
(23.02.2016)
PS:
Да к чёрту роли, сцены и подмостки!
Сегодня я иным желанием влекома.
Из прошлого идут те отголоски,
С которыми давно уже знакома.
Я на охоту выйду амазонкой,
А может быть, прелестницей Дианой.
И поражу ту цель стрелою звонкой,
Что для меня всегда была желанной.
Кто запретит разить свою добычу
Стрелой Амура, что устал изрядно?
Вне правил нынче я удачу кличу
И, знаю, новичкам везёт – и ладно.
Ну, что, охотники за Музой, сникли?
Теперь и вы становитесь мишенью.
А то ведь как-то странно вы привыкли
Писать стихи, терзая вдохновенье.
Вот, наконец, я вышла на охоту.
Пощады не просите. Нет пощады.
Не ждали вы такого поворота?
Моя стрела летит – ей нет преграды.
(А. К.)
«PS к предыдущему»
Не токмо иже, но и паки.
И вельми (можно без зело).
Диана, гончие собаки…
Уделом – гнутое весло.
Стыдясь себя (а не другого),
муар испачкавши в нуар,
в кокотке грезить недотрогу,
а в храме – пошлый будуар.
(26.02.2016)
----------------------------
Ну вот, теперь значительно светлее.
И мрак с осколками ночного рандеву,
Стыдясь себя, рассветом заалеет,
Сон унося, ведь время грезить наяву.
Вновь день сулит кокетливым муаром,
Узором новым с искажением цветов.
Для зрения – обман, но без кошмаров.
Благословенна Жизнь и иже с ней – Любовь!
(А. К.)
* * *
Я Вас обидел (ненароком) –
Куснул, как вредный скорпион.
Стишки порой выходят боком.
Вот и промазал Актеон.
Куда лацьвей дарить пионы,
Тюльпаны, розы и духи.
Сверкают молнии Дианы.
Трепещут жалкие стихи.
В них много пряности и скорби,
Пустой бравады и нытья.
И яда!
К Urbi, да и к Orbi
Не стану обращаться я,
Подобно Брюсову и папе.
В скиту мне больше по душе.
В иные годы я бы зАпил,
А здесь – сойду на вираже.
(9.03.2016)
* * *
Ужо дрожу! О, грозная Диана!
У ног твоих трепещет Актеон.
И не в козла – скорее, в павиана –
От этой взбучки обратится он.
Таким «добром» побрезгуют собаки.
Ну, разве, свиньи, нехотя, сожрут…
Анита, золотце!
Нельзя ли нам без драки?!
Не стоит оного никчемный труд.
Кочан – козлам. А я застрял в приматах.
Невкусный ить! Мослы да потроха.
И бить неловко (вот бы – по рогам!).
А Вы меня, того –
расейским матом.
(17.03.2016)
Окончилось всё – разрывом. Сетевым. Бывает...
Неловко, конечно. Впрочем, куда больнее для меня был разрыв с Владом. На почве исторических и мировоззренческих потрясений-колебаний. Тем более, что при всей той нашей нестыковке (не детской...), он остался для меня одним из самых дорогих авторов на сайте.
Следующее могу предложить, скорее, из-за выбранного эпиграфа. Оставлю (к нему) и примечание.
«Прощание с Классикой. Шутка»
Богини девственной округлые черты,
Во всем величии блестящей наготы,
Я видел меж дерев над ясными водами.
С продолговатыми, бесцветными очами
Высоко поднялось открытое чело, –
Его недвижностью вниманье облегло,
И дев молению в тяжёлых муках чрева
Внимала чуткая и каменная дева.
Но ветер на заре между листов проник, –
Качнулся на воде богини ясный лик;
Я ждал, – она пойдёт с колчаном и стрелами,
Молочной белизной мелькая меж древами,
Взирать на сонный Рим, на вечный славы град,
На желтоводный Тибр, на группы колоннад,
На стогны длинные… Но мрамор недвижимый
Белел передо мной красой непостижимой.
(А. Фет. Диана)
--------------------------------------------------
Поток сознания…
Нам Слово – не указ!
Свобода полная от рифмы и конвенций.
И вот рождается из пены, без пинка,
Поэза Хаоса в каскаде турбуленций.
Оставьте пудру косметических прикрас!
Судьбу и почву. Шторки и подпорки.
Тюремных форм надуманный каркас.
Войдите в мир Цветаевой и Лорки.
А лучше – в свой. Где так неповторим
Закатный луч. И трепет каждой фибры
Вбирает всплеск Невы и шорох Тибра,
Забив притом на Питер и на Рим…
– Но…
Где, прости, обещанный верлибр?!
(7.02.2018)
PS:
«Скажите, что можно увидеть по ту сторону зеркала? Если находишься по его другую сторону? Софи видела то, что происходит там. Там все по-иному. Там иная реальность.
Вечерело. Софи стояла на набережной Невы-реки, что в Санкт-Петербурге. Смотря на тихо плещущиеся волны, которые словно успокаивали её душу, говоря при этом, что всё в порядке, всё хорошо. Она чувствовала покой и умиротворение. Да, печали и горести отошли на второй план. Она слышала только всплеск ударяющихся о набережную Невы волн. Закат. Солнце скрывалось за горизонтом, озаряя последними лучами уходящего солнца Петропавловскую крепость. На небе появились первые звезды. Тихо и безмятежно мерцая, они предвещали восход луны или месяца. А вот и он, неподалеку от уходящего солнца восходит в небосклоне мерцающих звёзд. Все тихо и мирно вокруг, тишина».
Дмитрий Боррони. Ребекка: Путь во спасение.
Забавная хреновина!
Я – про верлибр.
Тому, кто поднаторел в силлаботонике (или подустал от неё), есть резон попробовать. Но... При условии,
что действительно поднаторел. И... Что «схватишь» суть этого самого верлибра.
А зачем? В смысле: пробовать. А хотя бы для того, чтобы испытать себя: насколько ты пиит.
В верлибре ты уже не можешь полагаться на рифму, метр и т.п. Только – «внутренняя свобода». Без «подручных».
Но... На самом деле, как мне кажется, попробовав себя в этом, есть смысл вернуться назад. К Классике. Чтобы проверить своё согласие с РЕЧЬЮ
Последнее (из своих с «Дианой») случилось год назад. Надо сказать, что к той богине отношения оно уже не имело.
«Воробьи на рябине»
Мне б, в исход – на ветер,
под дожди.
Да нутром – в печальные закаты.
В них и настроения надир
Не чреват затмением и адом.
Газом не отравлена душа.
Хезболлой не чокнута в Ливане.
На рябине пёстрой мельтешат
Воробьи Дианы Маливани.
Им на наши тяжбы – чик-чирик.
Пережить бы зИму на задворках.
Осени лысеющей парик
По Успенской разметало горке.
(12.10.2023)
PS:
В былые времена Успенскую гору (в Витебске) именовали Лысой.
А из «прозы» (к Дианологии)...
Из прозы – одну справку, которую приводил в своём очерке, посвящённом памяти Оксаны.
–
А астурийская Ксана – очень даже!
[Ксана (исп. Xana) – персонаж Астурийской мифологии. Всегда женщина, она является существом чрезвычайной красоты, считается живущей в фонтанах, реках, водопадах или лесистых регионах с источниками чистой воды. Она обычно описывается, как стройная девушка с длинными белыми или светло-коричневыми волосами (чаще всего кудрявыми), за которыми она ухаживает с помощью золотого или серебряного гребня, сделанного из солнца или лунного света. Происхождение астурийского слова xana не ясно, хотя некоторые исследователи считают, что оно происходит от латинского имени богини Дианы. Ссылки на места, где по мифологии обитали ксаны, распространены в астурийской топонимике.
Кроме подмены человеческих детей своими, ксаны обещают сокровища и могут быть расколдованы. Некоторые ксаны также нападают на людей и крадут их пищу. Они живут в источниках и пещерах.
Ксана может быть благотворным духом, предлагая любовную воду (англ. love water) путешественникам и награду золотом или серебром тем, кто окажется достойными в ходе неопределённого суждения. Их чарующие голоса можно услышать весной и в летние ночи. Если человек с чистой душой услышит их песню, его наполнит чувство покоя и любви. Те же, чьи души не чисты, почувствуют удушение и могут сойти с ума.
Ксаны обычно изображаются в двух вариантах. В первом они выглядят, как молодые девушки-северянки, очень красивые, с длинными белокурыми волосами. Это изображение обычно ассоциируется с ксанами, обладающими сокровищами или находящимися под заклинанием. Напротив, в историях, где ксаны похищают детей или проникают в дома, чтобы укусить или украсть, ксаны описываются маленькими, стройными и темноволосыми.]
И пояснение к последнему.
Вторая моя Муза (ушедшая) действительно была для меня Лунной. И тема «покусывания» в наших отношениях присутствовала, как в шутку, так и всерьёз. Не исключаю, что я где-то Ксюшу и с Вампирессой сравнивал. Не фатальной, вестимо.
Моя утрата. В чём-то уже невосполнимая...
18.10.2024
Свидетельство о публикации №124101804366