Почему Аннушка разлила именно масло?

Во времена бабушек оговаривалось:
"знать, как ОтчеНаш и Богородицу".
Во времена мам:
"знать на пять".
В моем детстве я уже знала и так и эдак:
одному научила бабушка, второму школа: "знать на отлично".
дальнейшее не может не удивить - нам довели "знать"
как цитаты из "Мастера и Маргариты"
иначе ты не могла считаться человеком культурным и интеллектуально развитым.

и вот: к месту и не к месту все, кто хотя бы крем уха слышал
 или одним глазом видел кино про Воланда и Маргариту,
цитируют "Аннушка уже разлила масло".

А что же подтверждает сие крылатое выражение?

Евангелие от Матфея. Глава 26, стих 7*:

"приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову."

Потом Булгаков связал масло и голову с Михаилом Берлиозом.

Почему, собственно, роман "Мастер и Маргарита" имеет завязку с убийства Михаила?

Михаил - еврейское имя (ми кмо элохим, сокращённо «ми-ка-эль»). Имеет два толкования: чаще встречается дословно;— «Кто как Бог».

Берлиоз как раз перед своей установленной Воландом карой учил Ивана не верить в Христа. Что и привлекло к Михаилу внимание команды Воланда на абсолютно пустых Патриарших прудах (потому что и стен есть уши, или у прудов в частном случае).

И вот!

Воланд захотел проверить: Берлиоз знает Новый завет - как ОтчеНаш, то есть, так же хорошо как

"Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаменитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, – есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка." [1]

И выяснилось, что Берлиоз намек не понял!

Опаньки.

"Далее первые два Евангелиста, св. Матфей и св. Марк, повествуют о помазании Господа миром некой женой в доме Симона прокаженного. Это помазание церковное предание отличает от того помазания, которое было совершено Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, за шесть дней до Пасхи и еще до входа Господа в Иерусалим. Этот Симон прокаженный называется так потому, что, по-видимому, был исцелен Господом от проказы. По церковному же преданию (запечатленному очень умилительно в богослужебной последовательности Великой Среды), жена, приступившая ко Господу с тем, чтобы помазать Его драгоценным миром, была кающейся грешницей. Она принесла миро в алавастровом сосуде. Миро представляло собой благовонную жидкость из масел и пахучих веществ, обыкновенно - из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны, и разных цветов. Алавастр - это род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него приготовляли разные вазы, урны, курильницы и сосуды для хранения ароматических веществ. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; Пс. 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо - ноги." [2]

Так вот: булгаковский Миша Берлиоз именно поскользнулся на трамвайных рельсах (то есть, масло попало на ноги) - и ему отрезало голову.

И если в Новом Завете богословы до сих пор не могут сойтись во мнении - как звали женщину из сцены с миро. То Булгаков нам сообщает имя.

Анна. В Новом завете на роль МиМ-овской Аннушки может претендовать только Первосвященник Анна.  В отличие от многих лиц завета лицо конкретно историческое в иудейской истории.

Ханан бен Шет был первосвященником Второго Храма в Иерусалиме с 6 по 15 год н.э. Его семья, семья первосвященников из Бейт Ханана, почиталась одной из самых богатых и влиятельных в провинции Иудея в первом веке нашей эры.

Евангелие от Луки подразумевает совместное первосвященство Ханана с его зятем: "В пятнадцатый год царствования императора Тиберия...".

В большинстве версий именно происки Первосвященника Анны привели к казни Христа.



Примечания.

1. Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита" (Глава 1. "Никогда не разговаривайте с неизвестными" (прототип "Вначале было Слово...")

2. Аверкий (Таушев) архиепископ. Толкование на группу стихов: Мф: 26: 7-7

* Почему собственно оцифрована эта часть Нового Завета, как "глава 26, стих 7"?

Еврейская кабалистика, плавно перекочевавшая в Новый завет.

"А число семь означает полноту. Другими словами, можно предположить, что в ней была сосредоточена полнота греховности, она была великой грешницей и той блудницей, которая, плача, помазала ноги Иисуса в доме Симона. "

Василий (Родзянко) епископ. "Толкование на группу стихов: Мф: 26: 7-7"


Рецензии