Писатели о работе над словом

1. Самое трудное для меня - работа над словом. Во - первых, слово должно с
наибольшей точностью определять мысль. Во - вторых, оно должно быть музыкально
выразительно. В - третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией
фразы. Надо избегать частых повторений одного и того же слова и нельзя употреблять
изношенных, вульгарных, мнимокрасивых слов. (К. Федин).
2. Следите, чтобы конечный слог слова не сливался с начальным другого, образуя
ненужное третье, например: "как камень", "бреду ду - мала" и т. д. Если решили
писать, неутомимо, упрямо изучайте язык. (М. Горький).
3. Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребит слово,
значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100
ударов розог. (Л. Н. Толстой).
4. За словосочетаниями Вы совершенно не следите: "вшихся", "вшимся" - очень часты
у Вас. Все эти "вши", "ши" и прочие свистящие и шипящие слоги надобно понемножку
вытравлять из языка. (Из письма М. Горького к Тренёву).
5. Избегайте таких слов, как "щущих", "щая", "щей", "вшей", а также вообще
шипящих и свистящих, где они не звукоподражательны. "Трепещущая тишина" не
изображает тишины, потому что слоги "щу" и "ща" слишком определённо звучат.
(М. Горький).
6. Иногда нелепые слова говорят о глухоте сочинителя, о том, что он не слышит
языка: "И с уса висела калашная крошка" - причём здесь Иисус? (М. Горький).
7. Если слово пришло в голову одновременно двум, - говорил Ильф, - значит, оно
может прийти в голову трём и четырём, значит, оно слишком близко лежало. Не
ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять
художественные произведения лёгкое дело? (Е. Петров).
"Развивайте дар слова"; М. "Просвещение"; 1990 год)


Рецензии