Комплекс превосходства
Термин впервые употребил австрийский психолог Альфред Адлер. Комплекс превосходства тесно связан с комплексом неполноценности и является его обратной стороной.
Проявление комплекса превосходства
При наличии комплекса превосходства люди зачастую стремятся к обретению власти над окружающими, принижают опасных для себя людей и верят в свою особую силу[1]. Они проявляют следующие черты характера: враждебность по отношению к окружающим, нетерпимость, самоуверенность, хвастливость, зависть, злорадство, жадность, подозрительность. Они стремятся подстроить ситуацию так, чтобы выглядеть превзошедшими всех. Для них «внешний блеск» гораздо важнее, чем настоящие успехи и победы. Однако, даже добившись реальной победы над кем-то, они не ощущают удовлетворения.
Характерным для них также является стремление избежать реальной проверки своих сил с более сильными соперниками.
Источники развития
Комплекс превосходства, как и комплекс неполноценности формируется из-за чувства беспомощности. Желание перебороть его перерастает в стремление к превосходству или стремлению к власти.
Альфред Адлер в своих работах использовал слово «Мachtmotiv», что переводится и как стремление к превосходству, и как стремление к власти.
Поэтому здесь и далее под этими словосочетаниями имеется в виду одно понятие. В нормальных условиях оно является движущей силой развития человека. Однако при неблагоприятных обстоятельствах в детстве оно становится силой, препятствующей здоровому развитию.
Чувство неполноценности вынуждает ребенка избегать социума и манипулировать людьми .
Альфред Адлер полагал, что стремление к власти — это невротический симптом, который является результатом сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.
Чтобы противостоять своему чувству ущербности, ребёнок будет стремиться к личному превосходству «поверх голов других», а не к конструктивному здоровому поведению, которое может дать необходимое личное удовлетворение.
Органическая неполноценность. Люди с физическим недостатком не могут легко влиться в общество, они постоянно будут обеспокоены своими физическими ограничениями. В результате это может привести к угасанию социального чувства. Это условие также работает для социальной и экономической неполноценности, из-за которой ребенок чувствует себя ущербнее других[3].
Избалованность. Избалованный ребёнок уверен в особой ценности своей любви и использует любые средства для получения внимания. Вместо взаимодействия с другими, он выдвигает односторонние требования. Он также не сможет легко социализироваться, так как излишняя забота лишает его возможности решения своих проблем (из-за чего впоследствии он может лишиться веры в свои способности), что также приводит к изоляции.
Заброшенность. В случае, когда родители не дают ребёнку достаточного количества ласки и внимания, у него не формируется доверие к окружающему миру. Он учится скрывать свои эмоции, все жизненные силы тратя на защиту внутреннего мира от внешнего. В нем зарождается уверенность, что все относятся к нему враждебно, а их любовь и заботу необходимо завоевывать. В результате он воспринимает любую обязанность, как препятствие, а весь мир, как грубое, жестокое место. В результате он изолируется от всего, начинает заботиться только о себе.
Копирование комплекса родителя
В современном обществе принято подчеркивать особую значимую роль отца, и при этом принижать важность роли матери.
На этом фоне у мальчиков возникает переоценённое стремление к власти из-за желания быть похожими на авторитетную фигуру отца.
Зачастую ,люди склонные демонстрировать чувство превосходства,( к людям к которым они испытыват враждебные эмоции) используют те же драмматизции и оскорбительные выражения, коротыми " воспитывали " их "
Влияние других детей в семье
У самого младшего ребенка в семье, несмотря на трепетное отношение к нему, зачастую формируется желание доказать, что он всё может сделать сам без чьей-либо помощи. За счёт этого у него возникает выраженное стремление к власти. Если же ребёнок не обладает достаточной уверенностью в себе для исполнения своих намерений, то он начинает избегать обязанностей, чтобы у других не было возможности объективно оценить его способности. Это, как уже говорилось выше, приводит к недостатку социального интереса.
Также комплекс превосходства бывает характерен для вторых по старшинству детей из-за постоянной борьбы со старшим ребёнком за превосходство.
Ребёнок , адаптируясьв школьном коллективе, часто подвергается физической и вербальной агрессии.Подсознательно " сохраняет " в пмяти этот образец насилия , чтобы в будующем одержать над кем то "верх".
Выбирет жертву и демонстрирует то унижение , через которое прошел сам.
Влияние других детей в семье
У самого младшего ребенка в семье, несмотря на трепетное отношение к нему, зачастую формируется желание доказать, что он всё может сделать сам без чьей-либо помощи. За счёт этого у него возникает выраженное стремление к власти. Если же ребёнок не обладает достаточной уверенностью в себе для исполнения своих намерений, то он начинает избегать обязанностей, чтобы у других не было возможности объективно оценить его способности. Это, как уже говорилось выше, приводит к недостатку социального интереса.
Влияние других детей в семье
У самого младшего ребенка в семье, несмотря на трепетное отношение к нему, зачастую формируется желание доказать, что он всё может сделать сам без чьей-либо помощи. За счёт этого у него возникает выраженное стремление к власти. Если же ребёнок не обладает достаточной уверенностью в себе для исполнения своих намерений, то он начинает избегать обязанностей, чтобы у других не было возможности объективно оценить его способности. Это, как уже говорилось выше, приводит к недостатку социального интереса.
Также комплекс превосходства бывает характерен для вторых по старшинству детей из-за постоянной борьбы со старшим ребёнком за превосходство.
Когд ребенок поступает в школу, он часто подвергается физической и вербальной агрессии.Подсознание "коприрует " агрессивное поведение недоброжелателя, как "образец" и хранит его в памяти до случая , когда человек захочет самоутвердиться над обидчиком или взять верх над слабым.
Использует точно такие слова и приемы насилия.( особенно "мы " латентные жертвы семейного насилия, используем приемы воспитания на близких , которыми усмиряли нас Это заколдованный круг.Подсознание хранит эти " образцы " всю жизнь)
Сидоров срарший "воспитывал " Сидорова младшего.Сидоров младший уже " передавал науку" своим детям...
Если Сидоров младший вырастал интеллигентом, то не рукоприкладствовал и исключал из речи мтерные словечки, но в основном весь театральный сценарий воспитательной работы доводил, как дедушка учил...
Например мальчик в 1 классе не может знать значение слов " светло синий ",но повторяет его в отношении детей над которыми хочет взять " верх " и самоутвердиться .( этот образец ему оставили старшие , сильные обидчики )
Свидетельство о публикации №124101802182