Апгрейд пещеры Платона
В этой пещере живут люди, на ногах и шее которых с рождения находятся оковы. Они видят только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Они обращены спиной к свету, исходящему от огня за их спиной. За их спиной находится невысокая каменная стена вроде ширмы фокусника. За этой стеной другие люди несут куклы людей и иных живых существ, вазы, статуэтки из камня и дерева или прочие подобные предметы, держа их так, что они видны поверх стены (см. иллюстрацию).
Что видят узники в пещере? — Пляшущие на стенах пещеры тени! Сами куклы, отбрасывающие тени, им не видны. Не могут они видеть и кукловодов за своей спиной и за стеной. Узникам пещеры видны только тени от их марионеток. Именно тени, отбрасываемые светом, узники принимают за истинную реальность.
Если пленника пещеры, который провёл всё жизнь во тьме, освободить от оков и дать возможность повернуть голову и увидеть огонь, то у него появится резь в глазах. Если же его вывести из пещеры наверх, то он может ослепнуть от яркого света уже не огня, а Солнца. Однако если к яркому свету привыкать постепенно, то можно не только сохранить зрение, но и увидеть истинный мир, мир Свободы и Блага. Если из мира, где светит Солнце, вернуться обратно во тьму пещеры, чтобы поведать своим товарищам обо всём увиденном, то глаза бывшего пленника пещеры будут с трудом видеть теперь уже во тьме. (Пусть всегда светит Солнце!) Если рассказать рабам тьмы об истинном мире, мире Света, Свободы и Блага, то они не поверят. Если настаивать на своём, то могут и убить.
Внизу — власть тьмы и рабство неведения, наверху — власть Света и царство Знания и Свободы. Тьма и рабство завораживают, пленяя навеки своими узами. Тернистый путь к Знанию и Свободе доступен немногим. Такова вкратце суть Платоновской аллегории.
Образно говоря, пещерное сознание всех живых существ, включая человека, способно видеть только тени истинной реальности. Пещерное сознание служит темницей, тюрьмой души. Освобождение из плена пещерного сознания дарует Знание истинной светоносной реальности. Путь к Свету истинного Знания бывает нелёгок, и не обладающие этим Знанием могут в него не поверить.
В наши дни эту аллегорию можно описать немножко по-другому, в свете привычных нам реалий и информационных технологий: зрители, вопреки неотъемлемым правам человека, прикованы какой-то неведомой тёмной силой к креслам в кинотеатре, на экране которого идёт некий блокбастер. (Например, «Матрица».) Роль кукол в пещере исполняют киноактёры и киноактрисы, чьи изображения запечатлены на киноплёнке. («Лица стёрты, краски тусклы, то ли люди, то ли куклы...») Все материальные предметы на экране изначально запечатлены на киноплёнке, проекцией которой они являются. В кукловодах нужды уже нет. Киноплёнку с запечатлёнными на ней актёрами, актрисами и материальными предметами вращает электрический кинопроектор со скоростью 24 кадра в секунду. Свет, испускаемый кинопроектором, проецирует движение кинокадров на киноэкран, создавая на нём иллюзию движения живых существ и неживых предметов. Именно эти проекции-тени на киноэкране изображают материальный мир в движении. Их-то и видят зрители.
Когда братья Люмьер впервые продемонстрировали 6 января 1896 года на экране одного Парижского синематографа «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», то это произвело эффект разорвавшейся бомбы.
https://www.youtube.com/watch?v=0YSJ31wMmXc
Хоть этот фильм продолжался всего 50 секунд (то есть это формат современного видеоролика) и был он немым и чёрно-белым, но переполох от него был грандиозным. Девичий и мужичий переполох. Хельмут Карасек в немецком журнале Der Spiegel писал, что фильм «имел особое воздействие на зрителя и вызывал страх, ужас и даже панику». Впервые в жизни достопочтенная публика вдруг увидела «ожившее» изображение, которое двигалось на них, и бросилась на выход. Люди приняли игру света и тени на киноэкране за истинную реальность! Что уж говорить о рабах в античной пещере!
Сейчас, по прошествии 128 лет, достопочтенную публику уже особо не удивишь не только чёрно-белым «Прибытием поезда», демонстрируемым на плоском экране, но и цветным, а то и объёмным 3D блокбастером. В 3D кинотеатре «ожило» не только плоское изображение, «ожил» объём! Всё это действо в виде «ожившего» объёмного голографического изображения вытворяет свет, отбрасывающий тени от киноплёнки на экран кинотеатра.
В такой интерпретации свет вовсе не равнозначен Свету Знания. Свет, представляющий собой электромагнитное излучение, изучаемое физикой, порождает все зрительные образы в человеческом сознании. Свет отражается от вещей и предметов и посредством органов чувств попадает в мозг живых существ, в котором и возникает в конечном счёте представление света и тени на стенах условной пещеры. Свет сам по себе не содержит никаких образов реальности, но он даёт представление о них зрению человека и иных живых существ. Роль физического света, изучаемого наукой, и роль философского иносказательного света различаются кардинально. Свет в физике и свет в философии — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Однако вернёмся в далёкие времена древнегреческой любви к мудрости, то бишь философии. Пленнику пещеры не дано видеть ни сам свет, ни куклы, освещённые светом. Он может видеть только пляшущие тени от них на стенах некоего экрана, коим у Платона служат стены пещеры. Однако если взглянуть на сами античные куклы, то можно получить представление об истинной реальности. Вот эти условные куклы, освещённые светом, у Платона и есть истинная реальность, которую он попеременно и взаимозаменяемо именует то «идеи», то «эйдосы».
Греческое слово «идеи» так и попали в латынь — “idea”, в то время как «эйдосы» в переводе на латинский превратилось в “forma”. Эти «формы», или «идеи» — это нефизические, вневременные, внепространственные, абсолютные и неизменные сущности всех вещей. Всё имеет свои метафизические формы, или идеи: люди, звери, растения, реки, горы, математические фигуры, цвета, любовь, красота, доброта. В аллегории пещеры Солнце у Платона является Высшей Формой, Формой Блага.
Только эти идеальные сущности находятся не в нашем мире, равнозначном Платоновой пещере, а в трансцендентном, то есть запредельном иномире (от лат. transcendens — «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы»). Сам Платон называл этот запредельный мир Гиперуранцией, что буквально означало «по ту сторону Урана», то есть Неба. (В древнегреческой мифологии Уран был Олимпийским богом, олицетворением Неба и мужем богини Геи (Земли)).
Органам зрения пленникам пещерного сознания идеи и формы недоступны. По Платону, именно разум и только разум способен сверхчувственно «узреть» и постигнуть истинную трансцендентную реальность идеального мира. Зрение тут не поможет.
Сам могучий умом и телом Платон не только питал большую любовь к мудрости. Урождённый Аристокл (др.-греч. буквально — «наилучшая слава»), получивший прозвище Платон («широкий», «широкоплечий») от своего учителя по гимнастике, не только боролся и побеждал на Истмийских общегреческих играх, став олимпийским чемпионом по панкратиону. Это разносторонний древний грек, который стремился к идеалу во всём, был ещё большим поклонником математики.
Собственно говоря, вся идеалистическая философия Платона проистекает из философской интерпретации идеального мира геометрии, отображающегося в реальном мире материи. Великий философ уважал геометрию настолько, что на воротах Академии в Афинах было выбито изречение: «Вам не позволяется заходить сюда, если вы не сведущи в геометрии», а самому Платону приписывается афоризм: «Бог — это геометр».
Из этого можно сделать вывод, что идеальный, или трансцендентный мир, по Платону, является миром геометрии и математики, миром цифр и геометрических фигур, миром формул и уравнений.
В период науки Нового времени даже родился термин «математический платонизм». Он сводится к тому, что якобы существует некий самосущий мир абстрактных математических объектов. Это и есть идеальное бытие в мире вечности. В свою очередь, мир физики (по-гречески, «природы») есть мир небытия или мир становления, который проявляется как раз колышущимися тенями, только и доступными пещерному сознанию людей.
В наше время информационных технологий можно сделать иное дерзкое философическое предположение. Оно сводится к тому, что идеальными сущностями Платона являются не абстрактные математические объекты и идеальные геометрические фигуры, а… биты и кубиты информации. Джон Арчибальд Уилер запечатлел это в своём знаменитом изящном и лаконичном меме: “It from bit”, что можно перевести на русский как «Бытие из бита».
Бит (англ. “bit” от “binary digit”) означает «двоичная цифра» или «двоичный разряд». Кубит (англ. “qubit”) означает «квантовый бит» (“quantum bit”).
Именно обработка битов и кубитов процессором обычного или квантового компьютера и приводит к появлению визуального изображения на экране монитора. В этом случае уже экран монитора играет роль стен Платоновой пещеры, а биты и кубиты служат истинной реальностью, неким информационным аналогом аллегорических освещаемых светом кукол Платона, а также абстрактных идей и форм. Если свет в пещере есть электромагнитное излучение, то электрический ток в компьютере есть электромагнитное взаимодействие.
Если эту IT-модель распространить на всю Вселенную, то получим, что «Вселенная на самом деле — шалость первичной информации, а материальные объекты являются её сложным вторичным проявлением» [1].
То есть Платоновский мир идей есть «шалость первичной информации», а материальные объекты — лишь тени этого мира информационных технологий Вселенских масштабов. В этом случае напрашивается предположение о существовании трансцендентного незримого идеального информационного мира и имманентного, то есть чувственно воспринимаемого мира материи, производного от «шалости первичной информации». (Шалишь, информация!)
В развитие этой идеи можно предположить, как это делают некоторые современные физики, что Вселенная есть аналог некоего гигантского квантового компьютера. А деловитые продюсеры, далёкие от физики и философии, снимают весьма кассовые фильмы про иноагентов Матрицы и прочую чепуху, которая пользуется большим спросом у любителей попкорна.
А можно представить, что истинная реальность записана на некоей трансцендентной киноплёнке бытия, которая и проецируется из первичного «шаловливого» информационного иномира во вторичный физический мир, покорный шалостям информации. «Шаловливые ручонки» информации лепят по своему проекту все материальные объекты, которые являются колышущимися «тенями» истинной информационной реальности, записанной на движущейся киноплёнке бытия в блокбастере под названием “It from bit”.
В этом случае стенами пещеры Платона становятся бескрайние просторы Вселенной, которые периодически бороздят тени космических кораблей, не говоря уж о галактиках, звёздах и планетах с их живыми обитателями, обитающими по привычке в пещерах, отдельно стоящих домах, а также густо населённых человейниках.
Незримый креативный мир информации, творящий мир материи в её движении, недоступен ни человеческим органам чувств (кто когда-нибудь видел непосредственно саму информацию?), ни человеческому разуму. Человек разумный оказывается не только пленником «пещеры» трёхмерного пространства, наблюдающим представление материи в виде «игры теней» и игры престолов. Он ещё оказывается прикован к этому представлению выкованными разумом кандалами (англ. “mind-forged manacles”), как сказал Уильям Блейк.
В этой Hi-tech картине истинная реальность неподвластна не только органам чувств, но и разуму, то есть всем основным инструментам познания человека разумного. Её нельзя увидеть, её нельзя помыслить, её нельзя описать словами и представить образами. Значит ли, что она вовсе неподвластна человеческому познанию?
Вовсе нет! Именно в этом уверены буддисты и индусы, как и иные мистики Востока и Запада.
Истинную реальность, реальность информации и Духа, можно познать ТОЛЬКО иррационально: сверхчувственно и сверхразумно. Как клин вышибается клином, так иррациональное бытие познаётся при помощи иррационального Знания, антипода пещерного дихотомического сознания и порождаемого им весьма ограниченного разума. На Западе такой вид познания называется «медитация», а на Востоке — «созерцание».
Самое наглядное представление об этом типе познания даёт простейшая голограмма. В оптической голограмме привычная и понятная человеку трёхмерная реальность закодирована на двумерной поверхности стеклянной пластины в виде в виде бессмысленного и непонятного для человеческого восприятия чередования светлых и тёмных линий или концентрических кругов.
Однако стоит двумерную поверхность с зашифрованным на ней кодом трёхмерного изображения осветить лучом лазера, являющимся исключительно чистым и мощным источником света, как бессмысленные и непонятные концентрические круги и закорючки «воскресают» из двумерного бытия, разворачиваются в трёхмерном пространстве и предстают пред оком человека в виде зримой, привычной и понятной реальности. Трёхмерность изображения удивительно реальна, но тем не менее иллюзорна. Её можно увидеть, но нельзя потрогать. Рука проходит сквозь неё.
В этом примере иррациональный оптический код трёхмерного изображения и есть истинная реальность, которая свёрнута в инобытии, трансцендентна, запредельна и недоступна человеческому восприятию и пониманию. Зато она доступна иррациональному и интуитивному созерцанию, которое уподобляется лучу лазера, то есть потоку Света чистого Знания-Видения.
Теперь можно представить древнюю аллегорию Платона на новый лад, используя современные метафоры кинотеатра, компьютера и голограммы в движении.
Мы все — зрители и актёры Вселенского блокбастера бытия. Мы пребываем с рождения и до самой смерти внутри некоего информационно-голографического представления. В этом блокбастере бытия физическое время служит источником любого вида движения. Это же Время с большой буквы является аналогом Вселенского «кинопроектора», который вращает некую условную космическую «киноплёнку».
Каждый элементарный миг физического времени, квант Времени, заключает в себе бесконечное количество квантовой информации, организованной голографическим способом. Этот способ означает, что всё содержится во всём. Мир есть единое и неделимое Целое (греч. Холос). На Востоке такая голографическая целостность бытия, когда в каждой частице мира заключается весь мир, передаётся метафорически, с помощью образа драгоценной сети бога Индры. Эта сеть была сплетена из драгоценных каменьев, каждый из которых отражал все остальные камни и, в свою очередь, отражался во всех других камнях. В этом образе запечатлена идея единого и целостного универсума.
Каждый квант Времени является внепространственным «кинокадром» незримой Вселенской «киноплёнки». На этом «кадре» при помощи некоего небесного Хай-тека голографическим способом закодировано изображение всей (!) Вселенной. В голографической матрёшке информационного бытия мельчайшее, как семя, заключает в себе величайшее, всю Вселенную!
Эта космическая «киноплёнка» находится на некоем свёрнутом, импликативном, трансцендентном уровне реальности, недоступном нашему восприятию. В стремительном потоке мгновений физического времени рождается как «киноэкран» трёхмерного пространства, так и само космическое представление на этом «киноэкране». Время, Холос и Информация творят мир! Да здравствует HIT сезона! (HIT — англ. Hologram, Information, Time — Голограмма, Информация, Время).
Время-Голографический IT-«кинопроектор» Вселенной вращает элементарные квантово-информационные голографические «кинокадры» бытия, порождая Вселенскую голограмму в движении (англ. — Holomovement). На Вселенском экране трёхмерного пространства возникает иллюзия движения материи, жизни и мысли.
Мы — зрители и актёры — являемся порождением этого Вселенского голографического представления. Все мы невольно погружаемся при рождении в сонное царство сознания. Наше дихотомическое сознание, подобно сказочному мечу-кладенцу, рассекает единую и неделимую реальность голографического Целого на субъект и объект, на «я» и «не-я», на человека и Вселенную. Мы прикованы оковами своего дихотомического сознания к собственному иллюзорному «я» и к внешнему мирку материальных иллюзий и теней истинной единой голографической реальности. Нашему дихотомическому сознанию недоступна истинная целостная, холистическая реальность, запечатлённая на «киноплёнке» бытия. Таким образом наше сознание вовлекает нас в пещеру теней, в которой не видно Света истинного Знания.
Все мы, за редким исключением, с рождения и до самой смерти пребываем пленниками своего пещерного сознания. Мы пребываем в плену невежества и в рабстве незнания. Мы не знаем, что являемся неотъемлемыми частями голографического Единого, Целого. Мы пребываем в психическом королевстве кривых зеркал.
Но у нас есть шанс достичь Освобождения от оков пещерного сознания, которое вновь и вновь ввергает нас в бесконечный сериал жизни-смерти, исполненный страдания. Освобождение достигается путём Пробуждения ото сна пещерного сознания, ввергающего в единственно доступный ему мир разделения, множественности и материальных иллюзий. Именно Пробуждение от иллюзорных грёз пещерного сознания даёт возможность познать мир истинной реальности.
Буддисты убеждены, что именно иррациональное и интуитивное созерцание, Дхьяна, ведёт к Пробуждению от иллюзорного сна пещерного сознания вообще и разума в частности. Именно оно позволяет надличностному трансперсональному Единому Уму овладеть Светом чистого Знания-Видения, освещающего истинную реальность и не слепящего глаза. Именно оно позволяет узреть не тени от истинной реальности, только и доступные сознанию, а саму реальность, освещаемую Светом иррационального истинного Знания. Именно оно дарует Освобождение не только из Платоновой пещеры теней сознания, но и из мира страдания и смерти.
Да будет Свет!
P.S. От пещеры Платона — к блокбастеру бытия САНТАНА:
Извечный HIT, блокбастер бытия САНТАНА
Идёт с широкого Вселенского экрана.
В нём каждый Миг содержит Мир и Мысль,
Мгновения настоящего в ход времени сплелись.
Мгновения блокбастера – что кадры киноплёнки,
Чтоб их вращать, у Времени достаточно силёнки.
Поток стремительных мгновений – суть движения,
В потоке кадров на экране возникают все творения.
Экран – пространство в геометрии трёх измерений,
В потоке кадров в нём творится масса изменений.
Вот вспыхнула звезда, вот пронеслась комета,
На кадрах киноплёнки бытия записано всё это.
В движении плёнки – Млечного пути рассыпалась капель,
И Солнце своим светом озарило Землю – жизни колыбель.
Вот человек разумный в муках эволюции родился,
Тут в кинозале бытия актёр и зритель появился.
Актёр разумный – сам внутри кино,
САНТАНА на Востоке называется оно.
Играет роль по жизни зритель кинофильма бытия,
Внутри себя и внешне познаёт перипетии жития.
Сансара – это жизни бесконечный сериал,
Его подмостки – весь Вселенский ареал.
На кадрах плёнки закодирован весь мир.
В них жизнь и смерть, бессмертия эликсир.
Тут каждый новый кадр живёт одно мгновение,
За кадром кадр – вот жизни представление.
Поток мгновенных комбинаций элементов
Рождает на экране жизнь из серии моментов. .
На кадрах плёнки Мир Един в одном Мгновении,
А на экране зритель видит 3D-представленье.
И зритель сам рождён из хода киноплёнки,
Сценарий жизни и судьбы вращают кармы шестерёнки.
Сюжет судьбы порой закручен очень лихо:
Кому-то – счастье, а кому-то – хлебнуть лиха.
Но всё равно – страдание в жизни неотступно,
Страна Утопия для зрителя-актёра недоступна.
Из жизни – в смерть, от смерти – к новой жизни,
От счастия – к несчастию, а от пира – к тризне.
Поток сознания и бытия – таков сюжет Сантаны,
Конец известен – называется «покой нирваны».
The end
Примечания:
1. Пол Дэвис New Scientist, 30 January 1999
17 октября 2024 года
Свидетельство о публикации №124101700905