Каждому своё. В своё время
В каждого своего ученика она вкладывала: ум, сердце, душу. И не часть, а именно целую. Она своим огнём зажигала огонь внутри другого человека. Да, были дети, которые не выбирали «гореть», однако и Ольга оставляла за собой право выбора: она тоже не занималась с теми, кто решил «погреться» рядом.
- Ты думаешь, посидел урок рядом с учителем и его мозги перетекли к тебе? – ставила перед учениками ребром вопрос Ольга, - И вот, ничего не делая, ты уже знаешь все правила и пишешь без ошибок, решаешь контрольные? Может мне и самой хотелось бы так – побыла рядом и ты сразу отличник, но так не работает. Если хочешь, чтобы думала твоя голова, научи её думать!
Я не могу сделать это за тебя, только ты можешь, сам. Я только могу показать тебе, как делать это. Пока просто повторяй за мной. Тебе не нужно сейчас быть лучше меня, тебе достаточно быть, как я. И тогда однажды ты станешь лучше. Понимаешь?
И они понимали.
Да, понимали головой не всегда, однако доверяли сердцу.
Именно поэтому с детьми Ольге было проще, а вот со взрослыми… чаще всего, беда. В пору садиться и писать книгу: «Руководство родителям».
Когда родители не доверяют учителю, как поверить ребёнку? Даже поверившему уже ребёнку, как? Когда родители дома обсуждают учителя или «треплются» от просто так по телефону, перемывая кости, или «всплывая» «праведными» вопросами (да как он может, да кто он такой, да как это понимать?..).
Как стоматолог полечит зуб, если пациент постоянно станет вытаскивать изо рта инструменты, вставать, задавать вопросы?
Вы пришли полечить зуб? Тогда у вас один вариант – довериться врачу. И если вы пришли «полечить» к конкретному врачу, тогда и довериться ему – его опыту, его знаниям. И если это Ваш учитель – учителю.
Когда Ольга видела «проблемного» ребёнка: не хочу учиться; посмотрим, чему ты меня научишь; посмотрим, сколько ты продержишься…, она понимала, что это не вина ребёнка, а беда; и знала наверняка, откуда «дует ветер».
На потребу дня родители наперебой друг перед другом сначала записывали, а потом вели своих чад: туда, туда, туда, потом туда, и ещё туда… Куда подуло из чата (бла-бла-бла), туда все дружно и ринулись: чтение, скорочтение, кубики Зайцева... Можно потусить, пока занятие длится, это же так прикольно – движ.
Помилуй, Бог!
Однако. Родители ведут и продолжают вести детей на групповые развивающие занятия, т.е. (по Ольге) на занятия для утверждения в ребёнке гордости и комплексов. Не нарочно, конечно. Случайно. Само выходит.
Подумайте, что Вам расскажет ребёнок о занятии в три, четыре или пять лет?.. Кроме нравится и не нравится? А что ребёнку нравится в таком возрасте? Разве он способен распознать, чему должно научить его? Те ли это знания и к какому следствию приведут?..
А к чему они могут привести, даже если в группе два-три человека, не говоря о больше: один слушает, а другой уже прослушал; один умеет говорить, а другой не произносит пол-алфавита; один держит внимание, а другой не держит и полвнимания…
И организаторы групповых курсов раннего развития не могут не знать. «Сталина на них нет, - порой думала о таком Ольга. – Они только отвращают детей от знаний!»
А родители тем временем, запасшись в мамских чатах, офигенно обалденными знаниями: где, что и почём, шли и продолжали вести чад: туда, туда и туда.
Конечно, никто их них не хотел бы «обрушить» мозги своему ребёнку – они просто хотели, чтобы он читал, чтобы был в тренде так сказать…
А разве можно начинать с чтения?!
Ну да, у нас сейчас «капитализм»: спрос рождает предложение (хотите – нате). И всё вроде выходит безобидно, потому что вроде не нарочно, однако. Если это не физкультура и не танцы, о каких групповых занятиях в раннем возрасте может идти речь?..
Ты как научишь «обученного» ребёнка? Уверенного в том, что он уже обучен? Он закончил «Оксфорд», прошёл курсы скорочтения, каллиграфии…! А ты, в сравнении с таким «профессором», всего-навсего мелкий учитель.
Такие знания – страшная сила.
Однако. Ты прочитай мне без ошибок; ещё лучше в ровном темпе, не спотыкаясь; ещё лучше, соблюдая интонационно орфографию и передай смысловую нагрузку… Ты напиши мне, не продавливая три листа вниз, свободно владея кистью, соблюдая осанку (промолчим про ашыпки). Ты посчитай мне не на пальцах под столом…
Сейчас все образовательные услуги всё обучение «заточено» на деньги родителей – главное, чтобы нравилось родителям: цветные фото в чат, улыбчивые встречи и прощания, похвалы… Все счастливы!
Однако Ольге было начихать на это «всеобщее счастье», она не жила на потребу дня, она будто жила не в своё время – её не интересовало то, что на входе; её увлекало то, что на выходе.
Ещё до порога она предупреждала: я на родителей не работаю, только на детей. Если Вам не нравится что-то, Вы можете спросить у меня, почему я сказала это или почему задала то, но Вы не можете указывать мне, как и чему учить детей, чему и в какой последовательности. Если несмотря на это, вы решили заниматься, тогда от вас, от родителей (бабушек и дедушек) потребуется 100%-е сотрудничество: я говорю – вы делаете. Вам подходит?
Конечно же такое не подходило никому.
А как же собственное «Я»?
На что у Ольги был резонный ответ: если вы знаете сами, я вам зачем? Если Вы пришли ко мне, значит в другом месте у вас уже не получилось.
И родители соглашались, поскольку приходили обычно с ворохом нажитых в процессе бурной познавательной деятельности проблем, а проблемы, как известно, - это то, чего решить нельзя.
Ольга знала, как проблемы разбить на задачи, чтобы решить. Однако знала и то, что без совместных усилий со стороны родителей и безусловной поддержки, не выйдет ничего. И чем больше накопилось, тем больше ничего не выйдет.
Здесь-то, и начиналось самое «интересное».
Ольга почти всегда знала, как будет – она будто видела наперёд. Она знала, как сложно придётся. Знала, кто, несмотря на свой первичный «запал», получив только первые хилые ростки, удовлетворившись вполне, отпадёт. И самым сложным было именно это: взять ученика, зная, что учиться, сколько нужно, он не будет, то есть вопреки здравому рассудку, поверить в него – в урожай, которого не доведётся собрать… Ольга для себя называла это пустой тратой.
Хотя Господь поддерживал, обнадёживая, что однажды может прорасти и это зерно… В своё время.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №124101707397