Стихи Бальмонта о Прокофьеве

;;КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ «РЕБЕНКУ БОГОВ, ПРОКОФЬЕВУ»

Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат.
Твое вино – рассвет. Твои созвучья в хоре,
Торопятся принять, в спешащем разговоре,
Цветов загрезивших невнятный аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад,
Там где-то далеко рассыпчатые зори,
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растет с угрозным гулом сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши светы
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной, –
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И, в звук свой заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной Луной.

(9 августа 1917 года)
***
Сонет «Ребенку богов, Прокофьеву» Бальмонт записал в альбом С.Прокофьева в августе 1917 года. Прокофьеву тогда было 26 лет, он окончил Петербургскую консерваторию как композитор (в 1909-м) и как пианист (в 1914-м), но по 1917 год включительно Прокофьев продолжал занятия в консерватории по классу органа. Он считался музыкальным вундеркиндом )с начала 1910-х годов в Прокофьеве уже видели крупного композитора).
Бальмонту в августе 1917 было 50. Он совсем недавно вернулся в Россию из политэмиграции.
Познакомились поэт и композитор в 1916 году. Прокофьев записал у себя в дневнике: «Встретил... le grand Konstantin Balmontin. Я думал сначала, что Бальмонт ничего обо мне не знает, и так себя и держал, т.е. говорил о ерунде для того, чтоб о чём-нибудь говорить, но оказалось, что он часто читал всякие газетные похвалы, а прослушав «Сарказмы», весьма ими заинтересовался и сказал, что ему рисуются: бешеная страсть, чудесный лиризм в третьем, смерть в четвёртом и заколачивание чёрта в пятом... Бальмонт читал свои новые сонеты, предлагал мне их для романсов, звал к себе...»
Их дружба длилась до мая 1918 года, когда Прокофьев также покинул Россию.
В 1921 году в Бретани они встретились снова. Прокофьев вспоминал: «В нескольких километрах от меня, тоже у океана, жил Бальмонт, что привело к сочинению 5-ти романсов ор. 36 на его стихи, из которых некоторые были старые, а другие, как «Бабочка», тут же написанные. Пока я играл ему наброски Третьего концерта, он с необыкновенной быстротой сочинил сонет, посвящённый этому концерту».
Музыка к кантате Прокофьева «Семеро их» была также подсказана манерой декламации самого Бальмонта. Прокофьев изменил текст поэта, чтобы он лучше ложился на музыку. Вдохновлённый версией, звучащей в кантате, Константин Дмитриевич переделал свои стихи и опубликовал оба варианта в новом издании. Считается, что поэзия Бальмонта способствовала раскрытию в Прокофьеве трагического начала.
;;Сергеи; Прокофьев. Предсказание для 20 века и 20 сектантских мыслей. «Семеро их»: https://youtu.be/kb8MfL1PfiE
Перед тем как покинуть Россию (в 1920 году), Бальмонт начал переводить «Ромео и Джульетту», рассчитывая на постановку в Камерном театре Таирова. Но «Ромео и Джульетту» Прокофьева Бальмонт не услышал. Константин Дмитриевич, получив от Луначарского разрешение лишь временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью 25 мая 1920 года навсегда покинул Россию.
Прокофьев же в 1936 году вернулся в СССР.
***
Испанский художник Preciada Azancot (1943 – 2017) Портрет Сергея Прокофьева (1986 год).


Рецензии