Бабушкины истории

Познавательная пьеса в одно действие для младшего школьного возраста.

Действующие лица:  Бабушка Арина (76 лет) и внучка Маша (9 лет)

Бабушка, напевая, гладит на столе белье и складывает его в стопку.

Внучка Маша лежит на диване и капризничает:

Маша: — Ну, вот завтра уже в школу! Не хочу гладить себе юбку и жилетку. Домашку тоже не хочу делать. Устала я!  Ты вот, бабушка, на работу не ходишь, у нас гостишь,  и у тебя каждый день - выходной,  а у папы с мамой – аж два выходных дня! Так  почему же  у меня, у  бедной девочки Машеньки, только одно воскресенье? И в этот единственный денёк, когда я могу ничего не делать, я должна, почему - то, учить уроки, да ещё и гладить свою школьную форму!  А я не хочу сегодня ничего делать. Имею право я хоть на один выходной день?

Маша встает с дивана и подходит в бабушке.

Маша: — Бабушка, а бабушка! Как ты думаешь, имею я право на отдых?

Бабушка, улыбаясь: — Я, думаю, что отдыхать тоже нужно, но не весь день. Человек должен трудиться, иначе он может обратно превратиться в обезьянку.

Маша задумчиво: — А что, разве люди сначала были обезьянами и только потом стали людьми? И когда же это было? Я тоже, что ли, сначала была обезьянкой? Что-то не верится мне в это. И на всех фотографиях я – человек!

Бабушка: — Ну, это было очень-очень давно, много веков назад, так говорят ученые, а самый первый эту версию зарождения человечества предположил Чарльз Дарвин. Вы пока в классе изучаете природоведение, на будущий год - ботанику, а вот когда начнёте изучать биологию, то вам и расскажут об этом. Но, честно говоря, я и сама в этом сильно сомневаюсь, засмеялась бабушка, обняв внучку. И добавила: — Вот, я всё белье уже перегладила, теперь твоя очередь гладить свою форму.

Маша: — Ну, бабушка, ну, бабулечка дорогая, погладь и мою форму тоже! Тебе же нетрудно, ты во-о-он уже сколько перегладила вещей.  Девочка провела рукой по большой стопке постельного белья, лежащей на столе, и добавила: — Тебе же это в радость, раз ты и гладишь, и песни поёшь.

Бабушка покачала головой:— Нет, дорогая моя, ты уже большая,  каждый человек должен  сам себя обслуживать и чем раньше он начинает это делать, тем проще ему будет жить. Когда вы были маленькие с твоим братом, мы вас кормили и поили,  купали и на горшок садили. Но вы же сейчас не просите это делать. Сами всё делаете. Так и остальное сами должны научиться делать, а не лежать целый день на диване перед телевизором или смартфоном. Недаром  в народе есть поговорка: «Делу время, а потехе час».

Маша, смеясь: — Ну, бабушка, скажешь тоже! Кому ж хочется, чтобы его в 8-9 лет на горшок садили, да с ложечки кормили!   — Ладно уж, поглажу всё сама. Только ты не уходи, посиди рядом и расскажи мне что-нибудь, чтобы мне не скучно было гладить эту ужасную юбку в складку. И кому только в голову пришло придумывать эти складки?

Бабушка: — Складки на юбке - это для красоты, мода такая опять вернулась, я когда-то  такой же фасон носила, и мама твоя - тоже. К тому же ты сама эту юбку выбрала.

Маша:  — Ну, я же не знала, что мне самой придётся её гладить.
Девочка вздохнула и стала гладить юбку, расправляя каждую складку и пропаривая её утюгом.

Бабушка: — Эх, Машенька! Это же большая радость гладить таким утюгом, как сейчас! Включил в розетку, поставил нагрев поменьше или побольше, подлил водички, чтобы пар пошёл и гладь – себе в радость! А знаешь, как я гладила свою школьную форму?

Маша: — И как же?

Бабушка: — Утюги в моё время были чугунные и очень тяжёлые. Были угольные, в  которые закладывались горячие угли, от них и разогревался  утюг. А чтобы угли расшевелились для лучшего жара, этим утюгом ещё и помахивать иногда надо было.   И во время таких вот махов из утюга частенько  вылетали мелкие угольки прямо на вещи, делая в них дырки. Мама моя говорила, что раньше у таких утюгов даже трубы были. Но у нас не угольные утюги были, а самые обычные сплошные цельно-чугунные.  Они были дешевле, но такие же тяжелые.  Мы свои утюги разогревали на печке. И было их у нас два. Один греется, другим гладишь, пока не остынет. Тяжело мне было их поднимать, ведь мне всего 7-8 лет было. У меня еще хранится где-то в сарае такой утюг. Приедешь на летние каникулы, покажу.

Маша: — Ого! Бабушка ты младше меня была и уже сама себе гладила вещи!  Без помощи родителей?

Бабушка: — Ну, да!  Мама же целый день на работе, а домой придёт – там много других дел. И еду приготовить всем, а нас было пятеро детей, да ещё живность всякую -  корову, теленка, поросят и кур покормить, затем подоить корову. Ну, а летом ещё сенокос и огород. Так что мы - дети не ныли и не жаловались, каждый помогал, чем мог.

Маша: — Что такое огород я знаю, там сажают овощи и ягоды всякие, а что такое сенокос?

Бабушка: — А ты раздели это слово на слоги. Получится «сено» и «кос». Моя мама косила траву специальной косой, она была ручная. Не то, что сейчас. Сейчас  мы косим траву на даче только, чтобы лужайку для вас – детей сделать. Современная сенокосилка работает  на бензине или на электричестве. А в моё время все ручное было. Траву можно было косить серпом, косой - горбушей или большой косой – литовкой. Литовка была удобна тем, что позволяла косить  в полный рост. На сенокос выезжали всей семьей. Когда трава подсыхала через несколько дней на солнце и превращалась в сено, ее сгребали в большие стога. Грести сено звали и нас – ребятишек, а когда мы подрастали лет с 10-12, то мы уже и косить могли сами. Этим сеном мы кормили скотину – коров и лошадей.

Маша:— Как могут коровы есть сухую траву? Свежая то, поди, вкуснее! Это всё равно, что есть сухари вместо хлеба.
Бабушка, смеясь: — Ну конечно, свежее то по вкуснее будет, но зимой ведь травы нет, потому сено и заготавливают летом.

Маша: — И папа твой тоже целый день был на работе?

Бабушка: — Папа на всю неделю уезжал летом на заготовки рыбы, а зимой лес рубил с бригадой лесорубов, приезжал к нам только на один выходной день.

Маша, сочувственно: — Ой, бабушка. Как же вам трудно то жилось!

Бабушка: — Да все тогда так жили, но не тужили. И работать, и отдыхать умели.

Маша:— И как же вы отдыхали?

Бабушка: — У ребятишек много игр уличных было. Переделаем все дела, что мама поручила,  прополем сорняки в огороде, наносим воды из реки,  польем грядки. А затем  на речку бежим купаться, а ещё в прятки и в догоняшки любили играть. Зимой на санках и на самодельных лыжах и коньках катались. Трудно в то время в стране было с вещами. Лыжи и коньки хорошие редко кто мог раздобыть, да и дорогие они были. Так что лыжи у меня на валенки натягивались через ремешки, на валенки же и коньки привязывались.  Ну, а как снег начинал таять, на валенки галоши надевали, чтобы не промочить ноги.

Маша:— Галоши? Какое то знакомое слово.

Бабушка пропела: — «Купила мама Леше отличные галоши, галоши настоящие, красивые, блестящие. Теперь, хоть и захочешь, а ноги не промочишь!» Помнишь такую песенку?

Маша:   — Не знаю я такой песни.

Бабушка:— А помнишь книжку Корнея Чуковского про телефон?  - «А потом позвонил крокодил и со слезами просил: — Мой милый, хороший, пришли мне калоши, и мне, и жене, и Тотоше».

Маша:   —  Ну да. Помню. Но там же калоши. А у тебя галоши.

Бабушка:—  Да хоть как можно называть, и так, и эдак. Это такие резиновые тапочки, если можно так сказать. В них можно смело ходить по грязи. Помыл и никаких проблем.  Вот в таких галошах я и ходила в школу. Они были большие и плохо держались на валенках. Уж валенки то ты помнишь?

Маша:   — Валенки помню. Носила, когда маленькая была в сильный мороз. А сейчас незачем. Есть дутики и есть уги. Зачем теперь валенки? Живём в городе и до школы недалеко. 

Бабушка: — В школе у нас было прохладно, она протапливалась печкой, но тепла не хватало на весь день. Придём утром в валенках с галошами. Снимем галоши у порога и ходим по классу в чистых, сухих валенках. И сейчас галоши носят тоже. Я в них в огороде работаю.

Маша:  — О. вспомнила! У мамы тоже есть галоши, только пластиковые.

Бабушка: — Я в школу в маминых валенках ходила, а  галоши были такие большие, что их  надо было привязывать к валенкам верёвочками, чтобы не потерять. Ни асфальта, ни плитки, которыми сейчас  дороги и тротуары вымощены у нас в селе не было. И школа – далеко, в пяти километрах от дома. И вот идем утром по целому часу до школы и обратно в любую погоду -  и в грязь, и в дождь, и в мороз. Однажды провалилась я в канаву и калошу одну утопила в грязи. Мальчишки меня вытащили, а вот калошу не нашли… Так и пришла домой в одной калоше… Мы обычно целой компанией ходили. Так веселее и безопаснее. Ведь и волки тогда вокруг деревень ходили…  Как то задержались мы в школе, шли с подругой вдвоём, уже совсем темно, дело то было зимой, и вдруг услышали волчий вой, а затем увидели жёлтые огоньки, это глаза волчьи сквозь деревья сверкали. Так страшно стало, что мы с испугу с подружкой мигом на дерево залезли и как мыши там дрожали.

Маша, с восхищением:— Ой, бабушка, сколько у тебя приключений то было!

Бабушка: — Ну, это сейчас кажется приключениями, а тогда мы чуть от страху не умерли.

Маша:— И что так всю ночь на дереве и просидели?

Бабушка: — Волки  ушли. Их было немного. Две-три пары глаз мы видели. Может, от основной стаи отбились… А спас нас тогда Михеич - дворник школьный. Он после нас из школы возвращался. Мы его узнали, окликнули, он зажег какую-то коряжку спичкой и давай ею размахивать и кричать страшным голосом. Волки и убежали. Потом он помог нам с дерева спуститься и до дома проводил каждую. Потом мужики облавы делали на этих волков.

Маша:— Так надо же было позвонить родителям, чтобы они встретили вас.

Бабушка: — Эээ, милая моя, Машенька. Телефонов тогда еще не было. Не только мобильных, но и домашних. Домашние телефоны были мало у кого и только в городах. В селе у нас телефоны стояли только в сельском совете, да на почтамте.

Маша:— Бабушка, да не может такого быть, чтобы телефонов не было. Как же вы бедные без них жили то?!

Бабушка: — А вот так и жили. Не только без телефонов, но и без телевизоров и без компьютеров с интернетом. Всю информацию в школе получали  - из учебников и книг в библиотеке. А вы сейчас многое можете узнать в интернете, любую нужную информацию, даже образование дополнительное получить можете. Ну, так и пользуйтесь смартфоном для пользы дела, а не только для развлечений. Игры - штука хорошая, интеллект и сообразительность развивают, но не в ущерб делу и здоровью! На всё есть своя мера, милая моя внученька.

Маша лукаво глядя на бабушку:— А ты сама, как в «Одноклассники» свои зайдёшь, так и время не замечаешь…

Бабушка, смущенно:  — Есть грех такой, но я ведь стараюсь, работаю над собой, будильник вот ставлю, чтобы не больше часа с друзьями виртуальными пообщаться, посмотреть, что у них новенького произошло. Интересно же.

Маша, успокаивающе:— Ну ладно бабулечка, не переживай, у нас - твоих внуков, тоже грехов полно!  Маша отставила утюг и обняла бабушку: — А расскажи, бабуля, ещё что-нибудь, как ты в детстве жила. Трудно тебе приходилось, наверное, раз ты в школу так далеко ходила и сама вещи гладила.

Бабушка: — Да не только гладила, но и стирала, и воротничок с манжетами к форме своей пришивала перед каждой учебной неделей. У нас тогда форма у всех была одинаковая. Коричневые шерстяные платья с длинными рукавами, а на них - манжеты. Вот к этим манжетам пришивались ещё одни накладные - белые, кружевные. Они, конечно, грязнились, и к концу недели их надо было отпороть от платья, постирать, прогладить и обратно пришить. Это школьницы всё сами делали. Ну и форму ещё себе гладили, платье и фартук черный - на обычные дни. А в праздники - белый фартук надевали, и белые ленты в косы заплетали.

Маша:— И зачем всё это нужно было делать? Столько лишней работы!

Бабушка: — Принято так в моё время было - у всех школьников единая форма по всей стране.  И по-другому в школу ходить не разрешалось. Не только я, но и мама твоя в такой же форме ходила. Сейчас во многих школах свою форму придумывают. Но она может отличаться от формы соседней школы. Ты же видишь и сама, что в вашей школе у всех форма из синей ткани, а у твоей подружки юбка и жилетка – из серой. Ну, ладно, вот приедешь ко мне на лето в деревню, я тебе покажу старый фотоальбом, посмотришь на меня молоденькую… Я там - в школьной форме стою, которую мне мама сшила, а в косы ленты вплетены.

Маша:— Ты и сейчас у нас, бабулечка, молоденькая…

Бабушка: — Ах, ты лиса такая! - довольно засмеялась бабушка и обняла внучку.  — Ладно, слушай внимательно. Да иди юбку свою доглаживай, пока я рассказываю.
—  Все девочки тогда косы носили, а в косы ленты вплетали. В обычные школьные дни - чёрные или коричневые, в праздники – белые. Их в конце пышным бантом завязывали. У вас сейчас резиночки удобные, и банты тоже все  на резинках собраны. А мы банты сами завязывали из лент. Их тоже надо было стирать и гладить.  Я гладила ленту через тряпочку или марлю, потому что боялась сжечь. Однажды испортила – обожгла. Дырка на ленте получилась, хорошо, что в конце, отрезала часть ленты и очень боялась, что мама увидит.  Ведь и ленточки то трудно было купить. Не всегда они были в магазинах. А мои ленты были особенные. У всех в классе были чёрные, атласные,  а у меня - шёлковые и коричневого цвета. Самый писк моды! Все девочки завидовали. Мне те ленточки тётя привезла из города, я их очень берегла.  Помню, иду из школы и боюсь, что косы могут под пальто расплестись и тогда ленты потеряются. Вытащу косы из-под воротника, зажму зубами кончики лент  и так иду. Как то зимой прихожу домой, а концы  ленточек под носом прилипли. Как усы на морозе!

Маша: —   Ох, и смешная же ты тогда была, бабуля!

Бабушка:  —  Да, смешная. Вот только больно было отдирать такие  «усы»… Отмочила их водой. А потом ленточки утюгом прогладила, да уроки делать села. Но оказалось, что чернила кончились. Пришлось одеваться опять, да идти к подружке в соседнюю избу, просить, чтоб чернил дала взаймы.

Маша: —   Чернила? Что это такое? И зачем они были тебе нужны?

Бабушка:  —  Как зачем? Писали тогда только карандашами и перьевыми ручками,  шариковых то ещё не придумали. Представь себе деревянный карандаш с металлическим наконечником, в него вставлялось пишущее перо. Не птичье, конечно, хотя в старину и птичьими перьями писали.  Вот такое перо обмакивали в специальную краску для письма - чернила.  Мы носили с собой непроливашки, такие специальные баночки для чернил.  Чернила были фиолетового и красного цвета. Красными чернилами учителя нам ставили отметки в тетрадях. Я помню разные перья. Золотое перо было со звездочкой посередине, но оно много чернил набирало, я такое не любила. Мне нравилось серебряное перышко с шишечкой на конце для мягкости написания, которое мы называли «лягушкой».  Перья надо было время от времени очищать от всяких ворсинок. Для этого мы шили дома и на уроках труда перьечистки – подушечки из ткани. Кляксы поначалу все ставили. И я как- то поставила большую чернильную кляксу прямо посередине страницы, стирала - стирала её ластиком, да дырку сделала. Обвела ручкой и написала внизу «я ни чайно». Учительница, конечно, исправила ошибки в слове. Но за дырку ругать не стала. Не сразу получалось так обмакнуть перышко, чтобы захватить сколько надо чернил и вывести тонкую и ровную линию. Так что много мы попыхтели, пока не научились писать ровно, красиво и аккуратно. Были уроки, которые так и назывались: «Чистописание». А лучшие тетради с красивым почерком выставлялись на всеобщее обозрение. Однажды и моя тетрадка на такую школьную выставку попала. И я очень гордилась этим.

Бабушка задумалась, вспоминая свои детские годы. Затем спохватилась, всплеснула руками:

Бабушка: — Ой! Совсем заговорилась! У меня же суп на плите варится!  Пора уже картошку чистить. Так что,  Машенька, давай милая, доглаживай свою форму, да в шкаф её вешай.

Маша подходит к бабушке и обнимает её

Маша:— Ах, бабушка, как же хорошо, что сейчас утюги другие придумали, есть и телефоны и телевизоры, и школа – рядом. Без всяких волков! Пойду-ка я домашние задания делать. Такими удобными шариковыми ручками.

                КОНЕЦ


Рецензии