Сквозь туман

По мотивам песни Манфреда Зибальда «Im Fruehjahr»

Я видел много раз ручей прохладный,
В нем стайки серебристые мальков.
Мне поручала молодая мама
Ходить на хутор тот за молоком.
Там на цепи был серый пес громадный,
Но пару раз с цепи срывался он.
Вот шрам над щиколодкой. Неприятно.
Вот стадо черно-белое коров.

Но были дни, когда шагая в школу,
Не видел я ручей и камыши,
Мычали где-то рядышком коровы,
Вот только разглядеть не мог я их,
Как та плотва, в тумане плыл по полю.
Мир скрылся под покровом волн густых,
Но описать невидимое взору
Я мог бы, как пять пальчиков своих.

Собака, холм, ручей, дорога, липа
Все там же находились, где вчера,
И несмотря на то, что их не видно,
Я знал и верил – их не смыл туман.
Наш мир в тумане. Иногда обидно,
Что главное невидимо пока.
Но верю я: что сердцу очевидно,
Увидят очень скоро и глаза.

17.10.2024

Читаю сейчас книгу Манфреда Зибальда, где он приводит свои песни и рассказывает об истории написания каждой, причем обращает внимание не на технические подробности работы над стихотворением, а говорит об идеях и образах, стоящих за ними, иногда выходит на философские обобщения или пересказывает диалоги со слушателями и свои ответы на их вопросы. Мне понравился этот формат, попробую иногда рассказывать так о своих стихах.

Этот текст я писал как песенный, не знаю, услышит ли в нем кто-то из композиторов свою мелодию. Он навеян песней Зибальда «Im Fruehjahr». В деталях и реализации наши тексты отличаются, но саму несущую идею стихотворения я позаимствовал у Манфреда. У меня тоже есть воспоминание, подобное тому, о котором он рассказывает в сопроводительной заметке.

Когда я учился в пятом классе, мы полгода жили на хуторе в Жабинковском (кажется) районе, и учиться я ходил в деревенскую школу. Хутор – это дом в чистом поле, окруженный хозяйственными постройками, садом и огородом. Рядом протекал ручей, за ручьем был соседний хутор, куда я ходил за молоком. Там была злющая серая собака, я таких злобных больше никогда не видел. Другие собаки лают и смотрят на твою реакцию, а эта сразу кусала и кусала «на поражение».

Вдоль этого ручья я ходил в школу, дорога занимала минут сорок. По дороге встречал одно-два стада коров. Была пора, когда на дорожке было очень много лягушек, я сильно этому удивлялся. Осенью часты были туманы. И несколько раз они были такими густыми, что я сбился с дорожки и заблудился.

Про все это я рассказал в стихотворении. Мне нравится метафора мира в тумане. Как я тогда, не видя ручей, твердо знал, что в тумане он есть, правда, не был уверен в своем расположении относительно него, так есть масса важных и дорогих для нас вещей, которые сегодня невидимы, но мы знаем, что они есть. И как каждый туман рассеивается, и реальность становится зримой, так отступит морок богоборчества, и мы увидим мир, как он есть.

Красиво заканчивает Зибальд комментарий к своей песне: не означает ли невидимость Бога того, что Его нет? Критики христианства говорят, что Бог – это проекция человеческих желаний на воображаемое небо. А может, это атеизм – проекция человеческой жажды независимости на свой внутренний холст? (Это не цитата, а мой свободный пересказ). Мы ждем, когда туман рассеется, а пока поем песни и проповедуем о том, что уже видим сердцем.


Рецензии