Дюжина дюжин 11. Живопись

1. Крик
Эдвард Мунк «Крик»

Мой вопль истошный грянул в небосвод!
Качнулся мост, перила задрожали.
Смятение души не породило жалость
У равнодушных. Волны прибежали
И растворили крик в пучине вод.

2. Художник
Он вдаль глядит
И вглубь одновременно
Совсем не видя наших глаз.

3. Мужчина с трубкой
Борис Григорьев «Мужчина с трубкой» 1922г.

Покой, лежащий в глубине двора,
Листва, упавшая в прошедшее вчера,
Осёл в ошейнике и сытая корова -
Всё уместилось под надежность крова.

Плюс ко всему горящий свет в окне.
Хозяин в красном интересен мне:
Мужчина со спокойствием лица,
Глазами стоика, осанкой мудреца.

Усевшись за столом прокуренной таверны
Мы скоро перешли б на «ты», наверно.
Хоть с трубкой в бороде он выглядел сурово…
Но он в ответ не произнес ни слова!

4. Купальщики

Клод Моне «Завтрак на траве»,
Поль Сезанн «Купальщики»

Пикник – отрыв от ежедневного труда,
В природе благодать – и воздух, и вода.
Участвует в оптическом обмане
Купанье нагишом в сирэневом тумане.
Осталось вычислить, какой процент
Внес в «впечатленье» выпитый абсент.

Бывает, правда, так – проточная вода
От стоков бытовых краснеет иногда,
Или купальщик покраснеет от стыда –
Второе «Нет»; что выше – может «Да»!
Искрою истин в авангардном споре
Сверкает инфузория в «Кагоре». 

5. Две половины.

Александр Тышлер 1928г.

Проникновеньем сверху мягкий свет
В проёме высветил чеканный силуэт.

Две половины, словно женская натура
Из прутьев сплетены, включая амбразуры.

В одной осел свой получил приют
Два жеребца в другой – и им уют!

Лишь  жеребячьи зазвучат порывы
«И-я», «И-я» - вторит осёл с надрывом.

Ох, эти половинки – их природа -
Холмы и впадины – волнуют все народы.

Гармония из впадин и холмов
Для искушения  основа из основ.

Но кончен разговор о свойствах половин –
Хоть тема хороша. Но есть резон один:

Других ослов и жеребцов стучат копыта
Что ж не стучать – ворота всем открыты!

6. Два обращения Беллини
Джованни Беллини
«Священная беседа»
1490г.

К Джинерве, прежней супруге:

Давно уже твои шаги не слышит тишина
И некому стоять у шторы близ окна.

И жемчуга, которые мерцали ярче седины
На черноте волос, увы, теперь уж не нужны.

Мне скоро предстоит писать Мадонну снова
Ты будешь рядом с ней – мое такое слово -

Екатериной! Напишу, как помню я тебя.
Пусть знают все, как пишут женщину любя!

Здесь, без тебя, мне одному – до боли скверно.
Теперь она придет – прости её, Джинерва!

К Марии, будущей супруге:

Входи - пошире дверь для новой госпожи -
Как в небе синем нынче носятся стрижи!

Вот спальня – привыкай ночами напролёт,
Там кухня с утварью и женских ждет забот.

А в мастерской моей приятен масла запах,
Кота гоните прочь – залезет в краску лапой!

Что я пишу сейчас – Мадонну со святыми.
Вон та, что справа будет – ей Урсула имя.

Постой-ка, к свету повернись, ну что ж, вполне -
Могу соединить обеих жен на этом полотне!

7. Портрет адмирала

В чем мощь и сила адмирала
Через портрет узнает враг
И повернет галеры вспять, спасаясь…

8. Письмо, позвавшее рыцаря в дорогу
Франкобиджо Портрет неизвестного
молодого человека 1514г.

1. Письмо для рыцаря –
отвергнутый сургуч
и капельки чернил на гербовой бумаге.
И знать хотелось бы – какие передряги
ждут рыцаря
под перекрестьем туч?

Конечно - рыцарь и с крестом –
 уже не домосед!
Но если в том письме  ещё мольба о мести
Так это, рыцарь, без вопросов - дело чести!
Причем без сна,
Без перерыва на обед…



2.Письмо, заставило меня спешить в дорогу -
не хуже, чем набат, озвучивший тревогу.

Мой остров, тишина остались за спиной
в голубизне небес, даря родосский зной.

Удачи след – лишь боги знают, как найти
неисчислимы  тяжких поисков  пути…

Я их прошел сполна, страдая и смеясь,
через моря, пески, сражения и грязь

Но вот и бури улеглись, и отзвучал булат,
на поле брани полегли и враг, и брат.

Мне счастье выпало увидеть старый дом
и стариков моих, дождавшихся с трудом,

Когда я их смогу прижать к груди опять
и слезы утереть.  Ведь не воротишь вспять

здоровье, время, молодость и пыл…
А, ладно – главное, дорогой не простыл!

9. Не досуг!
Лоренцо Лотто «Автопортрет»


Прохожу без оглядки. Упряма толпа.
Мимо дам и собачек проходит тропа.
Кто-то пялит глаза на красотки косу -
Пусть ему хорошо, мне сейчас не досуг!

Злопыхателей яд и завистников зуд
Полагаю, что мимо меня пронесут:
раз портреты готовы – держите заказ
звон монет согревает, не княжий указ!
                *  *  *
Нам бы ужин с тобой вдвоем при свечах -
Поспешишь – опоздаешь всего лишь на час;
Про минуты забудь – не наполнят сосуд…
Пусть судачат о нас: пересуд – самосуд!

Под стенания ведьмы с осой на носу,
разве ропщут деревья в Вирнамском лесу?
Впрочем, так – отложу всё  до лучшей поры -
пусть костер разгорится от новой искры!

Заколотится сердцем любовный порыв
Завершив надоевший уже перерыв… 
И на ужин с тобою в девятом часу
Не приду – передумал – уже не досуг!



10. Алчущим войны
Алесь Мара

К ним спиной стоит устало -
«Столько мук! А им всё мало,
всё напрасно, всё с начала?
Снова в разуме нарост?»
- и молчит Иисус Христос!



11. «Фигура и стол»
Ренато Гуттузо.Антиновеченто.

Откинув рог бараний, книгу и вино
Я ринулась за ним, когда оно,
Что называется моё и любопытство,
В своём зелено-приторном обличьи,
Хвостом вильнув, упало за окно!



12. Клинок
Тициан Вечеллио «Браво!»1517г.
               
«Змеи гремучей страшно жало
Но нет лекарства от кинжала».

Сегодня несколько гонцов
Все от почтеннейших отцов
И от униженных супругов прибежало.
И все готовы заплатить,
Поскольку надо отомстить,
Короче – стало дело за кинжалом.

Надежней средства в мире нет
Избавит он  от всяких бед -
Их у тебя, мой друг, набралось много!
И я, дождавшись темноты,
Приду туда, где будешь ты –
Так не тяни – спеши покаяться пред богом.

Так часто было, много раз -
Блеснул клинок и свет погас –
Ты понял - сгинул повод для веселья?
Всё - край плаща моя рука
Взяла! Свой век ты отскакал
И пир закончился без всякого похмелья.


Рецензии