Крик кота и нахлынувшие воспоминания

  В 1984 году, я впервые увидел храм Покрова Пресвятой Богородицы когда приехал в гости к своему другу Ивану (ныне мой кум), и на свидание к своей любимой девушке Светлане. Иван меня вёл к себе домой, как он говорил, короткой дорогой, как раз мимо этого храма. Он был закрыт, стоял в полном запустении, и охвачен словно в охапку ветками больших старых верб и черноклёнов. Я попросил друга остановиться, что-то потянуло меня к храму. Я подошёл, уткнулся головой в деревянную стену и, сам не знаю почему плакал. И до сей поры не могу понять почему?

  В 1987 году, отслужив в армии, я женившись уехал с супругой Светланой на остров Сахалин, в посёлок Гастелло Поронайского района, на свою родину в гости к отцу. И спустя два года, мы вернулись обратно, но уже втроём, я, жена и дочь Оксана, на родину жены. Светлана, эта та самая девушка с которой я встречался до службы в армии.
  В 1991 году наш храм Покрова Пресвятой Богородицы, стал "оживать, просыпаться словно от долгой спячки". Появился батюшка Алипий (в миру Александр), он до своего сана священника работал врачом, но потом что-то переменилось в его жизни, оставил свою мирскую специальность. Господь сподобил его стать священником. Вот он то и стал основателем нынешнего Свято-Покровского мужского монастыря.

  В самом храме Покрова Пресвятой Богородицы когда-то был склад, потом школьный спорт зал, а рядом старое приземистое здание, в котором были расположены школьные мастерские для мальчиков, где они делали поделки из дерева и железа.
  Отец Алипий был прозорлив, он знал, что на месте этого храма будет монастырь, а пока это был просто бедный и убогий скит. Появился первый дьяк, иеродиакон Антоний, который в скором времени стал иеромонахом. Затем появилось два послушника, которые прошли путь от иночества до монашества. Это монах Викентий и монах Алим.

  Но вернёмся обратно. Монах Алим имел два высших образования, но Господь коснувшись его сердца изменил всю его жизнь. Отей Алипий, когда увидел его в первый раз, сказал:
  - Вот, отец Алим идёт. Вот откуда он мог знать? Теперь он игумен Алим, и настоятель (наместник) Свято-Покровского мужского монастыря. Монах Викентий, стал иеродиакон, разводит лошадей и с удовольствием занимается хозяйством. Игумен Алим  находится в непрерывной молитве о всех нас грешных. Спит 2-3 часа в сутки. Он монах, выработалась привычка так мало спать.

  Батюшка Алипий, вскоре стал архимандрит, проводил отчитки, на которых лечил людей одержимых бесами (бесноватых). Это очень страшно, когда такие люди вдруг услышав слова молитвы читающие за них, начинают кричать, стонать, мекать и бекать, выть со страшным искажённым лицом, кататься по полу, хрипеть и говорить всякие проклятия и угрозы в адрес священника, монахов и людей. После отчиток отец Алипий всегда душевно болел, но не показывал вида.

  Помню как мы с сыном Димой по какому-то вопросу пришли к батюшке Алипию, сын тогда ещё был ребёнком и ходил в школу. Он глядя на Диму сказал:
  - Дима, а ведь ты будешь священником, тебя будет вести отец... И сын стал не только священником, а монахом священником.

  В 1991 году - монахи и послушники жили в той самой школьной мастерской. Спали на куртках и фуфайках вместо матрасов, их просто не было. Укрывались старыми тонкими одеялами, вот как в казармах у солдат. Ели, что Бог пошлёт, считай что жили впроголодь. Это сейчас у них есть хозяйство и огороды, а тогда ничего не было.
  Перегородками между кроватей служили подвешенные простыни, каждая отгороженная таким образом кровать, служила кельей. Там же была и просфорная, а за ней храм где топилась печь и служили зимой и в осенне-весенние холода литургию.

  Теперь же этого ничего нет, и на этом месте построен храм Георгия Победоносца. Построена трапезная, и в ней же ещё один храм. Так что на территории монастыря теперь три храма. Я и моя семья с 1991 года милостию Божией вместе с монастырём. Там наши братья, друзья и духовные наставники.
  Я хотел построить себе русскую баню, а как и из чего её делать не знал. И вот милостию Божией я построил её. Основой послужил не большой фундамент с дубовыми столбами, на которые я набрал стволы пиленной по метру сосны. За тем дранка, и всё залеплено глиной. Помогать замешивать глину ногами и, замазывать стены пришли местные жители.

  Скольких же мы с женой перемыли людей в этой бане, - сотни. Это были трудники и послушники из монастыря, простые бездомные, зеки, которым некуда было податься и они приезжали пожить в монастырь. Рабочие местного элеватора, тоже приезжие, они строили ангары. Рабочие из Ростова-на-Дону, их фирма переделывала наше колхозное двухэтажное здание под евро-ремонт в СРЦ. Так же рабочих из Ростова которые ремонтировали нашу поселковую школу превращая в красавицу благодаря евроремонту.
  Местные люди спрашивали у нас:
  - Не боитесь, что вам какую нибудь заразу занесут, - у вас же маленькие дети.
  - Нет, отвечали мы, не боимся.

  В монастыре был монах Мефодий, наш друг, он не брезговал ни кем и ни чем. Ел и пил с больными людьми, ОРЗ и прочими хворями. Я спросил у него: - Не боишься грипп подцепить? И он отвечал:
  - Если мне будет попущено Богом заболеть, я заболею.
  Каких только у нас с сыном не было послушаний. Монастырь преображался и хорошел на наших глазах. Нет уже матушки схимонахини Ефросиньи, Схимонахини Сары, инокини Леониды, инока Авеля, инока Арсения и многих других. Самыми первыми кто все свои силы отдавали на восстановление храма и основание монастыря это миряне - Сорокин Николай, он ездил "выбивал" по России строй-материалы. Участница ВОВ матушка Евдокия, она подрабатывала не смотря на своё слабое здоровье дворником на автовокзале города Каменск и, всю зарплату отдавала на восстановление монастыря.
Многие уже ушли из жизни. Мы с женой ухаживаем за их могилами на поселковом кладбище. Всего 14 могил.
  Много, очень много приезжает людей и каждый старается помочь чем может. У иеродиакона Викентия своя конеферма. Он сам Доской казак, бывший певец и музыкант, но прибыв в 90-х в монастырь, оставил мир и стал монахом.

  Приехали как-то к нам в наш монастырь гости и, игумен Алим спросил у меня:
  - Брат Сергий, - где можно отдохнуть и половить рыбу? И я повёл всех на "Золотой карьер", там очень глубоко, крепкое глинистое дно и чистая вода. Ехали на лошадях иеродиакона Викентия, кто на чём. Кто на телегах, кто-то верхом. Нас было где-то 22 человека, взрослых и детей. Кони рвались в перёд, не хотели идти спокойно. Стояли палатки, ловили рыбу, варили уху, пекли картошку, ныряли с деревянной кладки. Дьяк Викентий поочерёдно купал лошадей и плавал с ними держась за гриву, вода как слеза.

  Утром следующего дня, мы всё за собой убрали, даже горелые головёшки оставшиеся от костра. И возвращались так-же, кто на чём. Был среди нас мальчик 10-ти лет. Он сел верхом на коня и поехал, но вдруг конь понёс его по холмам. Мы все переживали, думали убьётся, а это возможно кому-то суд или реальный срок. Я вёл подводу с вещами и людьми, но и меня (нас) понесла молодая кобыла болтая туда сюда телегу. Хорошо, что у меня есть опыт, я держал дома лошадь, и шесть лет пропас дойный гурт в колхозе.
  Я держал вожжи как мог, а лошадь закусив удила несла в перёд не разбирая дороги. Я боялся одного, чтобы её нога не попала в многочисленные байбачьи норы. Точно так же боялся и за мальчика, чтобы его конь тоже не попал ногой в нору. Я много раз падал на полном скаку кубарем вместе с лошадью когда попадала её нога в замаскированную в траве нору.
  Мои сидаки держались как могли за борта телеги. На кочках и ухабах телегу подбрасывало так, что из неё вылетал весь скарб. И уже потом "дома", когда все немного успокоились, мы ездили на других лошадях собирать по земле потерянные вещи и инструменты. Какое благо, что мальчик оказался не из робкого десятка и усидел на спине животного. Потом выяснилось, что кони понеслись из-за того, что на них давно никто не ездил, застоялись они.

  Я в своё время объезжал лошадей в телегах и верхом. Верхом не страшно, конь по- выбрыкивает пока ты его не "замучишь" на пашне. Объезжать лучше всего на вспаханном поле, тогда конь быстро устаёт и покоряется. День-два-три и всё, потом можно ездить по ровной дороге, но постоянно, чтобы он привык. Один раз только я объезжал молодого настырного коня. Однажды он встал свечей (надыбы), вытянулся в надежде сбросить меня и, не устоял на двух ногах, рухнул на землю придавив моё тело всей своей массой и железной лукой седла. Я какое-то время лежал на земле, не мог дышать и встать. Потом поднялся и, кое-как стал расхаживать ноги. Но всё равно, через день, я объезжал его снова.
  А в телеге проще, нагружаешь её чем нибудь, и конь с непривычки несёт тебя по дороге, держи крепче вожжи и главное не бойся, лошади это очень хорошо чувствуют.  Носит телегу катая тебя не долго, но очень-очень быстро. Не долго потому, что быстро устает и идёт шагом. Он идёт, а ты едешь.

  Вот так вот, проснувшись сегодня в три часа ночи от истошного крика кота просящегося по нужде на улицу, мы с женой больше не уснули, и я почему-то предался вот этим воспоминаниям с которыми решил поделиться с вами. А наш окаянный кот залез похоже с вечера на шкаф и, спрятался там чтобы на ночь не отправили с остальными кошками на улицу.


Рецензии
Да, интересные воспоминания!Я всегда очень переживаю, когда в кино лошади падают, когда их пристреливают...Не могу смотреть.
Ты молодец, сильный , умело обращаешься с лошадьми.
Интересный рассказ. С теплом, Л.

Лидия Дунай   17.10.2024 18:32     Заявить о нарушении
Жизнь научила. Мы же в селе живём. тем более колхозная жизнь в 90-х была не простая.)))

Сергей Целищев   17.10.2024 18:38   Заявить о нарушении