История одной песни. При чём тут Коровин?
2. Благодаря Алексею Ивантеру узнаю имя Александра Кабанова – поэта из Киева. Придумываю песню на его стихотворение, первая строчка: «Длинная лапка у божьей коровки». Посылаю Кабанову запись, ему нравится.
3. В январе 2010 года Александр Кабанов выступает в Литературном салоне Андрея Коровина с презентацией книги «Бэтмен Сагайдачный». Я приношу гитару, мне разрешено спеть свою песню.
4. В салоне аншлаг с множеством статусных литераторов. После действа все направляются к неизвестному мне человеку, проживающему недалеко в Ермолаевском переулке. Я стесняюсь, но Геннадий Банников говорит: идём, можно.
5. Всё явились, а я припёрся.
6. Статусные литераторы трут свои темы, главным образом, где публиковаться и кто кого поддерживает. Геннадий просит у меня гитару, почему-то поёт «Бухенвальдский набат» на музыку Вано Мурадели.
7. Среди прислушивающихся – Ольга Сульчинская. Мы сидим друг напротив друга. Она предлагает петь русские песни.
8. Я отбираю у Геннадия гитару. Пою «То не ветер ветку клонит», потом «Ой да не вечер», потом «Отговорила роща золотая». Ольга все эти песни знает, мы поём, глядя друг другу в глаза, поверяя строки стихов. Иногда даже расходимся на голоса. У неё очень красивое лицо, карие глаза, глубокое и чистое пение. Других присутствующих я не замечаю.
9. К Ольге с обеих сторон подсаживается по статусному литератору мужского пола. Они сначала хвалят её пение, а потом заводят свой тусовочный трёп. Я делаю их фотоснимки – впрочем, неудачные.
10. Любовное взаимопонимание с женщиной – дело чудесное. А вот песенное взаимопроникновение – не большее ли счастье?
11. Несколько дней вспоминаю уже не Ольгу, а своё состояние во время нашего пения. Неожиданно рождаются три строки, первая с не ясным пока предлогом:
… гитаре я,
Мои синие,
Твои карие.
Я чувствую, что с таким строками стихотворение не имеет права быть плохим.
С другой стороны, я не уверен, что получится.
12. Время тянется, дело забывается.
13. К концу 2010 года Геннадий Банников возвращается в Алма-Ату и даёт прощальный творческий вечер. С опозданием прибегает Ольга Сульчинская – и мои воспоминания оживают. Вдруг до окончания события она с вещами устремляется к выходу. Я срываюсь за нею.
15. Я спрашиваю, помнит ли она, как мы пели. Помнит. Признаюсь, что я даже замышлял посвятить ей стихи, но не был уверен, получатся ли. Но теперь хочу рискнуть. Беру адрес электронной почты.
16. На сочинение 28 коротких строк ушло около двух недель. Неточных рифм не боюсь, более того, в то время я ими даже увлекался, находил в них особую прелесть. Присылаю их Ольге с сопроводительным текстом, мол, тебе как женщине должно быть приятно, но есть вопросы как к поэтессе: что неудачно и потребует исправления.
17. Ольга откликнулась быстро, подтвердила, что как женщине ей очень приятно получить такое посвящение, а как поэтесса отметила неудачные места и со всем тактом не стала предлагать свои варианты – исправлять должен автор.
18. Одновременно Ольга прислала две строфы в виде шуточного отклика на моё посвящение в стиле лёгкого романса. Чем меня и удивила. Её главные стихи, если можно так выразиться, современные, сложные, авангардные – а тут легко и просто «левой пяткой» написано такое, над чем любители бьются, а не выходит. Настоящему поэту все стили подвластны!
19. Я придумываю музыку на Ольгины строки и прошу дописать третий куплет. Она не хочет – типа, не царское дело. Я тогда предлагаю свой – она в ужасе («получается какой-то стих-кентавр»), но всё равно третьего куплета не даёт. И даже запрещает эти стихи показывать на публику и называть своё имя. Репутация! Договариваемся, что песня будет исполняться, однако будет объявляться, что слова неизвестного автора.
20. Моя песня на «стих-кентавр» нравится публике – её неоднократно пела моя знакомая певица под мой аккомпанемент. Из конспирации не называю ни имени певицы, ни названия песни. Пусть живёт вольной птичкой! Но речь не об этой песне.
21. После доводки моего стихотворения получаю от Ольги одобрение. В феврале 2011 года размещаю его на сайте СТИХИ.ру под названием «Вместе поём». Оно просится на музыку – однако оно мне далось настолько нелегко, что думаю, пусть отлежится.
22. В конце 2011 года стихотворение «Вместе поём» отбирают для публикации в малотиражной газете поэзии «Про нас» (издавалась в Луганске, закрылась в 2014 году). Номер газеты удалось подарить Ольге.
23. В начале 2013 года к своему 55-летию выпускаю сборник стихотворений «Напоминание о счастье» и раздариваю друзьям. Неожиданно для меня, хотя я сам могу сочинять мелодии, на несколько моих неспетых стихотворений сочиняется музыка другими товарищами.
24. На стихотворение «Вместе поём» пишут музыку Елена Осипова, Елена Лойк, и даже нацеливалась Светлана Богдасарова – соратница Юрия Визбора. Вариант Елены Осиповой великолепен, но академичен – его бы петь под фортепиано, и это будет уже скорее музыка, чем стихи. Зато вариант Елены Лойк написан в духе русского романса – причём Елена ставила цель, чтобы мелодия ничем не напоминала «Очи чёрные», у которых идентичная строфика. Вариант Елены Лойк я сам пою с огромным удовольствием. Зачем в таком случае придумывать собственную музыку?
25. В июне 2014 года Бахыт Кенжеев, выпускник Химического факультета МГУ, выступает на даче химика Саши Ермилова. Я среди гостей: сам выпускник Химфака, плюс у меня три песни на стихи Кенжеева. Пока едем в маршрутке, Бахыт разглагольствует обо всём. Я утвердительно спрашиваю, не продвигает ли он творчество Ольги Сульчинской, и хвастаюсь, что посвятил ей стихотворение. Достаю книжку и показываю. Бахыт говорит: «Очень хорошие стихи. Впрочем, одна строка пустая, чем её заменить, не знаю, но стиха она не портит. Но очень хорошие стихи!» – и делает глоток из фляжки.
26. ВМЕСТЕ ПОЁМ
О.С.
Петь просила ты,
При гитаре я.
Мои синие,
Твои карие.
Чем не пара мы?
Взоры – в линию!
Твои карие,
Мои синие.
В тёмном зеркале
Так и вижу я
Мои светлые,
Твои рыжие.
Сколь мы разные –
Нет сомнения,
А глаза – в глаза,
Пенье – в пение.
Чей закон велит
Прежде выстрадать
Твои звонкие,
Мои низкие,
Чтоб потом сплелись
В нечто вешнее
Мои сильные,
Твои нежные?
В песне правда ли…
В пенье сила ли…
Твои карие,
Мои синие.
27. Недавно филолог и поэтесса Евгения Смагина мне сказала: «В любовной лирике сложно высветить что-то новое, но тебе это удалось!».
28. Коровин ко всей этой истории всё же имеет отношение – по Хармсу. Или по Булгакову.
http://stihi.ru/2011/02/21/3208
Свидетельство о публикации №124101704308
Хорошо помню это стихотворение, но только сейчас по твоей подсказке обратила внимание на то, что оно написано в размере романса "Очи чёрные". Теперь мне это будет мешать воспринимать его так, как воспринималось оно до сих пор.
А стихотворение хорошее:)
Надежда Бесфамильная 18.10.2024 00:12 Заявить о нарушении
Да, стихотворение хорошее, и не только Кенжеев, но и Надя Бесфамильная подтверждают. Уже два голоса. :)
Андрей Ал Васильев 18.10.2024 14:25 Заявить о нарушении