О проколах Из несказанного

Те, кто находятся на острие событий - чаще всего и прокалываются  ... "
Из несказанного Борисом Годуновым


Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716

***
прокол
Семантические свойства
Значение
отверстие, образовавшееся в чём-либо в результате колющего воздействия

Для того, чтобы обнаружить прокол и произвести починку камеры, необходимо извлечь камеру из-под покрышки. «Руководство по эксплуатации велосипеда», 1978 г. [НКРЯ]
то же, что прокалывание; действие по значению гл. прокалывать

Тяжёлые мечи, рассчитанные на раздробление брони или её прокол, русскими были специально приспособлены к конному бою. Порфиридов Н. Г., «Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI–XV вв.», 1947 г. [НКРЯ]

ошибка, произошедшая в результате недостаточно тщательного планирования

Мы подъехали к сберкассе, где я должен был доплатить налоги за позапрошлый год, когда общие тринадцать процентов были только мечтой прогрессистов, а моя налоговая инспекция ошиблась в подсчетах, и потому предложила мне, угрожая тюрьмой, немедленно исправить их прокол. А. А. Кабаков, «Как ездить на RR в РФ», 2002.04.15 г. // «Автопилот» [НКРЯ]

метод безтраншейной прокладки подземных коммуникаций
Синонимы

прокалывание

Антонимы
Гиперонимы
отверстие, повреждение

ошибка

***

проколоться

Семантические свойства
Значение:
подвергнуться прокалыванию; получить прокол
страд. к проколоть
разг. допустить промах, ошибку 

***
Находиться на острие событий

Толковый словарь Кузнецова острие ОСТРИЁ -я; ср. 1. Тонкий, заострённый, колющий конец или режущий край чего-л. Пронзить остриём. О. иглы. О. штыка. О. копья. О. сабли. О. бритвы. Затупить о. О. ножа. Ходить по острию (подвергать себя опасности; рисковать). 2. Суживающийся конец чего-л. О. шпиля. О. колокольни. 3. чего. То, что составляет самую существенную часть чего-л., направленного на борьбу с чем-л. О. критики. О. полемики. О. сатиры направлено против глупости и невежества. Находиться на острие событий (в самом центре). Большой толковый словарь русского языка Кузнецова Предложить изменения остригаться острить Значения в других словарях острие — Лезвие, жало прот. != обух Словарь синонимов Абрамова острие — ОСТРИЁ и остреё, острия, род. мн. остриёв и остреёв, ср. 1. Тонкий, колющий кончик какого-нибудь оружия, суживающийся острый конец какого-нибудь предмета. Острие пики. Острие иголки. Острие шпиля. Острие карандаша. Толковый словарь Ушакова острие — остриё ср. 1. Тонкий, острый иколющий конец какого-либо оружия. || Суживающийся и острый конец какого-либо предмета. 2. Острая, режущая сторона или край какого-либо предмета (обычно орудия или инструмента). Толковый словарь Ефремовой острие — ОСТРИЕ, остробокий и пр. см. острить. Также см. острить Толковый словарь Даля

Отвращение к кровопролитию надо иметь в крови.

Источник: https://gufo.me/dict/kuznetsov/

***
Царевич Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович, прямое имя (по дню рождения) Уар; 19 [29] октября 1582, Москва — 15 [25] мая 1591, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, шестой или седьмой его жены.

Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум 22 года после его смерти (см. Лжедмитрий I).

Канонизирован в 1606 году как благоверный царевич Димитрий Угличский, «угличский и московский и всея Руси чудотворец» (день памяти — 15 мая по старому стилю/ 28 мая по новому

***
Смерть

Обстоятельства смерти царевича до сих пор остаются спорными и не до конца выясненными.

15 (25) мая 1591 года царевич играл в «свайку», причём компанию ему составляли маленькие робятка жильцы Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Царевича опекали мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова.

Правила игры, не изменившиеся до нынешнего времени, состоят в том, что на земле проводится черта, через которую бросают нож, стараясь, чтобы он воткнулся в землю как можно дальше. Побеждает тот, кто сделал самый дальний бросок[6]. Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь. То же подтвердил брат царицы Андрей Нагой, передававший, впрочем, события с чужих слов. Существует несколько иной вариант, записанный со слов некоего Ромки Иванова «со товарищи» (также говоривших, по всей вероятности, с чужих слов): царевич тешился сваею в кольцо.

Относительно дальнейшего очевидцы в основном единодушны — у Дмитрия начался приступ эпилепсии — говоря языком того времени — «черной немочи», и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» в горло. В свете современных представлений об эпилепсии это невозможно, поскольку в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках не в состоянии. Вполне возможно, что из-за опасения, как бы царевич не поранился лежащей под ним на земле «сваей», её попытались вытащить из-под царевича и случайно при этом его смертельно ранили в шею или, возможно, из-за этой неловкой попытки царевич, в тот момент «бьющийся в судорогах», сам натолкнулся на выроненную «сваю».

По словам кормилицы Арины Тучковой,

Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь чёрная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у неё царевича на руках и не стало[7].

Ту же версию с некоторыми вариациями повторяли и другие очевидцы событий, а также один из братьев царицы Григорий Фёдорович Нагой.


Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие». ГИМ, XVII век
Слева: 1. Царевича выводят из дворца 2. Убиение царевича, кормилица пытается спасти Димитрия 3. Битяговские на лошадях пытаются бежать из Углича.
Справа: 1. Пономарь бьёт в колокол. Битяговские пытаются выбить дверь в колокольне 2. Жители Углича побивают камнями убийц Димитрия 3. Град Углич

Впрочем, царица и другой её брат, Михаил, упорно придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьёй) — то есть по прямому приказу Москвы.

Возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что основанный Пелымский острог. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращён в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».

Тело царевича было отнесено для отпевания в церковь, рядом с ним «безотступно» находился Андрей Александрович Нагой. 19 (29) мая 1591 года, через 4 дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского. Выводы московской комиссии на тот момент были однозначны — царевич погиб от несчастного случая.

Расследование

Угличский кремль, церковь Дмитрия на крови 1692 г.
Основная статья: Угличское дело
Следственное дело, составленное комиссией, сохранилось под названием «Угличское дело», в ходе него было привлечено к следствию около 150 человек. Допрашивались дядья царевича — Нагие, мамка, кормилица, духовные лица, близкие ко двору или бывшие во дворце в начальный момент событий. Составление белового экземпляра в основном было завершено уже в Угличе. «Следственное дело сохранилось почти полностью, утрачено лишь несколько начальных листов. Рукопись, как показало исследование, представляет собой в основной части беловую копию материалов следствия, представленную на рассмотрение совместного заседания Боярской думы и Освященного Собора 2 (12) июня 1591 г.»[3] Дело докладывалось Геласием на заседании Освященного собора, по решению которого было передано на усмотрение царя[8].

Стоит иметь в виду, что данная следственная комиссия была составлена по поручению самого Бориса Годунова, которого и обвиняли в убийстве царевича[9][10]. Обычно считается, что существование царевича как претендента на престол было невыгодно правителю государства Борису Годунову, завладевшему абсолютной властью в 1587 году, однако некоторые историки утверждают, что Борис считал царевича по указанной выше причине незаконнорождённым и не рассматривал как серьёзную угрозу.

«Первые рассказы, излагавшие иную версию событий — убийство царевича по приказу Бориса Феодоровича Годунова, помещены в составе повестей, написанных весной-летом 1606 г., после низложения и убийства Лжедмитрия I, в окружении нового царя — Василия Иоанновича Шуйского»[3].

С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от рук наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина[11]). В 1829 году историк М. П. Погодин рискнул выступить в защиту невиновности Бориса[12]. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков и биографов Бориса (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова) в том, что причиной гибели сына Ивана Грозного был несчастный случай. Некоторые криминалисты утверждают, что показания, записанные комиссией Шуйского, производят впечатление составленных под диктовку, а ребёнок-эпилептик не может во время припадка поранить себя ножом, потому что в это время ладони широко раскрыты[13].

Погребение и мощи

Могила и икона в Архангельском соборе Кремля

Драгоценная крышка раки царевича из Архангельского собора (фрагмент). Мастера Павел Алексеев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец под руководством Гаврилы Овдокимова. 1628—1630 годы. Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата. Вклад царя Михаила Фёдоровича в Архангельский собор. (Музеи Московского Кремля)
Царевич Дмитрий был погребён в Угличе, в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Вокруг могилы царевича и поставленной над ней часовней возникло детское кладбище[14].

3 (13) июля 1606 г. «святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными». После канонизации его останки были перенесены в Архангельский собор московского Кремля и стали почитаться как реликвия (см. раздел «Канонизация»).

Фрагмент надгробия царевича Дмитрия Ивановича из Архангельского собора Московского Кремля находится в ГИМе (N 118451). Оно гласит[15]:

В лето 7099 месяца майя в 15 день убиен бысть благоверный царевичь князь Дмитрей Иванович в Углечи...

В 1812 году, после захвата Москвы французскими войсками и их союзниками, рака Дмитрия была вновь вскрыта, а мощи из неё выброшены. После изгнания захватчиков мощи были вновь найдены и установлены на прежнем месте. Серебряная рака середины XVII столетия не сохранилась, крышка от раки находится в музее Оружейная палата.

После смерти
Со смертью Дмитрия московская линия династии Рюриковичей была обречена на вымирание; хотя у царя Фёдора Иоанновича впоследствии родилась дочь, она умерла во младенчестве, а сыновей у него не было. 7 (17) января 1598 год со смертью Фёдора династия пресеклась, и его преемником стал Борис. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев, один из которых царствовал в Москве.

В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I, выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия; правительство Бориса, до этого замалчивавшее сам факт того, что царевич Дмитрий жил на свете, и поминавшее его как «князя», вынуждено было в пропагандистских целях служить ему заупокойные службы, поминая его царевичем. В июне 1605 года Лжедмитрий вступил на престол и на протяжении года официально царствовал как «царь Дмитрий Иванович»; вдовствующая царица Мария Нагая признала его своим сыном. Данные о её отказе от сына разнятся и неоднозначны.

После свержения Лжедмитрия I царём стал Василий Шуйский, тот самый, который пятнадцать лет назад расследовал гибель Дмитрия, а затем признавал Лжедмитрия I истинным сыном Ивана Грозного. Теперь он утверждал третью версию: царевич погиб, но не из-за несчастного случая, а был убит по приказу Бориса Годунова. Царевич стал святым (см. ниже, в разделе «Канонизация»).

Эта акция не достигла своей цели, так как в том же 1606 году в польском городе Самборе объявился новый «Дмитрий», который на самом деле был московским дворянином Михаилом Молчановым. Однако новый самозванец в Россию под царским именем так и не явился. Но уже в июне 1607 года в Стародубе явился Лжедмитрий II (Тушинский вор). В марте 1611 года в Ивангороде — Лжедмитрий III (Псковский вор, Сидорка), а в конце 1611 года в Астрахани — Лжедмитрий IV[16].

Имя «Дмитрия» (которого он не отождествлял ни с одним из реальных самозванцев) использовал его «воевода» Иван Исаевич Болотников. По некоторым данным, в 1613—1614 году за Дмитрия выдавал себя казачий предводитель Иван Заруцкий, бывший опекуном вдовы двух первых Лжедмитриев Марины Мнишек и её малолетнего сына — Ивана, известного как «Ворёнок». С казнью этого несчастного ребёнка (1614) тень Дмитрия и его «потомков» перестала представлять опасность для российского престола. Так, например, впоследствии польский шляхтич Ян Фаустин Луба[17] выдавал себя (в Польше) за сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Другой «царевич Иван» (Иван Вергунёнок)[18], объявился в Крыму около 1640 года. А во время царствования Алексея Михайловича появился последний известный «Иван Дмитриевич». Все эти самозванцы, в отличие от «Дмитрия», уже не смогли сыграть видимой роли или представлять серьёзную опасность для российского престола[19].


Рецензии