Могила светлячков. Реквием по человечности

«Война — это зло, которое поглощает всё вокруг себя. Она забирает у нас всё, чем мы дорожим».
Да, именно в такие моменты возникают вполне ожидаемые вопросы: «Кто ответит за те жертвы, которым нет числа? Кто вернёт детские голоса? Кто воскресит тот звонкий смех, что некогда доносился с улиц и оживлял суровые лица взрослых?»

Фильм является напоминанием о тех страшных, я бы даже сказал, чудовищных временах. Он поднимает действительно серьёзные темы, такие как война и голод, но даже в подобные времена можно наблюдать проблески любви и человечности.

В начале мы видим мальчика, по имени Сэйта, который умирает на железнодорожной станции.
Мимо безжизненного тела проходит дворник, который вскоре находит старую жестяную банку из-под конфет, но решает от неё избавиться.
В то же время дух девочки (Сэцуко) появляется из этой самой банки.
Так происходит воссоединение Сэйта и Сэцуко, которые садятся в поезд.

Во время Второй мировой войны брат и сестра потеряли свой родной дом.
Хотя им и удаётся спастись, их мать умирает от сильных ожогов.
Не имея никого из близких, Сэйта и Сэцуко решают поселиться у тёти.
Со временем тётя становится всё более враждебной по отношению к Сэйту и его сестре, и причина тому — нехватка провианта. Неспособные смириться с бесконечными упрёками своей тёти, Сейта и Сэцуко переезжают в заброшенное убежище, что представляет собой тёмную пещеру.

Они приносят туда нескольких светлячков, чтобы получить хоть какое-то освещение. Однако на следующий день Сэцуко обнаруживает, что все светлячки мертвы. Опечаленная, она роет маленькую могилку и хоронит их. В этот момент Сэцуко понимает, что её мать мертва, что её больше нет.

Обстоятельства вынуждают её брата пойти на воровство. Он начинает воровать и грабить дома во время бомбардировок. Однажды один из фермеров ловит Сэйту на краже и сильно избивает его.
Однако местная полиция всё же решает отпустить мальчика.

Из-за постоянного голода у Сэцуко уже начинают проявляться признаки болезни. Сэйта водит её к врачу, но безуспешно. В отчаянии Сейта использует все деньги своей матери, чтобы купить еды. Выходя, мальчик узнает, что Япония проиграла войну.
Сэйта возвращается в убежище с едой и находит Сэцуко в состоянии, близком к смерти. Он бросается кормить её арбузом, но уже поздно. Сэцуко умирает.

Заключительная сцена «Могилы светлячков» показывает как бы контраст между прошлым и настоящим Японии.
Сэйта и Сэцуко принадлежат прошлому, трагическому и страшному периоду в Японии, отсюда и красный цвет, намекающий на ужасы военной мясорубки, на невинно пролитую кровь.
И параллельно этому — освещённый город с его современными высотками, являющийся отражением нынешней страны восходящего солнца.

Примечательно и то, что «Могила светлячков» основана на реальных событиях.
Японский писатель Акиюки Носака потерял двух сестёр во время Второй мировой войны из-за голода.
Акиюки Носака вырос не со своим отцом. У писателя и его сестёр был приёмный отец. Однако этот человек погиб в 1945 году во время бомбардировки Кобе.
Автор выпустил роман «Могила светлячков» в 1967 году в знак горького сожаления и неутихающей скорби.
Это самый настоящий реквием по человечности, который являет собой и исповедь одного человека, и целого
поколения, которому довелось немало насмотреться кошмаров наяву, пережить или не пережить своих родных, не находясь при этом на фронте.
Подобно главному герою Сэйта, Акиюки Носака чувствовал вину за то, что так и не смог защитить младших сестёр и позаботиться о них.

Таким образом, «Могила светлячков» — это очень глубокий анимационный фильм, который вызывает достаточно сложный, если не сказать, противоречивый спектр эмоций. Он повествует о жизни двух детей, вынужденных слишком рано повзрослеть.
О подростке, мечтающем стать героем и примером для своей младшей сестрёнки, но невольно ставшем для неё палачом. Ведь его обострённое чувство собственного достоинства, юношеский максимализм и нежелание сносить упрёки со стороны тёти приводят к закономерному трагичному финалу.
И тем не менее, эта история о детях... о детях, по которым безжалостно прошёлся бульдозер под названием «Война» и похоронил их вместе с остальными светлячками.

К слову о светлячках, это довольно сложный символ. С одной стороны, это сами герои, такие же светлые, чистые и большую часть времени живущие без еды, а с другой — это падающие авиабомбы.
Кроме того, это символ надежды, которая живёт несмотря ни на что и чей голос всегда тих, а иногда может означать пустое мечтательство, заблуждения и даже души умерших людей.
Полагаю, это и многое другое даёт все основания считать эту картину антивоенной.

Могила светлячков: реквием по человечности (эссе)


Рецензии