О Ленине, Сталине, Суворове и памятных датах
После революции в 1918 году музей был закрыт, а в трудные двадцатые годы наиболее ценная часть собраний музея была продана большевистским правительством за границу. Начиная с 1930-х годов и до начала войны в здании музея размещался Аэромузей. Однако в ноябре 1938 года в печати прокатилась волна интереса к восстановлению музея Суворова в связи с приближающейся очередной памятной датой. При этом заметим, что Суворовский отдел в Артиллерийском историческом музее Ленинграда, и в эти годы не прекращал своего существования.
Во время блокады Ленинграда здание было сильно повреждено фугасной бомбой, попавшей в ночь на 17 апреля 1943 года в фасадную часть здания. Была полностью разрушена одна из угловых башенок, часть наружных стен главного фасада, пострадали внутренние несущие конструкции, лестницы вестибюля, колонны главного входа, двери, оконные проемы, наружные декоративные детали, крыша и перекрытия, полы, в здании осыпалась штукатурка.
В 1950 году к 150-ию со дня смерти Суворова по постановлению правительства СССР начались работы по восстановлению музея, который под руководством его директора Грусланова Владимира Николаевича был не только отремонтирован, но и пополнен экспонатами, а главное открыт в рекордно короткие сроки (что не могло отразиться впоследствии на качестве реставрационных работ) — и уже в следующем 1951 году принял первых посетителей — юных воспитанников суворовского училища. Не удивительно, и по-человечески понятно, что дух времени определил оформление центрального зала музея: в нише главного окна барельеф Ленина в верхней части соседствует с портретом Сталина в центре композиции, перед которым установлен бюст Суворова.
В 1988 году музей был снова вынужденно закрыт на реставрацию, которая с учетом финансовых проблем, порожденных перестройкой и бурными 90-ыми, затянулась на долгие десять лет. Причем средства на восстановление музея, как и столетие назад, снова собирались по подписке среди патриотических организаций и неравнодушных граждан.
Главное окно центрального зала музея, изначально предусмотренное в проекте академиков архитектуры Г.Д. Гримма и А.И. Гогена, преобразилось в витраж, на котором изображен А.В. Суворов с повергнутыми к его ногам вражескими знаменами. На заднем плане композиции — его опора — группа русских гренадеров. Над головой полководца гордо реют знамена с двуглавыми орлами. В полукруглом завершении в круглом медальоне вместо профиля Ленина появилось изображении Богородицы с младенцем. По периметру витража — орнаментальная рамка с четырьмя медальонами с вензелями императоров и императриц России: Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I. В нижней части витража в венках даты рождения и смерти полководца «1729» и «1800» и полный титул: «Генералиссимус Князь Италийский / Граф Александр Васильевич / СУВОРОВ / Рымникский». Центральный зал изменил облик за счет дополнительного дневного освещения, а его экспозиция приобрела некоторые черты камерности.
Музей был вновь открыт для посетителей ко дню победы 9 мая 1998 года.
Следующий этап реставрации, проведенный в 2014 — 2017 годах затронул преимущественно внешнюю отделку здания: замену кровли, получившей оригинальную зелёную черепицу, возобновление фасадов, мозаичных панно и барельефов.
#Суворов #Ленин #Сталин #Музей
Свидетельство о публикации №124101504293