Восприятия христианства в философии Фридриха Ницше
Иисус стал для Ницше «средством» для возможной переоценки всех ценно-
стей, для осмысления истории христианства, а следовательно, и всей истории «ев-
ропейского человечества».
Вместо осуждения немецкий мыслитель говорит о нем как о воплощении «самого высшего типа» человека, о котором ранее писал в работе «Так говорил Заратустра». Отделяя личность Христа от самой религии, он отмечает, что никто не смог понять «подлинного смысла» его проповедей и жизни. Следует отметить, что «переоценка всех ценностей», базисным моментом которой является критика и «ниспровержение» христианства, не затрагивает самой личности Иисуса Христа.
Немецкого мыслителя интересовал «психологический тип» Иисуса Христа. Рассматривая образ Христа с психологической (в ницшеанском смысле) точки зрения, он пытался продемонстрировать, что «психология Спасителя» – нечто большее, «чем “внутренний мир” Иисуса, а именно некое мироистолкование, некая интерпретация “сущего в целом” и человеческого существования» .
Понимание образа Христа каноническим христианством (введенное учениками Иисуса) немецкий мыслитель противопоставляет своему, «подлинному» пониманию, которое, с его точки зрения, близко идеям Достоевского.
Отвергая значение учения Иисуса, Ницше акцентирует внимание на жизни Христа, считая, что для последнего выражением «самого внутреннего» стали понятия «жизнь», «истина» или «свет» .
Он не знает ничего, что выходит за пределы его «опыта жизни»; верит лишь «в жизнь», в «становящееся», но не в ставшее.
Также отмечается,что Иисус смог достичь качества, которое будет присуще «посредством науки» (ибо наука еще воспринимается Ницше как «противовес религии и метафизики»)
лишь «человеку будущего» – это «чувство полной безгрешности, полной безот-
ветственности»
Такой образ Христа (которого Ницше в работе «Человеческое, слишком человеческое» называет «самым благородным человеком») противостоит традиционному историческому христианству, которое видело своей целью попытку «заставить» человека «чувствовать себя греховным»
Заслугой Христа он считает демонст-
рацию актуальной абсолютности конкретного человека, что приводит к отсутст-
вию различий между понятиями «Бог» и «человек»; к отсутствию понятия «грех»,
которое ранее определяло дистанцию между Богом и человеком. Отметим, что у
Ницше речь идет не о сближении или соединении Бога и человека, а о признании
«Богом» «внутреннего состояния» личности. Но Бог может стать целью, идеалом
совершенства лишь тогда, когда человек уже перейдет на уровень сверхчеловека.
"Царство Божье" он характеризует как «опыт сердца: оно повсюду, оно нигде» .
Рай Иисуса – это не загробный мир, а, в понимании Ницше, «земная жизнь», про-
живаемая с «наивысшей интенсивностью», «преображенная» внутренними уси-
лиями самого человека.
Смерть Иисуса воспринята Ницше не как символ спасения людей, а как демонстрация того, «как нужно жить».
Для немецкого философа это было не морализаторством, а примером «самого радикального преображения жизни», которое привело Иисуса к состоянию «абсолютного центра жизни».
Христианской Ницше признает лишь «практику», т. е. «жизнь, какою жил» Христос – такую жизнь он считает даже «необходимой» для некоторых людей; в итоге он приходит к выводу, что «истинное, первоначальное христианство возможно во все времена» .
Таким образом, Ницше признает «действительным» только одного Иисуса
Христа, объявив войну всему христианскому учению. «
Цель критики традиционного христианства немецким философом заключалась в поиске «подлинного образа» Иисуса Христа и попытке найти «абсолютное начало» в самом человеке не через причастность таким абстрактным понятиям,как «дух» и «Бог», а через выявление собственного «совершенства».
Рассмотрение Ницше образа Иисуса Христа связано не только с исследованием сущности религии и «истоков нигилизма», но и с попыткой осознания смысла человеческого существования.
В отличие от Л. Толстого, который пытался изменить христианство, ставя себя в качестве «заместителя Христа», Ницше принципиально отвергал эту религию, провозгласив «смерть Бога».
Он уверен, что христианство – одно из двух «великих средств разложения»
(второе – алкоголь)
Среди минусов христианства Ницше выделял зависть всего «слабого»,
«жалкого» и нежизнеспособного к сильному и жизненному, попытку обессилить
«все сильное» с помощью аскетизма, «жизнеотрицающей» морали и страха перед
потусторонней вечной карой.
Ф. Ницше, выступая против христианства, намекал на свои симпатии по отноше-
нию к буддизму. А ведь буддизм связан с самопознанием, поиском индивидуаль-
ного пути в жизни, с достижением человеком внутренней свободы.
Существует свобода вероисповедания, и большинство людей верят по «привычке», по «традиции», не всегда четко представляя себе, что под этим подразумевается.
Ведь вера слепа, не признает колебаний и сомнений, основана на авторитете. Недаром слова: «Верую,ибо абсурдно» очень четко отражали уже в эпоху Средневековья сознание христианина.
Возможно, именно это и имел в виду Ф. Ницше, говоря о том, что христианство – религия слабых людей, которые всю ответственность за свои деяния перекладывают на плечи Христа, не осознавая того, что Бог умер, и пора самим принимать решения.
Но Ф. Ницше – философ, а философия изначально появляется как дискус-
сия, рассуждение, сомнение в правильности авторитетного мнения. Философия
возможна как диалог с традицией, ее переосмысление. И Ф. Ницше совершает
этот переворот, показывая всем своим творчеством, что философия развивается,
меняется, может и не радикально (ведь он выступал за идею вечного возвраще-
ния), а вместе с ней меняемся и мы, люди. И человек будущего должен стать са-
мостоятельным, свободным от религиозных предрассудков, христианской морали,
сильным. Хотя у «свободных умов» есть и свой минус – они одиноки, ведь толпа
мыслит традиционно.
Жильцова Евгения Анатольевна Сомсикова Ольга Александровна
Проблема религии и восприятия христианства в философии Фридриха Ницше-
Свидетельство о публикации №124101504264