Ницше, Фридрих-15 октября 1844 г
В возрасте 24 лет он стал самым молодым человеком, когда-либо занимавшим кафедру классической филологии Базельского университета.
Он черпал вдохновение у таких деятелей, как Сократ, Заратуштра, Артур Шопенгауэр, Ральф Уолдо Эмерсон, Рихард Вагнер и Иоганн Вольфганг фон Гёте. Его работы зачастую ироничны и изложены в стиле афоризмов, из-за чего получают неоднозначные интерпретации, вызывают много разногласий.
Философские взгляды Ницше включают радикальную критику понятия «истина» в пользу перспективизма; генеалогическую критику религии и христианской морали и родственную теорию морали господина и раба; эстетическое утверждение жизни в ответ как на «смерть Бога», так и на глубокий кризис нигилизма; понятие аполлонических и дионисийских сил.
Он также разработал концепции воли к власти, сверхчеловека, доктрину вечного возвращения. В своих поздних работах он всё больше интересовался творческими способностями человека преодолевать культурные и моральные устои в поисках новых ценностей и эстетики.
Ницше как композитор
Ницше учился музыке с 6 лет, когда мать подарила ему рояль, а в 10 лет уже пробовал сочинять. Он продолжал заниматься музыкой в школьные и студенческие годы.
Основными влияниями на раннее музыкальное развитие Ницше были венская классика и романтизм.
Ницше много сочинял в 1862—1865 годах — фортепьянные пьесы, вокальную лирику. В это время он работал, в частности, над симфонической поэмой «Эрманарих» (1862), которая была завершена лишь частично, в виде фортепьянной фантазии. Среди песен, сочинённых Ницше в эти годы: «Заклинание» на слова одноимённого стихотворения А. С. Пушкина; четыре песни на стихи Ш. Петёфи; «Из времён юности» на стихи Ф. Рюккерта и «Течёт ручей» на стихи К. Грота; «Буря», «Всё лучше и лучше» и «Дитя перед потухшей свечой» на стихи А. фон Шамиссо.
Среди более поздних сочинений Ницше — «Отзвуки новогодней ночи» (первоначально написано для скрипки и фортепиано, переработано для фортепианного дуэта, 1871) и «Манфред. Медитация» (фортепианный дуэт, 1872). Первое из этих сочинений раскритиковал Р. Вагнер, а второе — Ганс фон Бюлов. Подавленный авторитетом фон Бюлова, после этого Ницше практически перестал заниматься музыкой. Последним его сочинением стал «Гимн дружбе» (1874), который много позднее, в 1882 году, он переработал в песню для голоса и фортепиано, позаимствовав стихотворение своей новой знакомой Лу Андреас фон Саломе «Гимн жизни» (а несколько лет спустя Петер Гаст написал аранжировку для хора и оркестра).
Пиком музыкальной активности Ницше считаются 1862-1865 годы, в это время он среди прочего написал мелодию на стихотворение «Заклинание» Пушкина.
Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, вызванного избиением лошади на глазах у Ницше.
3 января 1889 года на туринской площади Карло-Альберто Ницше увидел, как извозчик бьет кнутом свою лошадь. В слезах очевидец бросился к несчастному животному. Переживание было настолько сильным, что вызвало аффект.
философ страдал легкой формой биполярного расстройства, а прогрессивный паралич начал развиваться с 1888 г., за два года до поступления Ницше в психиатрическую больницу. По другой версии, у Ницше была медленно растущая опухоль головного мозга (менингиома).
В 1888 году Ницше сошёл с ума. Овербек поместил его в Базельскую психиатрическую больницу, где Фридрих оставался до марта 1890 года, пока мать не забрала его к себе домой, в Наумбург. После смерти матери в 1897 году Фридрих не мог ни двигаться, ни говорить, и в таком состоянии пребывал до самой смерти в 1900 году.
Почему Ницше не любил христиан?
Ницше также обвиняет христианство в том, что из «сильного человека», следующего своим инстинктам, оно сделало «негодного человека», «отверженца». Он определяет христианство как «деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым», и называет эту черту религии более вредной, чем любой порок.
Ницше не боялся рассуждать о смерти, более того, он не понимал и не воспринимал реакцию большинства людей на нее. Унылое оцепенение, нигилизм, пессимизм, чувство бессмысленности, – все это для философа было признаком слабой воли к жизни, культивируемой христианством.
Какую религию исповедовал Фридрих Ницше?
- только моральная интерпретация явлений» подразумевает абсолютную свободу для моральной интерпретации.
- Ницше опровергает и бога, и дьявола.
- его считают атеистом
Однако Ницше не возражал против Иисуса, говоря, что он был «единственным истинным христианином» . Он представил Христа, чья внутренняя жизнь состояла из «блаженства в мире, в кротости, в неспособности к вражде».
Вера всегда более всего желательна и крайне необходима там, где отсутствует воля ибо воля, как проявление власти, является решающим признаком суверенности и силы.
Новое понимание греческого мифа
Он говорит, что люди — не равны. Они различаются в зависимости от наличия в них воли. У одних она более сильная, а у других — более слабая. Ницше говорит, что христианство сделало из слабости ценность и тем самым перевернула систему ценностей, которую нужно вернуть обратно. Философ выстраивает общество неравных людей и предлагает слабым стать сильнее.
Ницше пытается понять истоки европейских ценностей, когда все изменилось. Он видит истину человека, которая проходит три стадии: верблюд (накопление знания), лев (отрицание ценностей), ребенок (создание собственных ценностей). В этом и заключается ядро аристократической морали. Аристократы знают, что такое добро и зло и имеют право создавать ценности. Рабская же мораль — это мораль подчинения ценностям. Все, что может мыслить раб, — это «свободу от». А Ницше говорит, что главная ценность свободы — это «свобода для». Мыслитель также первым противопоставил негативной характеристике «свободы от» позитивную характеристику «свободы для».
Что говорит Ницше о хорошей жизни?
Для Ницше хорошая жизнь — это жизнь , прожитая без страха : без страха перед богами или Высшей Силой; без страха перед толпой и ее постоянным желанием заставить вас соответствовать; и даже без страха перед своей судьбой.
Какова известная цитата Ницше?
« Бог мертв, и мы убили его ».
Одна из самых известных цитат Фридриха Ницше касается религии и развития светского общества в Европе.
Ключевое произведение «Так говорил Заратустра»
Заслуга Ницше, была в радикальной постановке проблемы морали: является ли так называемое «добро» подлинным добром, не стоит ли за ним зло. Для Ницше воля к истине была связана с преодолением морали, выходом «по ту сторону добра и зла»
Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определённые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.
Сам того не желая, стал одним из главных философов нацизма
Если коротко, то пересечения философии Ницше с идеологией нацизма очень слабые. Гитлер и его приспешники взяли основные понятия ницшеанства и переосмыслили их по-своему. Так «сверхчеловек», который по замыслу философа должен был стать вершиной творения, интеллектуальным и нравственным идеалом, у нацистов превратился в маньяка с пистолетом и дубинкой, которому все дозволено.
В таком положении дел виновата и сестра мыслителя — Элизабет Фёрстер-Ницше.
Жена антисемитского пропагандиста, она и сама проповедовала соответствующие взгляды. После смерти брата Элизабет издавала его книги только в собственной редакции. В 1930-х она примкнула к нацистской партии и добилась того, чтобы музей Фридриха Ницше посетил лично Гитлер.
Поскольку Элизабет нещадно вымарывала все, что ей не нравилось в произведениях брата, мы до сих пор не всегда знаем, что в поздних сочинениях Ницше правда, а что — редакция мнительной сестрицы.
Именно она подготовила 20-томное собрание сочинений философа, которое многие десятилетия являлось эталонным. И только в 1967 году итальянские ученые опубликовали без искажений несколько работ.
Свидетельство о публикации №124101503995