к 210-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова»
Так начинается историческая поэма двадцатитрехлетнего М.Ю. Лермонтова, написанная им в 1837 году.
А в этом году пятнадцатого октября мы отмечаем 210 лет со дня рождения великого поэта.
Песня о купце Калашникове – это поэма об отношениях между людьми в средневековой России, о понятиях родовой чести, о справедливости и старинных семейных обычаях, о том, что человек мог отдать свою жизнь за честь семьи.
Написана поэма в весьма необычном для того времени, несвойственном поэтам-современникам Лермонтова русском народном песенном стиле. Непопулярен был стиль старинной русской былины в эпоху увлечения всем иностранным… Да и для Лермонтова это единственное произведение, в подобном стиле написанное. Так мастерски удалось оно молодому поэту, что взволновало читающую и пишущую публику, принеся автору громкую славу.
*;Вот первая тайна «Песни» - отчего молодой поэт обратился к русскому фольклору? Не оттого ли, что служил в это время на Кавказе и узнавая обычаи горцев, их традиционную культуру, захотел поведать и о русских традициях, русском домострое?
Певучая народная речь сразу органично погружает нас в легендарное время правления на Руси великого и грозного царя Ивана Васильевича. Читатель видит царские палаты, самого царя, лица пирующих опричников…
Да не столь радостно дальнейшее развитие поэмы, ибо направляет оно жизни трех персонажей – Кирибеевича, купца Калашникова и его жены Алены Дмитревны – к критической точке. Невольно став «яблоком раздора», Алена Дмитревна, вернее, ее красота, приводит любимого царского опричника к насилию, Степана Калашникова - к мести и обоих героев – к гибели.
*;Здесь мы подходим ко второй и третьей тайне произведения.
Почему Иван Грозный казнил купца Калашникова, поклявшегося биться с Кирибеевичем до смерти, ведь и Кирибеевич пригрозил ему панихидой?
Чтобы ответить на этот вопрос, а не обвинять Ивана Грозного в излишней жестокости, надо знать правила старинного русского потешного кулачного боя. Если участник боя погибает во время состязания по неосторожности противника – это одно дело, а вот сознательное, умышленное убийство не допускалось. А ведь Степан Парамонович признался, что сознательно нанес Кирибеевичу смертельный удар в висок. Также важно знать, что удары в лицо и голову не допускались – только в верхнюю часть тела до пояса. Так что смелый купец умышленно нарушил правила кулачного боя, за что и принял смерть на плахе.
*;Возникает вопрос, третья тайна – почему Калашников так поступил? Почему он не поведал царю о причинах своего поступка, что могло бы спасти его от гибели? Ребята, возможно, вы предложите свои идеи и размышления по этому поводу по прочтению поэмы. Мы же можем только поделиться своими мыслями – мы думаем, что именно своей смертью и убийством насильника Степан Калашников мог в то время восстановить честь своей жены и своей семьи.
А вы как думаете?
Мы рекомендуем вам прочитать «Песню», глубокое и поэтически красивое произведение. Какие еще тайны для вас оно скрывает?
Может быть, вы сможете ответить и на небольшой вопрос.
Кирибеевич рассказывает царю о красоте своей избранницы, но не упоминает о том, что она замужем. По какой детали его рассказа царь мог бы догадаться об этом (и тогда не случилось бы трагедии)?
Свидетельство о публикации №124101503945
Кто-то жалуется на скуку...А тут - время летит, как ракета! Спасибо, милая за всегда интересное общение через творчество! Надя.
Надея 2 11.11.2024 09:41 Заявить о нарушении
Благодарю сердечно!
А «Песня …» лермонтовская - небольшое произведение, надеюсь, удастся его прочесть!
С тёплыми пожеланиями,
Таня
Джелла Терра 11.11.2024 13:51 Заявить о нарушении