Куда исчезли волжские болгары?

 
Свою историю о бесславно почившем народе, волго-камских болгарах, я хотел бы начать со скромного, не освещённого ни в каких СМИ   религиозного события, произошедшего 21 декабря 2017 года в городе Запорожье. Хотя, несомненно, что  грандиозность и значимость этого действа  и для историков, и просто культурной общественности, оценить ещё только предстоит. А произошло в этот день следующее: при содействии и по просьбе местной православной татарской общины, в храме апостола Фомы,   впервые за всю историю существования России  была отслужена лития, где верующие молились об упокоении всех православных татар почивших от века к веку, с упоминанием болгарского хана Кубрата и его сына, хана Аспаруха.
Да-да, и в этом нет никакой ошибки. Именно, православные татары  Запорожья впервые решили помолиться об упокоении болгарских ханов, Кубрате и Аспарухе.   «Почему татары молились за болгар?!» - резонно зададитесь вы вопросом. И будете совершенно правы. Потому что удивительным и странным это выглядит именно сегодня, спустя многие столетия, и по причине множества событий, которые едва не стёрли  безвозвратно из памяти потомков реальную историю об исчезновении целого народа, вместе с его государством и Столицей, которую уже наши современники в буквальном смысле слова попытались утопить в глубоких водах великой русской реки и плохо изученной нашей с вами истории.
О том, почему и как могло такое случиться,  я и собираюсь рассказать в своём историческом исследовании.
К середине 7 столетия  из Азии во время Великого переселения народов, на территории современной Украины, России и Северного Кавказа появилось много племенное  объединение гуннов, из которого в последствии выделился союз болгарских племён: кутригуров, утигуров и оногуров.  Территория, охваченная гуннами, была огромна, и, несмотря на то, что самих гуннов там было очень мало, все племена, оказавшиеся под их властью, именовались гуннами. Особого расцвета эта империя достигла при вожде Аттиле в середине 5 века, когда она простиралась практически от Урала до Рейна и нанесла очень серьезный удар по Западной Римской империи. Считается, что именно со свирепыми гуннами пришли в районы Закавказья и Приднепровья племена сувар, болгар, венгров и аланов. После смерти Атиллы его им-перия мгновенно рухнула, а немногочисленные по численности гунны ассимилировались с более обширными этносами заселившими Приазовье, в том числе и с болгарами.

КУБРАТ
Впервые о болгарах из рода Дуло мы узнаём из византийских источников, а именно: из летописного труда Константинопольского патриарха Никифора I Исповедника под названием «Бревиарии», где сказано, что некий «государь гуннского народа» вместе со своими старейшинами и оруженосцами прибыл в Константинополь с просьбой к императору Ираклию I об обращении в христианство. Император охотно принял «гуннов», окрестив всех «в Божественной купели». Помимо этого, представители «гуннской» знати были одарены императорскими дарами и наделены почётными званиями. Самого же «государя гуннского народа» император удостоил титулом патрикия и «благосклонно отпустил в гуннскую страну». Предполагается, что пассаж этот описывает крещение дяди Кубрата, болгарского хана Телес Юргана (Бюргана), или Органа, как его называли в византийских хрониках.
Об отце Курбата, хане Албури из рода Дуло, известно ещё меньше, чем о его легендарном сыне. Считается, что он погиб в 602 г.,  во время нападения на его ставку в Ази-Улаг (ныне румынский город Яссы) аварских племён. Кубрату на тот момент было всего 9 лет. Мать Курбата - Акджан (Оксана) происходила из рода Кюнграт, и в числе ее предков был знаменитый тюркский каган  Иджим-Истан (Истеми-каган).
После гибели Албури его булгарский бейлик (улус) распался на множество мелких владений. И пока Курбат был мал, о нем заботился его дядя – родной брат его отца  Телес Юрган (Бюрган) или Органа, как записано его имя в византийских хрониках.  Дядя Кубрата был тоже из рода Дуло. Ему удалось сохранить под своей властью часть бейлика (или улуса) своего брата. Главным делом для дяди стало сохранение династии и восстановление былого единства племенного союза булгар.
Есть версия, что Кубрат с 10 лет воспитывался в Константинополе в императорском дворце вместе с будущим императором Византии Ираклием I, куда его определил дядя, взяв на себя обязанности регента. Однако при ближайшем рассмотрении, исходя из хронологии событий, нетрудно заметить её полную несостоятельность. Потому что временем рождения Ираклия, как известно, является 575 год.  Кубрату же приписывают 593 год рождения.
Несложные подсчёты показывают, что на момент рождения Кубрата будущему императору было 18, а через 10 лет, к моменту, когда Кубрат (по версии болгарских историков) попал в императорский дворец на воспитание, Ираклию I и вовсе исполнилось уже 28 лет. Согласитесь, что воспитание девятилетнего мальчика и 28-ми летнего юноши быть совместным никак не могло. И поэтому, в лучшем случае, можно принять лишь то,  что Кубрат мог воспитываться в том же императорском дворце, что и Ираклий I, но не более того. Известно также, что Кубрат в возрасте 12 лет  принял христианство. А на родину вернулся в 18 лет, когда византийский император Ираклий начал войну с сильным государством Персией. Кубрата, во главе с сорокатысячной конницей, он направил на помощь своим союзникам. Победа над персами принесла императору огромные трофеи. Часть из них Ираклий, в качестве благодарности, отправил Кубрату. Кроме того, император возвёл Кубрата, как и его дядю, в сан патрикия и даже  выдал за него свою дочь Евдокию. Таким образом, род Дуло напрямую соединился с императорской фамилией. Перед родом Дуло открывались весьма широкие перспективы. Из Кубрата получился великий властитель. Он сумел объединить несколько болгарских племен и в 632 году становится  предводителем Великой Болгарии.  Столицей обширного государства болгар стала Фанагория, основанный греками старинный город на берегу Таманского залива, где ныне стоит посёлок Сенной и находится знаменитый на всю Россию винодельческий завод. За время своего правления Кубрат сумел значительно расширить пределы своего государства. Великая Болгария при нём занимала юго-восточную часть нынешней Украины, а также части приазовских и причерноморских степей. По площади и силе она занимала второе место среди европейских государств после Византии.  Во всех битвах с врагами Кубрату всегда сопутствовала удача. «В силу святого и животворя-щего крещения, им полученного,  он побеждал всех варваров и язычников». – писал в своей  хронике о нём коптский епископ Иоанна (VII в.) из египетского г. Никиу.
Однако, правил Кубрат Великой Болгарией недолго, всего около 30 лет, и умер, как пишут  в возрасте шестидесяти лет. С 665 года Болгарское ханство возглавил  его старший сын, Батбаян. Всего лишь на 3 года он смог продлить суверенитет Великой Болгарии, которая вскоре распалась на несколько частей. Пятеро сыновей Кубрата: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер и Альцек, - взяв с собой примерно по 100 тысяч воинов, разошлись в разные стороны света.  Именно из Фанагории в 679 году начался поход за Дунай хана Аспаруха - основателя болгарского государства на Дунае.
Разные источники по-разному трактуют причину распада Великой Болгарии. В одних распад напрямую связывают с наступлением хазар – родственных болгарам племен, язык которых, по сведениям источников, был очень близок болгарскому.
Преобладает же более распространенная версия, которая приведена в византийских источниках. В сочинении Феофана говорится, что государство болгар погибло из-за раздоров между пятью сыновьями Кубрата, строго предупреждавшего их при жизни, «ни в коем случае не отделяться друг от друга с тем, чтобы они взаимным благорасположением оберегали свою власть». Но сыновья «расстались друг с другом, и каждый отделился с собственной частью народа». Похоронили хана Кубрата в Полтавской области, в селе Малое Перещепино. 
Старший сын Батбаян (или Баян) исполнил завет отца и остался в Великой Болгарии, но после ухода своих братьев с отдельными племенами не смог в одиночку сдержать напора хазар и был покорён ими, обязавшись платить им дань.
Рядом с ним, по другому берегу Дона, поселился следующий по старшинству сын — Котраг с племенем (кутигуров). Как раз, именно эта часть болгар и легла в основу возникшего в среднем Поволжье, на территории нынешней центральной России,  государства Волжская Болгария.
Третий сын — Аспарух, возглавил племя утигуров. В наследство он получил западную часть Великой Болгарии в северо-западной части черноморского побережья. С левого берега реки Дуная он кочует со своим племенем в Южную Добруджу и Мезию. Заключив там союз с местными славянскими племенами, проведя успешную войну с Византией, после решительной победы над императором Константином IV создаёт на Балканах государство Болгария.
Четвёртый сын — правитель северо-западной части Великой Болгарии «покорясь кагану аварскому, остался с народом своим в Паннонии аварской». По различным данным, он носил имя Кубер (или Кувер). Кубер попытался поднять восстание против аварского владычества и подчинить своей власти Паннонию. Но это ему не удалось. Впоследствии он двинулся ещё южнее и поселился на территории современной Македонии, полностью ассимилировавшись с местным населением.
Пятый, самый младший сын Кубрата, Альцек, разоружив и распустив своё войско, поселился на территории современной Италии в государстве лангобардов.
Я так подробно остановился на детях Кубрата лишь для того, чтобы подчеркнуть преемственность рода Дуло и прямую родственную связь между ханом Аспарухом – основателем нынешней Болгарии и двумя его братьями – Батбаяном и Котрагом – основателей Волжской Болгарии. В исторических хрониках некоторых стран жителей Волжской Болгарии называют по-разному: кто-то именует их булгарами, а кто-то болгарами. Как и столицу Волжских болгар, город Болгар, одни пишут её через букву «у», другие, по традиции через «о». Так или иначе, но сути это не меняет. Совершенно точно, и независимо от написания, и те и другие (я имею в виду братьев) являются прямыми наследниками своего отца, хана Кубрата из рода Дуло.

ТАМГА
Большая часть  сведений о Курбате находится  в своде болгарских летописей Бахши Имана "Джагфар тарихы" (1680 г.), в исторической работе болгарского ученого Христо Тодорова-Бемберского "Великая Булгария кана Кубрата", а также в византийских источниках. Но существуют и вещественные свидетельства добытые археологами.
Ярким свидетельством того, что болгарские племена выделились из этноса  половцев, состоящего в свою очередь из различных союзов племён  хунов, гуннов и тюрков, образовав родовую династию, является фамильная тамга (символический иероглиф) рода Дуло, унаследованная от Кубрата  его сыном, ханом Аспарухом. Тамга - родовой фамильный знак рода Дуло. Тамгу обнаружили археологи при раскопках захоронения Аспаруха на месте его гибели. Наличие тамги свидетельствует о том, что первобытной религией болгар было тенгрианство, которое было присуще племенам половцев. Тенгрианство это – поклонение великому Тенгри, повелителю неба. Среди половских племён был распространен тотемизм, в частности поклонение духу волка. Как и другие язычники-кыпчаки, племена хунов (гуннов), огузов и  оногуров  ассоциировали себя с различными животными, веруя, что именно оно может дать им силу. К гуннам относились племена тюрков, оногуров, огузов и авар (сувар), которые входили в племенной союз гуннов.
Болгарская Тамга рода Дуло представляла собой изображение  знака  Y (Тенгри) –  символа союза двух племён, и двух стрел по бокам  – символизирующих воинскую силу кутригуров и утигуров, их надёжной защиты, как с востока, так и с запада, или справа и слева. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка, передавая её по наследству.
Однако передавать по наследству фамильную тамгу рода Дуло оказалось для болгарских потомков делом гораздо более простым, чем сохранение мощи и величия созданной их отцом Великой  Болгарии.
Согласия между братьями не было. Начались междоусобные войны его сыновей за власть, из-за которых, как я уже написал выше,  Великая Болгария и распалась.
Второй по старшинству сын Кубрата, Котраг, со своей ордой, состоявшей преимущественно из кутригурских племён, двинулся из Приазовья на север и там  обосновался в районе Средней Волги и Камы, расселившись среди финно-угорских племён.
Болгары, являясь, по сути, военной организацией, постепенно подчинили себе населявшие те края малочисленные племена баланджар, барсил, савир, эсегелей и билер. Союз, хоть и не равный, оказался полезен для всех, поскольку обеспечивал успешное противостояние набегам воинственных хазар.  Позднее в состав населения племенного союза вошли отдельные группы печенежских и кипчакских  племён, а какие-то племена ради сохранения своей идентичности покидали болгарский союз.  Наряду с болгарами, здесь проживали значительные количества чувашей, башкир, удмуртов, вотяков, черемисов и других малых народов. Тюрки и финны постепенно были вытеснены. Оставшимся народностям болгары просто позволяли жить на своей территории, сохраняя их идентичность. Но за право разговаривать на своем языке и жить по своим обычаям, болгары требовали от племён платить им дань.
Многие племена постепенно теряли свои национальные качества. Происходило их растворение в жителях общего государства. Но полностью сохранить чистоту нации не сумели и сами болгары. Забегая вперёд скажу, что уже к концу XIV века, они практически сольются с доминирующими по численности новыми этносами, такими как татары и чуваши.

ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ
К началу VIII века, притираясь и уживаясь друг с другом, на основе многонационального племенного союза и под руководством болгарского хана Алмуша в Среднем Поволжье возникает новое болгарское государство – Волжская Болгария с одноимённой столицей южнее от устья Камы, городом  Болгар. В письменных источниках IX—X веков перечислены булгарские племена, которых объединил хан  Алмуш — это болгары (племена берсула, есегель, болгар), эсегель, бажяняк, суваз, мадьяры-тюрки, баранжар, гузы, башхарт.
Волжская Болгария включала в себя территории современного Татарстана, Чувашии, Марий Эл, части Удмуртии, Мордовии, Башкирии, а также отдельные районы Самарской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской и Ульяновской областей.
 Сам по себе городок был не очень большим. Арабские писатели и путешественники называли его "маленьким городом, не занимающим большого пространства и не имеющим многих владений". Зато, благодаря своему удачному расположению на стыке крупных судоходных рек - Волги и Камы - Болгар превратился в один из основных торговых центров, став главными "воротами" торговли Руси с Востоком.
Но не всё у болгар шло мирно гладко с торговлей. Болгары страдали от частых набегов со стороны расположенного по соседству Хазарского каганата. И вот тогда-то булгарский правитель Алмуш в поисках защиты и покровительства и обратился за помощью к багдадскому Халифу.
Почему именно к нему, тем более, что Русь была к болгарам значительно ближе? Ну, во первых: Киевская Русь к тому времени, а именно в 922 году, практически распалась на отдельные удельные княжества и государством была скорее условным, чем полноценным. Во вторых: этим воспользовались хазары и половцы, которые активно стали совершать на неё набеги. И поэтому русские князья сами нуждались в союзниках, отбиваясь от кочевников самостоятельно и не помогая друг другу. 
Багдадский Халиф  откликнулся на просьбу Алмуша и отправил на берега реки Итиль, как тюрки называли Волгу, посольство, которое прибыло в Болгар в мае 922 года. Результатом переговоров стало добровольное принятие булгарами ислама. Таковым было условие сделки в обмен на военную помощь арабов. Первоначально ислам приняли в крупных городах. Постепенно в течение X века он распространился на всю территорию государства. Эти данные ученые получили из археологических раскопок. Об этом свидетельствовали исследованные могильники, в которых повсеместно находили захоронения, проведенные с мусульманской обрядностью.
Для нее были характерны: расположение тел головой на запад и немного повернутое на правый бок, лицо, обращенное в сторону Мекки, отсутствие вещей.
Следует отметить, что далеко не всё население Булгарии приняло ислам. Ряд племен, из которых наиболее крупным были сувары, категорически отказались это сделать. И к концу XII века они  полностью покидают Волжскую Болгарию и переселяются на новые территории. Впоследствии здесь сформировалась нация и государство чувашей. Они в значительной степени сохранили традиции и булгарский язык того времени до наших дней. Кстати именно чувашский язык использовался для современной расшифровки найденных археологами болгарских надгробий.
Так Волжская Болгария  оказалась самым северным в то время мусульманским государством. Но  помощи от арабов болгары так и не дождались. Потому что в 965 году, в результате грандиозного похода против Хазарского каганата Киевского князя Святослава Игоревича, некогда могущественное государство оказывается полностью разгромленным и прекращает своё существование.
Как раз именно болгарские послы-мусульмане были позднее отмечены в русской летописи, в знаменитом сюжете, где  князь Владимир Красное Солнышко выбирал веру для объединения Киевской Руси. Именно посольство из  Болгара в 986 году  убеждало  князя принять на Руси ислам. Но, как мы знаем, запрет алкоголя категорически был для Великого князя неприемлем и он отверг предложение со словами: «На Руси есть веселие пить и не можем без того быть.» Да и болгары к исламу тоже сильно  не тяготели. Особенно, после победы  Святослава над Хазарами. Ведь они больше не нуждались в поддержке Багдадского халифата. Вплоть до нашествия татаро-монгольского ига, столицей Волжской Болгарии оставался город Болгар, основанный болгарским царём  Алмушем.  На X век приходится период расцвета Волжской Болгарии. Она становится единственным в то время связующим звеном в экономических связях между арабским Востоком и Древней Русью. А столичный город Болгар - важнейшим торговым центром на всей территории Евразии. Болгар посещали купцы из Византии, Китая, Ирана, Европы, а также многочисленные исламские и христианские ученые. А местные философы самой Булгарии, такие как Хамид аль-Булгари, были известны далеко за пределами страны. В Волжской Болгарии к этому времени формируется и свой волжско-булгарский язык.  Его прямым  потомком  является чувашский язык.  Который стал известен по написанным арабской  графикой  эпитафиям XIII-XIV вв. на территории Среднего Поволжья.
Отдельные признаки булгарского языкового субстрата наблюдаются и в среднем диалекте татарского языка. Наряду с этим языком в Волжской Болгарии также функционировал язык общетюркского типа, так называемый «булгарский язык», отдельные слова из которого зафиксированы в «Собрании тюркских наречий» Махмуда Кашгари (XI век). Он не соотносится с волжско-булгарским диалектом, а является диалектом языка, называемого Кашгари «кывчакским» или кыпчакским. На тот момент он был также знаком большинству славянских племён. И который, по современному выражению, являлся в то время  языком межнационального общения. 
Ближе к XII веку, из-за частых опустошительных и разрушительных конфликтов с русскими князьями, столица была болгарами перенесена в более безопасное место, а именно, в  город Биляр.
По мнению многих исследователей, известное среди башкир  средневековое племя   буляр,   имеющее   болгарское  происхождение, происходило или сложилось как раз из выходцев Биляра. В настоящее время информация о Биляре получена в основном из раскопок на Билярском городище возле села Билярска Алексеевского района. К сожалению, о городе можно судить только по остаткам рвов и валов, множеству мелких бытовых находок, собранных археологами.
Никаких зданий не сохранилось.
Биляр относят к крупнейшим городам средних веков цивилизации. В летописях древней Руси он называется великим. А Волжская Болгария могла гордиться своим городом. Ведь его площадь составляла около 800 га, в то время как территория крупнейших городов Европы не превышала 400 га, а главные города Руси помещались всего в 100 га. Биляр был популярным центром, куда приезжали представители многих государств. На его территории найдены предметы из Византии, Руси, Скандинавии, Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока. Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века. В то время помещения кирпичных зданий подогревались подпольной системой отопления, а также применяли стекло, которое использовали в качестве окон. 
Однако в 1236 году город пал и более не восстанавливался.

Об этом событии в Лаврентьевской летописи сообщается так: «В лето 6744 (1236 г.)
…приидоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии Татарии и взяша Татарове на Болгарскую землю и взяша славныи Великий град Болгарскыи и избиша оружьем от старца и до уного и до сущаго младенца и взяша товара множество, а город ихъ пожгоша огнемъ и всю землю их и ихъ поплениша».  Сама летопись датируется 1377 годом, т.е. уже спустя целое столетие после монгольского нападения. И летописец никак не мог перепутать монголов с татарами. И в официальной  истории России это событие отмечено, как «Великий западный поход войск Монгольской империи в Восточную и Центральную Европу в 1236—1242 годах во главе с чингизидом Батыем и военачальником Субэдэем.»

ТАТАРЫ - НЕ ЧУКЧИ
Почему Суздальская летопись, описывая событие, которое происходило спустя сто с лишним лет, называет монгол татарами? Ключевым словом я бы тут хотел выделить описание летописцем нападавших, как «безбожнии татарии», то есть это те, у кого нет веры. А веры, или религии, как мы знаем, не было именно у монголов, которые к XIII веку всё ещё оставались шаманистами.   
Что же касается татар, то учёные до сих пор спорят о том, откуда и как произошёл этноним «татары». Самой распространённой версией на сегодня стала версия о том, что это название произошло от иранского этнонима «тат» – так в средние века на Востоке называли чужих людей, иностранцев. Но вы же понимаете: это - на сегодня. И что будет завтра, у нас сегодня не знает никто. А что про татар знали «вчера»?
Например, живший в XI веке  филолог Махмуд Хусейн аль-Кашгари в своих книгах писал, что пространство между Китаем и Восточным Туркестаном именуется не иначе как «Татарской степью». Почему и кем именуется? Увы, но к великому сожалению нынешних учёных, никто при жизни спросить этого у филолога не догадался. И поэтому нам сегодня об этом приходится лишь догадываться и предполагать...
Такая же картина присутствует и на всех средневековых европейских картах, где все территории нашей центральной Азии и Сибири, именуются ими, как «Татария». Видимо, что по этой причине и французский мореплаватель Франсуа Лаперуз открытый им в 1785 году пролив между островом Сахалин и материком назвал Татарским, искренне считая, что обитателями  Татарии должны быть, конечно же, татары. Хотя коренным населением побережья Охотского моря, как известно, являются ительмены, коряки,  эвены,  чукчи и командорские алеуты. И всех вместе их именуют вовсе не татарами, а камчадалами. Потому что местом их проживания является не вымышленная европейцами Татария или Тартария, а Камчатка.
Вот такая у нас, однако, получается замысловатая история с этими татарами. Ни какой тебе земли Татарской, и никакого тебе татарского народа. Одни лишь только  европейские фантазии.

ЗОЛОТАЯ ОРДА
В результате военной кампании монгольского войска, которое возглавлял Батый – внук Чингисхана,  в 1236 году территория Волжской Болгарии вошла в состав Золотой Орды. Однако при Орде ей была сохранена частичная автономия.
Территория получает новое название – Болгарский улус, а столицей его снова становится город Болгар. Согласно данным, собранным историком Д. Г. Мухаметшиным, Булгарский улус в свою очередь делился на два региона: Булгарский и Кирменско-Джукетауский. Причём именно Булгарский улус становится  центром чеканки сначала монгольских, а затем и золотоордынских монет. В 1313 году правление Золотой Ордой переходит к хану Узбеку. И с этого момента в жизни монголов меняется буквально всё.
Невероятно, но именно хан Узбек отменяет святая святых для всех  монголов – шаманизм. И сам  в 1320 году принимает ислам. Естественно, что попытка ввести ислам  в Орде в качестве новой государственной религии,  встретила яростное сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?» И, поскольку никакой демократии и свободы слова у монголов в то время не существовало, то все приверженцы старо монгольской духовной традиции Чингисхана, а их было не так уж и мало, а именно:  120 нойонов (эмиров),  — были немедленно казнены. В тоже время на фоне такой непримиримой жестокости совершенно необъяснимым выглядит его согласие выдать замуж за Великого князя Владимирского (правившего в 1318 - 1322 гг.), князя Московского и Новгородского Юрия (Георгия) Даниловича, свою родную сестру, которая, ради этого приняла православное крещение и взяла себе славянское имя Агафья. А вслед за этим уже  митрополит Руси Пётр получает от Узбека ярлык на свободу православного вероисповедания. В «Истории государства российского» Карамзина приводится текст из грамоты, дарованной ханом Узбеком митрополиту Петру, в котором говорится о том, что с митрополита запрещено взимать дань, потому как он вместе с остальными служителями церкви молится за татар, чем и «укрепляет их воинство». При этом сам Хан вступил в династический союз с византийским императором Андроником II, женившись на его дочери.
К 1357 г. относятся летописное и житийное предание о поездке в Золотую Орду (Улус Джучи) митрополита Киевского Алексия (Е.Ф.Бяконта) (между 1292 и 1305 - 1378), где он чудесным образом исцелил вторую жену хана Узбека Тайдулу (Тайтуглы-хатун), которая «представлена в различных источниках "христианской заступницей", причём, как для православных, так и для католиков».

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО
В 1438 году Золотая Орда распадается на шесть отдельных ханств. К 1500-м годам после её падения возникает несколько новых татаро-монгольских государств. Этими государствами были: Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство и Крымское ханство.
В этот период Волжская Болгария оказывается под властью Казанского ханства со столицей в городе Казани. Некоторые историки ошибочно отождествляют Казанское ханство с Волжской Болгарией, считая их единым целым. Но на самом деле так не было.
Автономия территориальная и культурная Волжской Болгарии при монголо-татарских захватчиках сохранялась всегда. И это подтверждается историческими документами. Так, русские летописи свидетельствуют, что после взятия города Булгара князем Василием Васильевичем Тёмным в 1490 году, Иван III расширил свой царский титул и стал кроме прочего называть себя "князем Болгарским". Имеется в виду Волжская Булгария, конечно же, и та часть Закамской территории нынешнего Татарстана, а также частей Самарской и Ульяновской областей.
Ну, а если мы посмотрим на Большую государственную печать Ивана IV, Грозного, то и здесь мы тоже вполне отчётливо обнаружим совершенно два отдельных Герба и две разные Земли. Впрочем, как и разные даты вхождения в состав Царской Руси. Болгары ещё при Василии Тёмном - в 1490 году,  а Казанские татары – лишь в 1550-х годах.
А вот как характеризуют Казань документы из Турции. «Казань...— столица Булгарского вилайета, прекрасный и благостный город — один из великих городов исламского мира». Обратите внимание, это сказано в 1550 году, за два года до покорения ее Иваном Грозным. «Царь Казанский» вошло в царский титул Ивана IV только после взятия русскими Казани в 1556 году. Тогда же и на царской печати царя,  к печати Волжских Болгар в виде льва,  добавилась  эмблема Казани – дракон  Зилант.
До 16 веков гербом и печатью у Волжских болгар оставался Лев, но после массовой христианизации местного населения, лев был заменён на Агнца Божьего. Из официальных источников мы знаем, что на данных землях к XVI веку из разноплеменного населения болгар сформировалась нация чувашей, которых там и сейчас довольно много, хотя многие и из них уже успели либо отатариться,  либо обрусеть. Но, если исследовать даты основания Чувашских деревень на юге Татарстана, то легко обнаружить, что корни их уходят в 17-16 века, но никак не раньше. Если посмотреть на множество карт от 16 века до 18 века, то везде на них имеется граница Казанского ханства и Булгарского княжества по реке Кама. В результате исторические метаморфозы привели к тому, что после распада Великой Болгарии дунайские болгары Аспаруха, попавшие со временем под османское влияние, частично утратили свой язык, хотя и оставили за собой название. Тогда как волжские болгары его брата Котрага трансформировались в нацию чувашей, но почти полностью при этом сохранив  до наших дней староболгарское письмо. А впрочем, по мнению учёных, волжские болгары, хоть и в неравной степени, но являются прямыми предками всех трех основных этносов тюркоязычных народов Среднего Поволжья – татар, башкир и чувашей. Ещё в золотоордынский период с левобережья Волги в междуречье Цивиля и Свияги переселилось множество болгарских племён нежелающих принимать ислам. Вот эта группа болгарских переселенцев  и положила начало этносу  низовых чувашей (анатри), которые и сегодня сохраняют в большей мере булгарский компонент не только в языке, но и во многих компонентах своей материальной культуры.
Чуваши, чаваш (самоназвание) – основное население нынешней Чувашии, живут также и в соседних республиках региона. Всего их в стране около 1 млн. 436 тыс. человек (2010 год). Этническую основу чувашей составили болгары и родственные им сувары, заселявшие правобережье Волги. Здесь они смешались с местным малочисленным финно-угорским населением, которое в результате полностью тюркизировали в языковом отношении. Чувашский язык сохранил многие черты исконного болгарского языка и в лингвистической классификации он образует булгарскую подгруппу тюркской группы.
То же касается и народа Башкирии. В  Х – начале XIII века башкиры находились в зоне политического доминирования Волжско-Камской Булгарии. Вместе с булгарами и другими народами региона они ожесточенно сопротивлялись нашествию тюрко-монголов во главе с ханом Батыем, но потерпели поражение, их земли были присоединены к Золотой Орде. В золотоордынский период (40-е годы XIII – 40-е годы XV века) очень сильным было влияние на все стороны жизни башкир кыпчаков. Башкирский язык сформировался под мощным воздействием кыпчакского языка. Как мы помним, именно кыпчакский язык использовался Волжскими болгарами, как обще племенной. После распада Золотой Орды башкиры оказались под властью ногайских ханов, которые вытеснили башкир с их лучших кочевых угодий, что вынудило их уходить дальше на север, где и происходило частичное смешение башкир с финно-угорскими народами. В 1554–1557 годах башкиры приняли российское подданство. Это важное событие, определившее дальнейшую историческую судьбу народа, было оформлено как акт добровольного присоединения.

ТАТАРИН ТАТАРИНУ НЕ РОДНЯ
Историки полагают, что этногенез татар произошел в результате смешения финно-угорского населения принявшего ислам с монголами, булгарами и другими жителями Поволжья, сохранившими в качестве доминанты кыпчакский диалект тюркской группы языков.
При этом вопрос о происхождении татарского народа, и о том, является ли он  потомком волжских болгар или Золотой Орды, до сих пор остаётся открытым и вызывает нескончаемые споры среди историков и учёных.  Согласно одной из теорий, казанское или отличное от монгольского исключительно татарское наследие восходит к кыпчакам Золотой Орды, но подругой теории татары, возможно, произошли от булгарской культуры, пережившей монгольское завоевание в 1236–1237 годах. Также с середины 1970-х годов появилась точка зрения, согласно которой эти две теории не, противореча  друг другу, находятся в симбиозе, и поэтому татары не могут просто утверждать, что их предками были только булгары. 
В конце концов, всё дошло до курьёза. Когда татарин Гусман Халилов, он же –    Президент Булгарского национального конгресса, - в 2010 году обратился в Европейский суд по правам человека и потребовал признать его, а с ним заодно и всех татар болгарами, но неожиданно для себя проиграл в суде.
Как показали генетические исследования, казанские, крымские, астраханские и сибирские татары – представители совершенно разных народностей. Они не имеют общих предков, то есть их этногенез происходил независимо друг от друга. Да, этот факт объясняет, почему языки, например, казанских и астраханских татар так сильно различаются между собой, что люди банально не понимают друг друга. Однако,  объяснить с помощью генетических исследований, почему у этих различных народов  одинаковое название «татары», не представляется никакой возможности. И для этого нам потребуются другие знания, которых у нас пока ещё не достаточно. При обследовании казанских татар ученые-генетики обнаружили их несомненное родство с жителями Восточной Европы и Средиземноморья. А вот вклад в этногенез населения современного Татарстана выходцев из Центральной Азии составляет всего 1-6%. Исходя из этого, можно смело утверждать, что этногенез разных татар крайне не однороден. Но. Совершенно точно, что татары Казанские, так же, как и чуваши и башкиры, выделились в отдельный народ из единой семьи этносов древних болгар и кыпчаков, населявших землю Волжских болгар.
Ну, а пока историки с археологами разбираются, что к чему, мы будем продолжать оставаться невольными свидетелями исторического абсурда, когда потомков Волжских болгар, завоеванных татаро-монголами в XIII веке,  называют сегодня именем их же завоевателей.
Практически с момента вхождения Казанского ханства в состав России, завершается древняя история Волжской Болгарии и её народа – волжских болгар.
Традиция - все мусульманские народы называть татарами – началась во времена царствования Петра I. И произошло это из-за  европейский ученых, которых Петр I во множестве своём пригласил в создаваемую им Академию наук. Сначала они  называли татарами все восточные народы, проживающие в Центральной и Восточной Сибири, включая и русских. А когда они стали представлять науку Российского государства и сами убедились, что никакой Татарии за Уралом не существует,  то оставили это название только за мусульманскими народами. Хотя сами мусульманские народы России никогда себя татарами не называли. Например, в XIX веке великий русский историк Н. М. Карамзин в своём знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». («История государства Российского». СПб., 1818, т. 3, с. 172). Ясно, что слово «татары» было общим названием всех мусульман, или прозвищем, если хотите. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. в 1907 году, где так прямо и записано: «Татар как отдельного народа не существует». И далее в продолжении сказано, что «термин «татары» — собирательное название тюркских народов.»
С 1796 года у территории Волжской Болгарии появляется новое название – Казанская   губерния. А у города Болгар – новое имя –  уездный город Спасск-Татарский.
Удивительным образом болгарский народ при этом продолжает жить на прежних своих землях, называть себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ (Книга I, с. 40): «Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами». 
27 мая 1920 г. Ленин подписал декрет об образовании Татарской Республики.
Эту дату смело можно считать датой исчезновения национальности волжских булгар и появления новой нации – казанских татар. С этого самого момента всех волжских болгар официально стали называть татарами, болгарскую культуру — татарской культурой, а болгарский язык — татарским языком.
Вот так без помощи много вековой  истории формирования этногенеза народности и национальной принадлежности, а при помощи одного лишь декрета Ленина была создана татарская нация и государство. Зачем?  В результате реализации плана создания Башкирской, Чувашской и Татарской советских республик волжско-болгарский народ был разделен на три части.
В 1926 году  большевики провели всесоюзную перепись населения. Итоги ее были ошеломляющими: 1,5 млн. человек назвали себя булгарами.
А тем временем болгарский город Спасск (бывший Болгар) опять переименовывают, теперь уже в Куйбышев (в память о революционере В. В. Куйбышеве, умершем в 1935 году). И с этим названием Болгар просуществует до начала 1957 года. А в 1957 году, в результате заполнения Куйбышевского водохранилища древнейший город, не смотря на всю свою уникальность и ценность для мировой истории, а также для истории народов России и Болгарии, был просто затоплен.
Однако же утопить вместе со Столицей Волжской Болгарии и подлинную историю целого народа, у тогдашних властей бывшего СССР не получилось.  Многие болгары, не хотели забывать, кто они родом и какое у них настоящее национальное имя и продолжали верить в то, что когда-нибудь они всё-таки смогут его себе вернуть. Это подтверждается и официальными запросами и письмами граждан. Например, журнал «Известия ЦК КПCC» (№ 10, 1989г.) опубликовал перечень просьб, регулярно повторяющихся в почте ЦК КПСС по вопросам межнациональных отношений, где сказано, что «Во многих письмах из разных регионов страны казанские татары просят именовать их болгарами, или булгарами».
Такова ирония истории: в КПСС, спустя почти 70 лет признали, что в 1920 году ими была совершена преступная ошибка национального масштаба, а именно: насильственное, без учёта их мнения и желания, присвоение народу волжских болгар   чуждого им самоназвания «татары». Будет ли исправлена ошибка Ленина в наши дни? Дождутся  ли  потомки волжских болгар справедливого решения нынешнего руководства страны?  Ответы на эти вопросы нам следует искать  в настоящем, а  возможно и в будущем  времени. И поэтому к моей истории о волжских болгарах  пока ещё отношения  не имеют. 

НАСЛЕДИЕ
В мае 1912 года в украинском селе Малое Перещепино был найден клад, состоящий из золотой посуды, украшений, монет. Всего золотых предметов было найдено 25 кг, серебряных – 50 кг. Клад был отправлен на хранение в Эрмитаж Санкт-Петербурга. Мюнхенский профессор Вернер привел доказательства того, что найденные вещи принадлежали хану Кубрату.
Причем часть этих богатств досталась ему от императора Ираклия. Особо примечательной находкой являлись три перстня, принадлежавших хану. На двух из них были сделаны монограммы с именем Кубрата.
Самым ценным предметом из найденных является меч длиной 95 см и весом более килограмма. Он облицован золотом и имеет инкрустации из стекла. Специалисты говорят, что с таким мечом, конечно же, не отправлялись в бой. Это парадный предмет, который использовался на торжествах. Доказательства тому – изготовление меча из золота и небольшой размер рукояти.
В наши дни меч демонстрируется в особых случаях на редких выставках. В постоянной экспозиции Эрмитажа его, к сожалению, нет. Орнаменты на мече, да и способ его изготовления относят к иранским традициям. По всей видимости,  Кубрату он был подарен Императором Ираклием I,  из его личной коллекции трофеев византийских завоеваний. На месте найденных трофеев хану Кубрату был установлен памятный знак от его благодарных потомков из Болгарии. Нет, не Волжской, а тех, которые ушли с Аспарухом за Дунай. А волжским уже можно было бы и самим поставить себе какой-нибудь памятник, чтобы потомками их не забылась та роковая  дата, отправившая их нацию в историческое забвение.   
В 1969 году,  в 23 километрах к юго-западу от затопленного города Болгара,  был заложен новый город с названием Куйбышев, а на его территории –  создан Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник. В 1991 году   по настоянию местных граждан город был переименован в Болгар, по имени утопленной  их  древней  Столицы. Почему построенный уже в XX веке город имени древней Столицы волжских болгар назвали историко-архитектурным заповедником совершенно не понятно. Ведь ничего исторического в современных постройках выполненных под старину быть не может. Хоть на табличке и написано, что это территория столицы Волжской Булгарии, хотя всем давно и хорошо известно, что территория его находится в 23 километрах севернее, на дне Волжского водохранилища. А тот новый Булгар, если и имеет к истории болгар какое-то отношение, то лишь к той её части, которая началась уже после того, как волжские болгары стали татарами. 
Как нам не было грустно, но на этом история – настоящая, а не выдуманная –    народа болгар на этом не заканчивается.
Совсем недавно (по историческим меркам конечно же), а именно: 7 июля 2016 года около 90 человек из Чувашии побывали на территории уже другого и тоже Государственного историко-археологического музея-заповедника "Фанагория". И там со-трудники Фанагорийской экспедиции Института археологии РАН провели для чувашской делегации отдельную экскурсию по раскопам древнейшего города – бывшей Столицы Великой Болгарии, основанной ещё Кубратом.
В завершение визита гости из Чувашии установили у автомобильной дороги на Тамань, напротив городища Фанагории, памятный знак, посвящённый основателю столицы древнего государства болгар, потомки которого основали позже Волжскую Булгарию, государство волжских булгар-чувашей, а также государство дунайских болгар. А всё потому,  что чуваши считают себя потомками  волжских булгар – и таким образом, гости из республики Чувашии почтили память своих древних предков.
В заключение своего объёмного повествования хотел бы напомнить читателям о том, что потомкам болгар также известно и о захоронении сына Кубрата, хана Аспаруха, которое находится в городе  Запорожье, на улице Александра Матросова. На месте том стоит сегодня храм во имя святителя Луки Крымского, в котором с 2017 года теперь ежегодно служат ту саму поминальную литию, с которой я и начал свою историю.
Источники:
1. 2. 3. https://studfile.net/preview/4437005/page:4/
4. 5. https://dzen.ru/a/WtRrL0gmd3LZr5k3


Рецензии
Ну, Василий, - это труд!!!
Большой труд, который моя голова усвоить с одного маху не сможет, но...
Я - русская, родилась в Татарской республике, Мама моя преподавала в школе историю, а я всю свою сознательную жизнь работала в Казанском музее с огромным энтузиазмом и с огромным удовольствием!

В Вашем сегодняшнем труде нашла очень много известных мне фактов, имела и имею друзей до сих пор в Казани - и татар, и болгар!!!

А для краткости отклика моего вывод такой: и наша нынешняя перестройка в России - это очередная неразбериха с устройством государств на Земле (а, может, и не неразбериха! Кто знает?).

И ещё - маленькое замечание:
Нынешние враги, порочащие имя Ленина, будут очень рады почерпнуть здесь ещё один факт для ругания большевизма, коммунизма и прочих Советских достижений!
А я только одно скажу - декрет Ленин, конечно, подписал, но уверена, что вопрос этот решал не он, а какие-то ученые рядом с ним! Я их не знаю, знать не хочу, да будет так! А к Ленину народ пошёл когда-то с доверием, как сейчас доверяют Путину.

Восхищает весь мир Татарстан!
Ждёт друзей многих мирных стран!
С пожеланием всего наилучшего!

С уважением ко всем честным людям Земли

Людмила Похвалинская   17.10.2024 05:29     Заявить о нарушении
Людмила, спасибо, за отклик. С уважением ко всем позитивным людям Земли.

Василий Мишаков   17.10.2024 13:58   Заявить о нарушении
Хорошая поправка, Василий : позитивных людей, я думаю, больше, чем честных!

Людмила Похвалинская   17.10.2024 14:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.