Заповедные тропы. Крым-1. Часть третья

.




ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНТЕРНЕТ-ЭКСПЕДИЦИЯ (РР-1)
Таганрог – Ростов-на-Дону – Ростовская область – Краснодарский край – КРЫМ – Стамбул

По Крыму планирую собрать три брошюры. У авторов есть возможность себя попробовать в вариации – киммерийский (крымский) сонет. Сонеты для откликов ниже, также возможен просто сонет (вариация) о Крыме… (не забываем: 5-ти стопный ямб, чередование мужской / женской рифмы… Срок: до 18-го октября (включительно)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ (для желающих принять участие):
http://stihi.ru/2024/10/08/3061

1. ТАГАНРОГ
Начало (первый день): https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_832
Второй день: https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_838
Третий день: https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_841
http://stihi.ru/2024/10/02/1603  и http://stihi.ru/2024/09/27/1799

Итоговый сборник (Таганрог): https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_844

2. РОСТОВ-НА-ДОНУ
Четвёртый день: https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_847
http://stihi.ru/2024/10/04/5076
Пятый день:  https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_850
http://stihi.ru/2024/10/05/3405
Шестой день: https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_860
http://stihi.ru/2024/10/06/4753

Итоговый сборник (Ростов-на-Дону): https://www.calameo.com/read/007107784bb55d980822e

3. РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Седьмой день: https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_871
http://stihi.ru/2024/10/09/2632
Восьмой день: https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_878
http://stihi.ru/2024/10/10/4862
Девятый день: https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_880
http://stihi.ru/2024/10/11/2596

Итоговый сборник (Ростовская область):  https://www.calameo.com/read/00710778481de984dddc3
http://stihi.ru/2024/10/12/3009


4. КРЫМ

Десятый день: http://stihi.ru/2024/10/12/3009
https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_881

Одиннадцатый день: http://stihi.ru/2024/10/13/4302
https://vk.com/id733359596?w=wall733359596_898


Основная вариация в точке «КРЫМ»  – киммерийский (крымский) сонет 

КИММЕРИЙСКИЙ (КРЫМСКИЙ) СОНЕТ) – вариация сонетного канона, особенностью которого является строфическое деление катрен-два терцета-катрен (4-3-3-4)




4.3.. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ



Елена СЕРГЕЕВА (Москва)

Цепляет память острыми ветвями.
Шуршит листвой неотданных долгов.
По камушкам своих воспоминаний
ищу следы забытых берегов.
Пора софоры в городе прибрежном.
Ласкает сердце поцелуем нежным
евпаторийских дней японский шарм.
Легко мечтать под южными ночами
о крыльях за усталыми плечами
и разговоре тёплом по душам.
Зовёт полынь уснуть в степном просторе
и обещает золотые сны.
Но мне для взмаха нужен
ветер моря,
объятия танцующий волны.


Надежда УВАРОВА (Санкт-Петербург)

Вселенные – в бутонах диких роз.
Безбрежности – в цветении жасмина.
От лепестков до стрекотни стрекоз
всего два шага по небесной сини.

Пусть на мгновенье горсть воды предаст
ладони неподвижность, даст ей власть
над отраженьями всего на свете;
Проявится пусть в ней Екклесиаст,
осыпанный цветеньем белых астр
и превратится в солнце, брызги, ветер…

Пусть соляные кольца на камнях
научат, как сквозь волны петь молитвы
и понимать, что мотыльки счастливы
в огне закатов, превращаясь в прах.


Мира ПОЛЯНСКАЯ (Нижний Новгород)

Для неба, для луны, для звёзд искристых
Художнику достаточно чернил.
Дождь в октябре  застенчив, лёгок, мил.
Пусть спорит с солнцем иней серебристый.

Теченье жизни повернётся вспять.
Вокруг себя заставит все сиять
Роса на травах с отблеском лучистым.
И будет эхо вторить мыслям вслед,
Чтоб не исчез, а стал ночами сниться
Едва заметный ветра силуэт.

В туманной дымке утра растворится
Еще одна заветная мечта,
И будет дождь сквозь перья строк сочиться,
На два, почти исчезнувших, крыла.


Пётр ХРИСТОВ  (Бургас. Болгария)

Что ни волна – философ и пророк,
Испуганные вечностью шаломы,
Не оттого ли траурный гудок
У утреннего первого парома?

Как нелегко, наверно, жить мечтам,
Запечатлённым в колыбельной песне,
Им не бродить по розовым горам,
По площадям и улицам воскресным;
Не доверять почтовым голубям
Любовных писем барышням уездным;

В ладонях сердце полное тревог
Над волнами ласкающими берег
Им не нести… Не тая иней лёг
В июле на цветущий крымский вереск.


Юрий КУЛЕШОВ (Калуга)

Не для души закат? А для кого?
Всё больше красного, всё меньше охры.
Врастает в берег тысячный «Арго»,
А море вновь укачивает горы.

Фигуры крымских шахмат тяжелы –
Из можжевеловой породы боли,
И каждый ход – пророчество волны
И брызг холодных медные оболы,
Штормами искорёженные молы,
Истошный визг порвавшейся струны.

А может быть есть корни у души
И в каменных объятьях Балаклавы
Они дадут побегам новым жизнь,
В бессмертье веру и на счастье право?..


Елена ПАВЛОВА (Москва)

Как дивный сон. Сегодня я в Москве,
А завтра солнце на седых вершинах.
У моря крепость, а точней руины,
Эпоха на обветренной скале.

Под шагом осыпается песок.
Смотрю на пламенеющий восток
И взглядом ощущаю параллели.

На коже след от высохшей травы.
Я двигаюсь в прозрачные миры,
Раскачивая времени качели.

Вздыхает форт о пережитых битвах
И как защита от былых невзгод,
Читая вслух забытую молитву,
Эоловою Арфой стонет грот…


Роман САПСАЙ (Керчь)

Закат, но это не земля и небо –
Хлеб с мёдом или даже – пень со мхом.
А может быть – мальчишечья потребность
Взять деревянный меч и… в бой со злом.

Даль лишена случайных очертаний,
Шафрановые сумерки Тамани,
Пять тополей с пятиэтажный дом,
Где перед сном я рисовал сраженья,
В которых не бывало поражений,
Хоть всё пестрело дымом и огнём.

К знакомым улочкам не подобраться.
Завалы лет, то встречи, то дела.
В чём больше правды? Стоит ли признаться:
Что здесь уже не я, а там – лишь мгла.


Рая ШКОЛЬНИК (Израиль)

Где горы, где вода, Иерихон
Приговоренных утром замаячил
Дорожным знаком, сбитым жалкой клячей
По встречной жестко пущенных в расход

Кровоподтек рассвета посинел
Разлившись по сетчатке небосклона
В квартирнике творца мы только клоны
Шестого дня без нужных антител
Разбиты в хлам, а телефоны целы
Шлет палец сэлфи к лайку на прицел

И в Книги Лиц, где я и ты – листки
На ветке мнимой жизни мнимой дружбы
Зависли, где потери безоружны
Машина Времени, - в тисках тоски


Екатерина ЧАУСОВА (Германия)

РЮКЗАК
 
С чего начать… А может – с Коктебеля?
В нём столько судеб связано в одну.
И мы к воде тянулись. И робели – 
у жажды только страсти на кону.
 
Вулкана выдох, юных дней ватага,  –
заполонили тропы Карадага,
секреты пряча, но следы храня:
причуды бухт: в ответах гулких эха,
и в сердоликах, собранных для смеха,
для пущей радости и для меня.
 
Сердитый егерь с подозреньем смотрит
на выцветший брезентовый рюкзак.
Чудак не хочет верить нам никак,
что там – эмоций воз да ветер с моря…


Николай КОЛОВЕРНИКОВ (Москва)

Не лето в теплых складках полотенца,
Уже не лето и давно не Крым
И скоро время зимних индульгенций
Закутает метелей лунных дым.   

И мимолётный аромат лаванды,
В закатном вздохе солнца над водой
Лишь вычертит на бледном транспаранте
Очередной, застойный долгострой.
И чёрный кот с оборванной губой
Перебежит дорогу спекулянту.

Но я не здесь, ни там не при делах,
Веду свои голицынские тропы
Подальше от простуженной Европы,
В осенний Крым в пергаментных тонах.


Надежда САЯПИНА ОДИНЦОВА (Белореченск)

Встречает Крым лазурною волной,
Экскурсовод крылатый бриз-бродяга
Зовёт, влечёт за склоны Кара-Дага
И предлагает всем круиз морской.

На вкус любой предложит всем экстрим,
Споёт в дуэте с чайкой серенады
Про степи и дворцы, и водопады.

И путник, и турист, и пилигрим
Спешат к пещерам, замкам, древним храмам,
К святыням, живописным панорамам,

К скале Аврора, где дворец-гнездо
И в Евпаторию, и Балаклаву,
И Севастополь – древний город славы.
Как дань любви – сонеты и рондо’.


Ольга ДЕНИСОВА (Москва)

Кафе. В бумажном фонаре луна.
Она одна сидела у окна
И наблюдала, как сгущались тени,
Как превращалась в облако стена.

И было видно, как дрожали губы
Её шепча: живёт лишь тот, кто любит
и умирает тот, кто не любим…
Но было тихо, тихо и тревожно
И тени подступали осторожно
По шорохам, по шелестам глухим.

И вот уже она укрыла горы
Своей парчой.  Но вниз опустишь взгляд... –
Как много всплыло на поверхность моря,
упавших звёзд в осенний листопад.



______________________________
#проект_заповедные_тропы
#НТС_Школа_Сонета


Рецензии