Стихи К. Кавафиса 2

Здесь речь пойдет о произведениях знаменитых, даже - присоединюсь - великих. 1901 год, Кавафису 38, а акме - с 35 до 49, шестой и седьмой люстры жизни. Он зрелый человек.

   Фермопилы ( пер. С. Ильинской )

Честь вечная и память тем, кто в буднях жизни
воздвиг и охраняет Фермопилы,
кто, долга никогда не забывая,
во всех своих поступках справедлив,
однако милосердию не чужд,
кто щедр в богатстве,
но и в бедности посильно щедр
и руку помощи всегда протянет,
кто, ненавидя ложь, лишь правду говорит,
но на солгавших зла в душе не держит.

Тем большая им честь, когда предвидят
( а многие предвидят ), что в конце
появится коварный Эфиальт
и что мидяне всё-таки прорвутся.

Ну кто же из учившихся по европейской системе образования не знает этой истории! Триста спартанцев, несколько тысяч союзников, которых Леонид, узнав про обходной маневр персов, отправил по домам... Кажется, в то время спартанцы еще свято соблюдали правило: не отступать без приказа.
Что сказать? Все глаголы в настоящем и (в конце ) в простом будущем времени. Кавафис намеренно говорит об античных ценностях, не называя, впрочем, главной прямо - доблести. Для нас же это гуманитарные, сказать ли - вневременные ценности. Он говорит о противостоянии внешнему, и особенно внутреннему варварству, тем более доблестном, что боец ясно осознает: битва будет проиграна. Но! как раз в те времена было сказано: людей у тебя, царь, много, а мужей мало. Мужество уступает лишь коварству, но любая низость схлапывает свою победу, как ракушка, минимизируя для для цивилизации и культуры ее результаты.

Следующее произведение, Кавафису 35 лет.

    Ожидая варваров  ( пер. С. Ильинской)

- Зачем на площади сошлись сегодня горожане?

Сегодня варвары сюда прибудут.

- Так что ж бездействует сенат, закрыто заседанье,
сенаторы безмолвствуют, не издают законов?

Ведь варвары сегодня прибывают.
Зачем законы издавать сенаторам?
Прибудут варвары, у них свои законы.

- Зачем наш император встал чуть свет
и почему у городских ворот
на троне и в короне восседает?

Ведь варвары сегодня прибывают.
Наш император ждет, он хочет встретить
их предводителя. Давно уж заготовлен
пергамент дарственный. Там титулы высокие,
которые пожалует ему наш император.

- Зачем же наши консулы и преторы
в расшитых красных тогах появились,
зачем браслеты с аметистами надели,
зачем на пальцах кольца с изумрудами?
Их жезлы серебром, эмалью изукрашены.
Зачем у них сегодня эти жезлы?

Ведь варвары сегодня прибывают,
обычно роскошь ослепляет варваров.

- Что риторов достойных не видать нигде?
Как непривычно их речей не слышать.

Ведь варвары сегодня прибывают,
а речи им как будто не по нраву.

- Однако что за беспокойство в городе?
Что опустели улицы и площади?
И почему, охваченный волнением,
спешит народ укрыться по домам?

Спустилась ночь, а варвары не прибыли.
А с государственных границ нам донесли,
что их и вовсе нет уже в природе.

И что же делать нам теперь без варваров?
Ведь это был бы хоть какой-то выход
   1898, 1904 г.

Видимо, речь идёт о Риме 408 или 410 года, когда Аларих с третьей попытки захватил Город. Я предлагаю не разбирать это полифоническое - вопрос -ответ - произведение, а вспомнить знаменитый лозунг: Москва - третий Рим, и четвертому не бывать, и внимательней наблюдать за происходящим здесь и сейчас. С каждым прожитым днем В. Путин становится на день ближе к смерти: как все мы. Все это картонное, потемкинское богоугодное заведение под вывеской "Великороссия" держится на одном-единственном гвозде, на Путине. Не станет его, картонка упадет, ее сломают. Многих запинают под плинтус. Или мы - люди второго сорта - все и есть эти варвары, и это будет выход, или мы, с "анператором", сенатом, консулами - рабы, и отдаем свое и себя любому сильному.

В заключение, ради катарсиса, приведу надпись от амфиктионов , на надгробии лакедемонян:

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Всем мужества! Продолжение следует.


Рецензии