Разлучник и сводник Еврейский рассказ
В копилку неизданных историй о Раве Ицхаке Зильбере , пожалуй, я добавлю ещё одну, которую слышал непосредственно от его шамаша* , моего хорошего знакомого - рава Хаима Шаулова .
Многим известно, сколько усилий обычно прилагал Рав Ицхак , чтобы помирить супругов , когда в еврейских семьях возникали конфликты , как самоотверженно , жертвуя своим временем , он стремился сохранить семьи и спасал супругов от непоправимого шага. Тем удивительней эта история , услышанная мной непосредственно из первых уст - от человека, заслужившего особое расположение Рава Зильбера..Рассказчик рав Хаим Шаулов хорошо знал также героя этой истории Леви , который принадлежал к той же общине горских евреев.
Со своей будущей женой Леви познакомился уже в Израиле. Она - красивая москвичка, интеллигентка , еврейка с обеих сторон . Он - крепкий, рослый, работящий парень, не брезгующий никакой работой , уважающий традиции своей семьи и народа .
Однако вскоре отношения между супругами начали портиться , а на определенном этапе окончательно зашли в тупик . Дело в том , что от простого уважения традиций , что не чуждо любому горскому еврею, Леви собирался перейти к более серьёзному соблюдению заповедей и даже часть времени хотел посвятить изучению Торы. Эти устремления Леви не только не вызвали у жены сочувствия, но даже резкое противодействие. В отношении соблюдения Шабата и Кашрута уступок со стороны жены приходилось добиваться невероятными усилиями. Обстановка в семье всё больше накалялась.. Жена выставила новое иезуитское требование : она согласна периодически окунаться в микву* и тем самым быть разрешённой мужу для супружеской близости только при условии, что муж НЕ будет выполнять ряд заповедей , список которых она составила. Леви уже не знал, какой новый фортель жена выкинет завтра. О рождении детей в такой ситуации Леви даже не заикался. Тем не менее жену он любил и ни в коем случае не хотел с ней разводиться .
Леви знал,что Рав Ицхак Зильбер - самый верный и , пожалуй, единственный адресат, который способен помирить супругов и тем самым спасти семью. Но найти небольшой промежуток в плотном, насыщенном графике жизни Рава Ицхака , который сочетал ежедневные уроки с работой в Раввинском суде, было очень непросто. Тем не менее Леви сумел добиться аудиенции и поведал Раву свою печаль. Рав Ицхак внимательно выслушал молодого человека . (Леви он знал по участию в своих уроках , на которые съезжалась разношёрстная публика из разных мест). Сделав паузу , Рав Ицхак резко повернул к Леви своё лицо, и в его лучистых глазах вдруг блеснул шальной огонёк.
- А гони её! - и, повернув несколько раз голову в разные стороны, повторил: "Гони!"
- То есть как "Гони"?! - почти вскричал ошарашенный Леви, для которого весь смысл обращения к Раву ограничивался задачей спасти свою семью. Никакого другого варианта в создавшейся ситуации Леви не видел.
- Разводись - тихо ,но чётко подвёл Рав итог разговора...
Раздавленный и уничтоженный возвращался Леви домой. Любая рекомендация и даже совет Рава Ицхака имели для него статус галахического постановления - непреложного закона.
Развод состоялся быстро , что редко бывает в еврейских судах. Вторая сторона не предпринимала никаких усилий, чтобы оспорить решение Леви и задержать Гет.* Было такое впечатление, что жена Леви изначально была заинтересована в подобном исходе.
Недели через три после развода Леви уже в новом статусе разведённого сидел на уроке Рава Зильбера. В конце урока Рав жестом показал Леви остаться для приватного разговора.
Немного стесняясь своей миссии и начав с очень короткого объяснения одного места в Торе , Рав Ицхак почти сразу же перешёл к сути дела :
- Послушай...я буквально на днях сделал гиюр * одной женщине...очень славная молодая женщина... Может , попробуешь встретиться. А ? .
И тут Рав Ицхак вкратце рассказал её историю..
История её достаточно распространённая и казалось бы ничем не отличается от тысяч и тысяч подобных историй.
Некий еврей приехал в Израиль со своей русской женой. Ещё во время учёбы в Ульпане* она услышала несколько уроков русскоязычных религиозных лекторов. К тому же к ней в руки попали книги о строении мироздания и роли еврейского народа. Её интерес к этому всё более усиливался : на определенном этапе она решила поступить в Ульпан - Гиюр* и даже нашла дорогу к самому Раву Зильберу.
Еврейский муж относился к её увлечению как к "глупости и придури" , постоянно высмеивал её тягу к вере и поиск высшей силы в различных ситуациях- вплоть до того, что семья в такой атмосфере уже не могла существовать и вскоре распалась.
Далеко не все случаи обращения неевреев к иудаизму являются свидетельством истинного принятия ими законов Торы и мудрецов. Но в отношении этой женщины Рав Ицхак почему-то решил, что это именно тот самый случай.
Слова Рава "очень славная женщина... может, попробуешь встретиться.." , обращённые к Леви, долго не давали тому успокоиться. Леви знал, что в горской общине далеко не все приветствуют сватовство с гиёрет* , но у самого Леви и даже в его традиционной семье таких предубеждений не было. Тем более, кто получается у нас Шадхан* ?! - сам Рав Ицхак Йосеф Зильбер собственной персоной!
* * *
Бывает так , что люди( он и она) долго не могут решиться на помолвку. Для этого они делают десятки предварительных встреч , прогулок, походов в кафе. Я знаю женщину, у которой было шестьдесят шидухим *, и она так и не решилась выйти замуж. Однако в обычной ситуации достаточно пяти-шести встреч , чтобы люди решили , связывать ли им друг с другом жизнь или нет.
В нашей истории после первой встречи всё уже было решено. Такое впечатление, что оба все эти годы до этой встречи только и искали друг друга - и вот теперь, наконец, нашли.
Но итог этой истории - не простой Хэппи Энд.
Мой приятель рав Хаим Шаулов - большой друг этой семьи. Он часто их навещает. У них уже четверо детей. И ,хотя давно уже нет Рава Ицхака Зильбера, Хаим почему-то, переходя порог их дома, ощущает там его незримое присутствие.
"И я тебе скажу по секрету, - обращаясь ко мне, признался рав Хаим . - Более счастливой семьи я в жизни не видел."
- - -
Примечание.
Фото четвертьвековой давности: Рав Зильбер благословляет нашего сына Йосефа.
В Ютубе есть неплохой фильм о Раве Ицхаке Зильбере "Кадиш. Настоящая история века ". Стоит посмотреть.
*Шамаш - человек, который находится возле большого Рава и обслуживает его нужды
* Миквэ - ритуальный бассейн, в который женщина после нечистых дней обязана погрузиться, чтобы между супругами была разрешена интимная близость
*Гет - разводной документ , после вручения которого супруги считаются разведёнными
*Гиюр - переход в еврейство, принятие нееврем иудаизма
*Ульпан - сеть учебных заведений, в которых новые репатрианты учат иврит
*Ульпан Гиюр - учебные заведения, где неевреи , решившие перейти в иудаизм, изучают его законы и правила
*Гиёрет - женщина, принявшая иудаизм
*Шадхан - сваха в мужском роде
* Шидух - встречи с целью создания семьи
Свидетельство о публикации №124101404344
Достаточно мудрого совета и одного свидания.
Спасибо, Леонид, за интересное повествование!
Я сегодня прочитала некоторые Ваши произведения, на которые бы хотелось написать отклик, но уже писала однажды.
А «Поправка к Тютчеву» не произвела впечатление, к сожалению.
Всего Вам доброго в Новом году!🎄🥰
Долгожданного мира и спокойствия в стране, а не короткого перемирия!💕
С теплом сердечным,
Лариса Антоновская 06.01.2025 00:49 Заявить о нарушении
Поправка к Тютчеву - это моя реакция на распространенную позицию многих россиян, которые по умолчанию (а иногда и прямым текстом) поддерживают войну на чужой территории с соответствующими последствиями , но при этом вместо того, чтобы дать отчёт происходящему, пишут стихи о красоте России, как много в ней "лесов, полей и рек". На это лицемерие я могу реагировать только "весёлыми нападками", которые, впрочем, никак не задевают ни настоящих честных россиян , ни русской культуры .
Графман Леонид Давидович 06.01.2025 09:47 Заявить о нарушении