Или только тройка вскачь

Запорошило.  – “ Расступись ! “–
хрипит ямщик издалека
и с малахаем  с облучка
армяк подскакивает ввысь …

Как будто в даль родной звезды
и в бурю  на авось спеша
и лёд подковами кроша
и фыркая и ржа, дрожа,
цокочут кони или ты –
как будто в даль родной звезды … ?

И колокольчиком поддужным
звенит орловский коренник –
и с пристяжными тройкой дружной
по насту тракта – точно бриг

                сквозь грохот волн ...  И, приближаясь
                к мосту скрипучему как стая
                коростелей,  где К. стоймя
                уснул ли, умер, – “ Тпру-у ! ” - и кони
                остановились на разгоне
                пред землемером,  чьи плашмя,

                минуя призрачность деревни,
                запали очи вглубь глазниц
                в чертог какой-то слишком древний
                чтоб у его высоких лиц
                аудиенции добиться …

И тройка мчится с “человеком
лет тридцати” в кибитке с ..,
уж сколько вёрст покрыв сквозь веки
и белоснежную грозу –

                на свет зарниц нездешних в гром
                к Вествесту в Замок на приём …

… “ Дорога где ?  Заволокло … –
         и всё вокруг  белым-бело … “

И не видать когда ни зги
в кибитке ль,  выйдя ль,  от тоски
ямщик  извозчичьей, ямской
порой не вяжет лыка
                и с ним лихие рысаки
                не той об этот свет ногой
                сбиты с панталыку

                * * *
И с красным носом хлёсткой хохмой
затмив сиянье диадем,
Эрнст Теодор Амадей Гофман
снега проламывает дрем …

Токует,  крыльями махая,
кричит, натягивая вожжи,
на козлах золотой фазан
                и,  перед курочкой порхая,
                с венцом  краснеющим вельможа
                выпячивает пёстрый стан,

                затмив сиянье диадем …

Затмив сиянье диадем,
на голове свиньи послушной
сжимает розовые уши
из изумрудных змеек шлем,

   Из морды кольца на щеках
   щетинистых,  прыщавых …
   В уздечке грызло на зубах
   борьбы …
   Глаза в огне лучей кровавых
   судьбы …

      Резной ракушки на запятках
      в ливрее красной жук-рогач –
      гербом Голконды ворот заткан,
      на лапках белые перчатки
      и на рогах трубит трубач … –

      И золотится хоровод
      снежинок позументов от … –

          И золотистые снежинки
          с пурпуровыми лепестками
          из перевёрнутой корзинки
          с кустами роз какой-то дамы               

                кружатся и ложатся на
                нагие ветви … – и в узорах
                с древ распускается Страна,
                Лик`и,  невиданные взоры,
                в Узор слагаясь … ;  тростью вертит,
                обводит,  оберегом чертит
                Страну ту  чар Розабельверде …

       Клохча, держа крылами вожжи,
       на козлах,  правя кабаном,
       летит, в рыдване пряча рожи,
       фазан алмазный напролом … –

На крошки Цахеса головке
три волосинки там искрятся,
там Повелитель ловит ловко
тех блох, которые гнездятся
в зловещих мыслях,  там монах
Медард в отчаянье по дырам
Плаща всё ищет эликсиры –
- их два,  друг в друге пряча страх, –
монах Медард,  граф Викторин –
- их два или на двух один ?
В кровавых там осьми руках
сжимает вырванные очи
детей загубленных песочный
Коппола, получеловек …

    И воет вьюга,  валит снег …

      … “ Дорога где ?  Заволокло … –
         и всё вокруг  белым-бело …
         Где двор гостиный ?  Где село ?
         В какой тут свет нас замело ? ”
 
      Как будто Кафки патрули
    в буран позёмку обратили –
  и в небе косят фитили
всесвещника-паникадила …

И нот с пюпитра чёрных гор
  несётся бешеное сальто –
     переполоха белый хор,
        сестёр испуганные альты …

В снегу рыдван или кибитка ?
Два экипажа иль один ? –
     “ Толкнём !  Ещё одна попытка ! “
     “ Бьёт колокол .., мой господин ! “

Часы ли с рёвом вперемежку
так с башни бьют  сторожевой ?
Иль это на мосту чужой … –
и сердце в ужасе от слежки ?

Густое облако иль кит
дремучей белизною
мглу ледяную порошит,
воя,

                стеная, ухая,  как фея
                иль одинокая вдова,
                на чёрном вороне сова
                реет …

То ль полумесяц проступает,
то ль бури вспыхивает глаз …

Кого сподобило в сей глас … ?

Кого сподобило в сей час,
когда луна вдруг проступает
тиарой из парчи,
когда тиарой той венчают
над К. под мехом епанчи
той белой рыбы дыхало –

                и вздохов кит уж выдыхает
                на К. под мехом епанчи
                вихори …

Цокочут кони или ты … ? –

Как будто в даль родной звезды
несётся тройка …  И над Замком
чернеет ворон,  совий крик,
в тиаре лунной Моби Дик …
И за деревню вышел с лампой
К. иль Ахав иль ледовик …

От нот с пюпитра чёрных гор
переполоха белый хор …
И снег хрустит – от ног иль арий
сопрано Юлии Хамари

            * * *
Псалом покаянный,  и слышно как маэстро
на мануалах  повторяет место …
 
Псалом покаянный,  маэстро `око-янный … –
“ Где музыкант ? ”  ” Он вышел из кареты !
Потерянную в буре окаянной
он ищет певчую нездешнего сюжета … ”

                Псалом покаянный …  Что `шепчут чьи-то губы … ?
                Проситель тянется,  сугробами хрустя … –
                “ Помилуй меня, Господи ! ” – блестят
                слезами очи и в органных трубах
                деревьев  раздирающе звучат

                * * *
     Чаща леса, лист или
     что там в глаз попало ?
     Землемер стоит вдали,
     где земли не стало …

     Чаща леса, лист или
     густолистый явор
     `так трепещет вширь земли,
      что заплакал дьявол …

      Волка вой,  младенца плач
      или только вьюга,
      или только тройка вскачь
      через Стражу круга

                * * *
Махровым солнцем хризантем,
духами роз
затмив сиянье диадем
уже всерьёз,

                над ней ажурней Греты Ото,
                под ней жемчужней и круглей
                перламутр`овых оборотов
                в ракушках `Аммоноидей …

К окаменелостей древней,
в край,  нелюдимостью цветущий,
в пучину для  на душу рвущий –
- темнее катархея камня –

                на Лик Розалии плывущих
                спасительней и безымянней
                с муслином туники над ней,
                под ней – до дна – для Кораблей,

                на Лик Аврелии плывущих …

Как экипаж,  в пурге несущий
пред честь его, месье Вествеста,
вопросы от лица истцов
или ответчиков ?  – на Зов
внепротокольный,  безызвестный


Рецензии