Карл Брюллов и Юлия Самойлова
и слёзы, и любовь.
Юлия Павловна Пален (Самойлова)...Её рождение покрыто туманом неочевидности.
Первый детский плач, возвестивший миру о её появлении на свет, раздался в
крестьянской избе, в селении, где стояла кавалерийская часть графа Палена.
Лихой генерал похитил её мать Марию Скавронскую без воли её родителей и без
согласия избранницы. Но был ли он отцом родившейся Юлии - ещё вопрос. Есть версия,
что настоящий отец - отчим матери, сиятельный вельможа итальянского происхождения,
именовавшийся в России графом Юлием Помпеевичем Литтой. Косвенные свидетельства
этого - его завещание огромного богатства, часть которого перешла юной
наследнице ещё при жизни графа. В том числе и село Кимры.
По знатности Юлия Пален могла претендовать на высокое положение при царском дворе,
и уже в младые годы становится фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Юлия
привлекла внимание Александра Первого. Их особые отношения дали пищу дворцовым
пересудам. И скоротечный брак Юлии с флигель - адъютантом царя графом Самойловым
благословлённый самим государем, был расценен в светском кругу лишь как прикрытие
чего - то другого.
В её имении Графская Славянка под Петербургом собирался цвет столичной
интеллигенции. Здесь - то и познакомился с хозяйкой Карл Брюллов, восходящая
звезда российской живописи. В 1832 году Самойлова едет в Италию, куда Брюллов
командирован обществом поощрения живописцев для совершенствования мастерства.
Одна из поклонниц Брюллова, не встретив взаимности, бросилась в Тибр. Карл тяжело
переживает драму. Юлии Павловне удалось вывести художника из депрессии.
Он пишет несколько портретов обожаемой женщины. Наиболее известный из них -
"Дама, спускающаяся в гондолу", где Самойлова запечатлена со своей воспитанницей
Джованной Пачини и слугой - арапчонком. Тогда же создано знаменитое полотно
"Последний день Помпеи", в одном из персонажей которого также узнаваемы черты
Юлии Павловны. Судьба не соединила их брачными узами. Он женился на молоденькой
талантливой пианистке. Она ему изменила. Он требует развода. В Италии до
Самойловой доходят эти слухи, она мчится в Россию. И вновь ей удаётся вернуть его
к работе. К этому периоду относится один из лучших портретов Самойловой.
В сороковые годы Юлия Павловна живёт в Милане. После смерти графа Литты к ней
перешло огромное состояние. В роскошном дворце - гости: Доницетти, Россини,
Беллини... Но то, что с ней случилось, произошло не в Милане, а в небольшом
городке, где ей пришлось задержаться из - за поломки кареты. Юлия Павловна
отправилась в местный театр. А там - тенор - дебютант, молодой итальянец синьор
Пери. Она влюбилась. Через несколько дней они поженились, но счастье было
коротким, как сон: синьор Пери болел туберкулёзом и в том же году скончался.
Последствия были оглушительны: став женой иностранца, графиня Самойлова
лишалась российского подданства и всех своих титулов, а также теряла право на
владение всем имуществом. Ей срочно пришлось продавать богатые имения. Одно из
них - Графскую Славянку - приобрёл Николай Первый.
Юлия Павловна решилась купить графский титул обычным для того времени способом:
фиктивный брак с обедневшим графом де Морне, французским дипломатом.
В последние годы жизни в Париже она познала горькую бедность. Пришлось даже
расстаться со своими портретами. Умерла Юлия Павловна в 73 года и погребена на
кладбище Пер - Лашез в одном склепе с синьором Пери.
(Юрий Крюков; газета "Труд - 7"; 24 января 1997 года)
Свидетельство о публикации №124101304949