Иерархия небесных существ. Упоминание пророка Иезе
Первыми и наиболее близкими к Творцу являются Херувимы. Одно из первых упоминаний о Херувимах в Библии приходится на Книгу Бытия, а именно – на момент изгнания Адама и Евы из рая: «И пристави Херувима, и пламенное оружие, обращаемое хранити путь древа жизни. Нет сомнения, по устроению небесных Властей и в видимом раю была некоторая огненная стража при посредстве ангельского служения» (Быт. 3:24.). В псалмах Давида Херувимы упоминаются как средство передвижения: «Воссел на Херувимов и полетел.» (Пс. 17:11.) Пророк Иезекииль говорит о Херувимах как об удивительных живых существах, с трудом поддающихся словесному описанию: «из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, «полными глаз», и в этих таинственных колесах был «дух животных», так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол.» (Иез. 1, 4-28.)
Всё, что вам нужно знать про ветхозаветных ангелов
Анна Деревняк Анна Деревняк
Бездна Плакаты
08.02.2021
Что-то древнее, безмолвное, находящееся сразу в десятке измерений и предвидящее все твои шаги наперёд.
Нечто, похожее на создателя и одновременно на разрушителя. Нечто, что может причинить тебе вред, но даже не пытается этого сделать.
О чём идёт речь? Сначала может показаться, что мы описываем одного из монстров Говарда Лавкрафта, но на самом же деле — это «ветхозаветных ангелов», которых вы могли видеть на многочисленных мемах.
Честно скажем, что тема библейских бесформенных существ с миллионом глаз захватила нас настолько, что мы начали видеть их везде: в зарисовках античной эпохи, в фотографиях НЛО и даже в теориях палеоконтакта.
Нам показалось правильным, чтобы LC наконец-то пролило свет на тему ветхозаветных ангелов и поэтому сегодня мы публикуем этот текст, который для нас написала Аня Деревняк, лучше всех нас разбирающаяся в библейских вопросах.
Согласно библейскому представлению все бытие состоит из двух сфер: неба и земли. Земля представляет собой область видимого бытия, где обитает все живое. Над нею же высится свод небесный, обиталище Творца. Небо представляет собой не тот космос, который мы способны наблюдать, а мир незримый, противоположный миру видимому, то есть земле. Творца в небесах окружают ближайшие к нему существа, орудия выполнения Его воли в мире. Ангельские чины. Об ангелах, или же, согласно переводу с греческого, посланниках Божественной воли будет наше повествование.
Точного ответа на вопрос о появлении ангельских чинов нет, так как в Ветхом завете нет прямого указания на это. Существует несколько точек зрения относительно момента сотворения ангелов. Блаженный Августин утверждал, что создание ангелов приходится на первый день творения, то есть совпадает с моментом сотворения света. В его трактовке ангелы представляют собой «умный свет Божественного». Великие отцы Церкви, такие как Св. Василий Великий, Иоанн Богослов, Амвросий Медиоланский и Григорий Богослов, полагали, что ангельские чины существовали до сотворения мира – эта версия так или иначе согласуется с первой книгой Бытия.
В Библии присутствуют описания отдельных ангелов и ангельских чинов, но отсутствует их иерархическая структура. Одну из первых классификаций ангельских чинов можно найти в Третьей книге Еноха, которая не относится к священным текстам, а является апокрифом. Однако данный текст не был широко известен – куда большее распространение получил труд Псевдо-Дионисия Ареопагита «О Небесной иерархии», в котором автор создал классификацию с довольно подробным описанием предназначений и образов ангельских чинов. Этот труд значительно повлиял на развитие схоластики и богословия Восточной Православной церкви. Автор изначально оговаривает, что изображения ангелов не могут быть достоверны, так как человеку не дано увидеть существо небесного мира и постигнуть его суть: «Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили к тому, что ими означается, – к простому и не имеющему никакого чувственного образа.» (О Небесной иерархии. Гл. 1.) Забегая вперед, следует также упомянуть, что согласно Псевдо-Дионисию даже не все небесные существа способны лицезреть друг друга – это объясняется иерархией ангельских чинов и их приближенностью к Богу.
Из этого можно сделать вывод, что ангел не может открыть свою истинную форму человеку, чье существо, чувства и органы восприятия принадлежат только миру земному, в котором нет средств познать ангельскую сущность. Ангелы принадлежат другому измерению, даже когда являются людям в той или иной форме. Тем не менее, ангелы открывают свое естество людям одним из двух способов: первый – через видение пророка, провидца или святого – то есть через опыт человека, принадлежащего высшему уровню; другой – через изолированное откровение обычного человека, внезапно получившего привилегию получать благодать верховных сфер.
Local Crew ждёт тебя
Разветвлённая структура чатов, ежемесячные встречи, мерчендайз, оригинальный контент и твои новые друзья.
Когда такой человек или пророк каким-то образом переживает реальность ангела, его восприятие, ограниченное человеческими чувствами, остается привязанным к материальным структурам, и его язык неизбежно стремится к выражению реальных или воображаемых физических форм. Поэтому, когда пророк пытается описать или объяснить другим свой опыт встречи с ангелом, это описание граничит с жутким и фантастическим. Такие термины, как «крылатое создание небес» или «глаза верховной колесницы», могут быть только бледным и едва приближенным к сущности представлением того, что было явлено. Искажение восприятия неизбежно, так как этот опыт принадлежит другому царству с иной системой образов. Описание обязательно будет антропоморфным, и для его изложения человеку придется пользоваться несовершенными инструментами, которые априори неспособны передать природу небесных созданий.
Теперь перейдем к описанию иерархии небесных существ. Согласно Псевдо-Дионисию существует девять ангельских чинов, которые разделяются на тройственные степени: «Находящиеся в первой степени всегда предстоят Богу (Ис. VI, 2, 3. Иезек. I.), теснее и без посредства прочих с Ним соединены: ибо святейшие Престолы, многоочитые и многокрылатые чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Священного Писания, находятся в большей и непосредственнейшей пред другими близости к Богу. Вторая степень содержит в себе Власти, Господства и Силы; третья и последняя в небесной Иерархии содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал.» (О Небесной иерархии. Гл. 4.)
ангельских чинов.
Начнем с описания и характеристики чинов первой триады. Первыми и наиболее близкими к Творцу являются Херувимы. Одно из первых упоминаний о Херувимах в Библии приходится на Книгу Бытия, а именно – на момент изгнания Адама и Евы из рая: «И пристави Херувима, и пламенное оружие, обращаемое хранити путь древа жизни. Нет сомнения, по устроению небесных Властей и в видимом раю была некоторая огненная стража при посредстве ангельского служения» (Быт. 3:24.). В псалмах Давида Херувимы упоминаются как средство передвижения: «Воссел на Херувимов и полетел.» (Пс. 17:11.) Пророк Иезекииль говорит о Херувимах как об удивительных живых существах, с трудом поддающихся словесному описанию: «из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, «полными глаз», и в этих таинственных колесах был «дух животных», так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол.» (Иез. 1, 4-28.)
Монастырь Дионисиат, XVI в. Афон. Греция.
Следующими в триаде первых чинов являются серафимы. В Библии они упоминаются лишь однажды в описании видения пророка Исаии, где были представлены как шестикрылые существа, окружавшие Божественный престол: «…у каждого из них по шесть крыльев: двумя они закрывают свои лица, двумя — ноги, двумя летают. Серафимы окружают престол Господа и, не умолкая, поют песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его.» (Ис. 6:2.)
Помимо Херувимов и Серафимов к первой триаде принадлежат также Престолы. Изначально данный ангельский чин представлял собой часть атрибутики Херувимов, подтверждение чему можно встретить в описании видения пророка Исаии: «все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и колеса кругом были полны очей.» (Иез. 10, 12.) О некоторой несамостоятельности данного чина свидетельствуют существующие вариации их наречения: Троны и Офанимы (офаним переводится с еврейского как «колесо»).
Изображаются Престолы в виде переплетенных огненных колец с крыльями и глазами, и, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, служат Творцу подножием для осуществления верховного правосудия. Поэтому они живут там, где материальные вещи начинают обретать форму. В христианстве тронный ангел помогает низшим ангелам получить доступ к Богу. Следовательно, они являются своего рода посланниками между Богом и ангелами, живущими в нижних сферах, а также восстанавливают и поддерживают божественную справедливость в высшей сфере. Но их самая главная миссия – внушать веру.
Первое упоминание Престолов относят к книге пророка Иезекииля, в первой главе которой описывается явление тетраморфного Херувима в их окружении: « И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь.
И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.
Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.
И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.
И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.
Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их, и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз.
И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.
Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. 23 А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их.» (Иез. 1:4-23.) Именно это видение стало основой представления о ветхозаветных ангелах как о существах, не имеющих ничего общего со стереотипным и обывательским образом ангела.
Свидетельство о публикации №124101304110