Да здравствует Марафон Марины Цветаевой!
Конкурсы бывают разными. Лично я участвовала в них от случая к случаю до самого рокового года изоляции, когда никуда идти не надо, а как-то творить и жить приходится.
Вот тут окунулась в них основательно. И у меня есть теперь представление о том, что это такое.
Не будем говорить о тех конкурсах, где сдаешь деньги и получаешь медаль Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, и носишься с ней, как с писанной торбой, свою значимость повышая, обманывая себя и других. Не была там и никогда не буду в этой жизни точно.
Я о продуктивных и полезных конкурсах все-таки.
Самый простой и незамысловатый конкурс, когда отправил один-два старый или новых текста, которые считаешь удачными и жди результатов, прошел не прошел в лонг- шорт лист, твое это или чужое.
Это тоже важно, конечно, но ничего особенного. Где-то с тем же текстом ты в финале, а где-то в лонг не попал. Это я для тех, кто сильно переживает, решает заканчивать с творчеством и считает себя либо гением, либо бездарностью, не расстраивайтесь, ничего страшного не случилось в любом случае.
Второй вариант конкурсов – там, где надо писать текст именно для конкурса, это уже лучше, потому что у тебя останется сам текст, и не факт, что плохой, он может быть и очень хорош, и обязательно где-то еще выплывет.
Писала для одного конкурса рассказал по легенде о Шарвили – кавказском герое, конкурс канул в Лету, но вот чудо – эта самая легенда стала таким украшением для романа-воспоминаний о моем деде «Битва за Кавказ», что если ее оттуда убрать, то уже и роман не тот, и сюжет разваливается. Так что порой мы просто не ведаем, как и где Слово наше отзовется. И приятно, если тебя там отметили, на конкурсе, если нет – никакой беды не случилось, уж поверьте, мы просто не знаем, зачем это было нужно, но точно хуже не станет от того, что мы участвовали.
И наконец, я подхожу к самому главному - удивительным конкурсам, которые влияют и напрямую на наше творчество и потом еще отзовутся, в том сомнения нет.
Марафон к юбилею Марины Цветаевой на глаза попался случайно, я даже не сразу вникла, решила, что вот если бы там была Анна Ахматова, тогда это точно мое. А потом за Цветаеву стало обидно. Вспомнила как в детстве все с Цветаевой и начиналось для меня, вернее, ею была очарована моя лучшая подруга, ну а я всегда была с «музой плача», а еще больше с Николаем Гумилевым, изучала их «битву глухую и упорную».
И тогда я подумала о том, что для ее стихов и моего иного отношения к ней «настал свой черед». Он и на самом деле настал. Марафон – это конечно, не один день и не один текст, но тут я решила, что у меня достаточно стихотворений о Цветаевой, есть две книги « Шарм серебряного века» и «Тень Прекрасной дамы» и если новые тексты ну не пойдут, то старые помогут.
Но организаторы марафона – честь им и хвала, устроили все так классно, что старые тексты помочь могут мало, да вообще никак. Задания настолько продуманы, конкретны и удивительны, что я даже и не открывала те самые книги.
И что в итоге? Уже появилось четыре новых стихотворения – «Колыбельная», «Песенка Крысолова», «Марина в Париже», и « Пражский рыцарь», а это только середина пути, то ли еще будет. Я настолько погрузилась в жизнь и судьбу Цветаевой, что она перестала быть чужой и далекой. Отношение изменилось полностью.
Разочарованы могут быть те, для кого победа все, а поражение смерти подобно, но ведь у каждого из нас останется самое главное – победа над собой, тот октябрь с Цветовой, который не забыть, цикл стихотворений, уж точно не самых плохих потому что мы знали, что их будет читать большое количество людей, и были более ответственны за то, что пишется. Тесный круг единомышленников. Это не игры на выбывание и выбивание, которые не люблю страшно вне зависимости от того, остался ты или вылетел из соревнования, потому что и терять знакомых неприятно, и самому оказаться за бортом тоже, но главное, это совсем не продуктивно.
Испытывать удовольствие могут только некоторые члены жюри, для кого нравится ощущать власть над другими и вызывать их на эмоции, а самим сидеть на берегу и следить за тем, как проплывают мимо побежденные, если вспомнить китайскую мудрость. И потом, что такое один победитель – ну это такая условность, что опять же неловко себя чувствуешь, даже победив.
И еще одно, - написание стихотворения – это все-таки кросс, по сравнению с прозой, а чтобы продержаться в теме подольше, только марафоны и нужны, в одном тексте, хорошем или неудачном мы вряд ли можем выразиться и как-то себя показать, совсем другое дело дюжина текстов – это уже какая-то характеристика точно появится.
И более того, думаю, что Марина Ивановна Цветаева, пребывая с нами, рада как никогда, что как говаривал О. Мандельштам ее слово, ее творчество и жизнь «минуя внуков , уходит к правнукам» и сбывается пророчество о том, что ее стихам « настал свой черед», как же долго этого пришлось ждать.
Думаю, такого марафона достойны все поэты многострадального серебряного века, которые в пору моего студенчества были нам возвращены, даже термин появился « возвращенная литература», а теперь продолжают жить в наших строчках.
Организаторы, возможно, и сами не догадывались, какое великое дело они затеяли, но не сомневаюсь, что мое мнение разделяют многие. И можно сказать, что наконец Марине Ивановне очень с нами повезло, а нам с теми, кто сотворил этот творческий прорыв в прошлое и грядущее.
Сегодня вообще у литературы не самые худшие времена, главное, чтобы завтра было еще лучше.
Заранее спасибо всем, кто причастен к этому празднику Поэзии.
Свидетельство о публикации №124101201166
Ника Норд 12.10.2024 11:39 Заявить о нарушении
Это Вам огромная благодарность за такой труд
Любовь
Любовь Сушко 12.10.2024 14:11 Заявить о нарушении