Бабка Еха
Когда-то давным-давно в глухих лесах на Сухоне располагалась Голубинская пустынь, где жили монахи, а по соседству в деревнях - крестьяне. Крестьяне и монахи занимались разными промыслами. И рожь растили и лён. И дичь добывали и рыбу. И грибы собирали и ягоды. И в Бога верили и в чёрта.
В деревне Ихалица – на живописном высоком берегу реки стояла большая деревянная церковь. Летом служба проходила в летнем большом помещении с иконостасом, а зимой – в зимнем малом помещении).
В деревне Выставка, что за рекой Сухоной, где впадает река Ихалица – была водяная мельница, куда со всей округи свозили зерно молоть. И она без устали работала почти до ледостава.
А на Уваровице – жили рыбаки. Стерлядь ловили, стерлядь солили, Стерлядь варили.
Ходили слухи, что ниже по течению в лесах живут разбойники, что они нападают на людей, грабят и убивают, а потом бесследно исчезают в дремучих лесах. Хотя на деревни Голубинской пустыни разбойники не нападали, но по ночам крестьяне боялись выходить на улицу, а днями работать в одиночку в поле. Разбойники общались между собой на своем языке: свистом или криками хищных птиц. Прокричит порой сова в лесу, а крестьяне думают, что разбойники идут, и закрывают дворы на все запоры и засовы.
Всё, что выходило за рамки человеческого понимания, крестьяне воспринимали, как колдовство, как нечистую силу, или приписывали явлению - деяние рук разбойников. Но не меньше попов и разбойников, крестьяне побаивались Бабки Ехи. Её старенький дом стоял на отшибе от деревни. А в кладовке и на чердаке висели пучки разных трав, может, лечебных, а может, отравы. Сколько ей лет никто не знал, да ещё и забыли: может сто, а может - двести. Все считали её колдуньей. Она знала обо всех и всё: кто с кем спит,
и кто что ест. И постоянно всем и всё советовала.
Потеряется у крестьянина корова, к ней идут.
А она:
- На Стрелице ищите, жива корова, выйти из Чёртого круга не может.
И находилась корова. А то и порчу наведет на мужика, если из семьи бегает к молодухе, или медовуху пьёт безбожно. Захворает мужик, и своей-то жены уже не надо, и от медовухи нос воротит. И как-то в Святочные гадания мужики напугали её, да так, что она и говорить-то перестала. И только к лету могла уже произносить не фразы, а лишь слово, или только конец его. А вскоре она
куда-то пропала. Поговаривали, что ушла в лес умирать, ведь на церковном кладбище колдунов не хоронили.
А ребята, бывало, в хорошую безветренную погоду, выйдут на берег реки Сухоны,
и кричат:
- Бабка Еха, ты где?
И она им в ответ: - Вез-де-е!
А они: - А взойдет ли сегодня звезда?
Отвечает Бабка Еха: - Да-а!
- Ты открой нам луны секрет?
Отвечает Бабка Еха: - Н-еет!
И общаются ребята вечерами с ней.
А как-то у конюха пропали в конюшне хомуты, а может он их домой отнес и забыл об этом, спросил у Бабки Ехи:
- Скажи, кто украл из конюшни хомуты:
А Бака Еха в ответ ему: - Ты-ы!
И почти каждому она отвечала. Но не всем нравились ее ответы.
В августе, когда убрали хлеб, и было тепло, и служба ещё проходила в летнем помещении храма, монах зашел в зимнее, чтобы готовить его к службе, и услышал странные звуки, будто кто-то на куполе церкви пилит деревянный крест.
Пал на колени и начал молится.
И даже истово.
Через некоторое время звуки прекратились.
И так повторялось много раз.
Потом монахи даже поднимались на купол церкви, но следов пиления не обнаруживали.
И поговаривали крестьяне, то ли это потому происходит, что они грешны, то ли это проделки Бабки Ехи.
Пошли осенние дожди и эти звуки прекратились.
А в сентябре, в период бабьего лета, когда стояла ясная и безветренная погода, женщины, что шли с вечерами на реку за водой, услышали какие-то странные звуки, хлюпанье воды и не совсем ясный разговор, и обрывки громких фраз, хотя по близости никого не было. Напугались они и, визжа, бросились домой, и кто-то визжал им в след.
Разбойники ли были это?
Потом, крестьяне стали понимать, что это Еха с ними заигрывает, шутит.
Вечером, порой кто-нибудь выйдет на крыльцо, кашлянет, и Еха отвечает тому.
Колют крестьяне зимой в ясную морозную погоду дрова у дома, и Еха тоже в лесу
дрова колет, видимо, печку топить собирается.
Замычит ли корова у дома, протрубит ли охотничий рог в лугу, прогремит ли гром за рекой, прокричит ли гармошка на гулянье, на все звуки отвечает Еха.
Даже звон колоколов передразнивает...
Когда я был маленький, увязался как-то раз за бабушкой, которая шла
на реку полоскать половики, со мной был верный дружок «Гром».
Пес громко лаял, заливался лаем. За рекой откликался ему другой чей-то пёс.
Я спросил у бабушки:
- Ба-а, а почему хозяева не перевезут из-за Сухоны свою собаку домой? Она, наверное, голодная, есть хочет, потому и лает.
Бабушка ответила:
- Нет никакой собаки за рекой, это Бабка Еха с Громом разговаривает.
И дома поведала мне эту историю.
И Бабка Еха и сейчас живет по соседству с нами.
Свидетельство о публикации №124101105193
Понравился сказ Ваш, Александр. Да, в деревнях всегда нечисти боялись и того, что человек объяснить не может. Из язычества много чего нам осталось и в сказках и в были прижилось.
Помните в девяностые колдуны да ведьмы процветали с "большого экрана". Вот и теперь по новой.
Доброго времени Вам в осени.
С уважением,
Лена Славянска 13.10.2024 17:03 Заявить о нарушении
Согласен, в тяжёлые для страны времена, всегда появляется много колдунов, ведунов, предсказателей. Сам был удивлен недавно появлением Кашпировского.
А сейчас война. Некоторые предсказания Жириновского сбываются.
Но лучше всех знает судьбу страны Бог. А он молчит.
С уважением
Александр Соколов 14 13.10.2024 18:35 Заявить о нарушении