150-летие со Дня рождения Н. К. Рериха

150 ЛЕТ...... 150.......150.....150.....150!!!

9 октября
День рождения Н.К. Рериха (1874-1947), русского художника (автора более 7000 картин), духовного подвижника, философа-гуманиста, ученого-археолога и этнографа, историка культуры, общественного деятеля, инициатора Пакта Рериха в защиту Культурных ценностей, путешественника, педагога.


1874, 27 сентября (9 октября) – родился в С.-Петербурге в семье нотариуса К.Ф. Рериха. Мать – М.В. Рерих (урожд. Калашникова).

1883–93 – учится в частной гимназии К.И. Мая.
1893–97 – учится в Императорской Академии Художеств.

1897 – присвоено звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род», которая с дипломной выставки была приобретена П.М. Третьяковым.

1893–98 – учится в С.-Петербургском университете на юридическом факультете, посещает лекции историко-филологического факультета.

1897 – избран членом-сотрудником Императорского Русского археологического общества.

1898–99 – читает лекции в Императорском Петербургском археологическом институте на тему «Художественная техника в применении к археологии». Работает над созданием цикла картин «Начало Руси. Славяне».

1899 – избран помощником директора Художественно-промышленного музея ИОПХ.

1900–01 – совершенствует художественное образование в студии Ф.Кормона (Франция). Избран на должность секретаря ИОПХ.

1901, 28 октября (10 ноября) – в церкви Св. Екатерины ИАХ венчается с Е.И.Шапошниковой.

1902, 3 (16) августа – родился сын Юрий.

1903 – состоялась персональная выставка (около 200 картин и этюдов) в С.-Петербурге. Совершает большое путешествие по древним городам: Великий Новгород, Владимир, Ростов Великий, Москва, Ковно, Рига, Изборск, Печоры (более 200 населенных пунктов). Создает серию архитектурных этюдов, которые были выставлены в ИОПХ.

1903 – участвует во Всемирной выставке в Сент-Луисе (США), отмечен серебряной медалью за серию архитектурных этюдов. Осуществляет поездки в древние города (Тверь, Углич, Калязин, Валдай, Звенигород и др.).

1904, 10 (23) октября – родился сын Святослав.

1905–06 – персональная выставка в Праге, Вене, Берлине, Дюссельдорфе, Венеции, Милане (отмечен почетным дипломом) и других европейских городах.

1903 – избран действительным членом ИРАО.

1904 – избран директором Рисовальной школы ИОПХ. Путешествует по Италии и Швейцарии, одновременно знакомясь с опытом организации учебного процесса в европейских странах. В Париже избран членом Осеннего салона, в Реймсе – членом Национальной академии.

1908 – участвует в выставках в Вене, Париже, Венеции. Избран в члены правления Общества архитекторов-художников в С.-Петербурге.

1908–09 – работает над эскизами декораций и костюмов к операм «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Псковитянка» и «Князь Игорь» А.П.Бородина в антрепризе Русские сезоны С.П.Дягилева.

1909–14 – работает над созданием внутренней росписи храма Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкино под Смоленском. Принимает участие в работе талашкинских мастерских (эскизы для деревянной мебели, утвари, майоликовых фризов и др.).

1910 – участвует в выставках: Союза русских художников, «Мира искусства», международных выставках в Брюсселе, Мюнхене, Париже, Лондоне. Избран председателем возобновленного объединения «Мир искусства» и почетным членом ИМАИ.

1910–12 – пишет либретто, эскизы костюмов и декораций для балета И.Ф.Стравинского «Весна священная» для антрепризы С.П.Дягилева; создает эскизы декораций и костюмов к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт» для МХТ, к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» для частной оперы С.И.Зимина. Участвует в организации Всероссийского съезда художников как учредитель и член комитета.

1914 – в издательстве И.Д.Сытина выходит в свет 1-й том Собрания сочинений Н.К.Рериха. Участвует в выставке объединения «Мир искусства» в Риме; в Балтийской выставке в Мальмё (Швеция), благотворительных выставках и аукционах в пользу раненых на фронтах Первой мировой войны. Выступает с протестом против разрушения немцами собора в Реймсе (Франция), старейшей в Европе библиотеки в Лувене (Бельгия) и др.

1915 – организует Музей русского искусства при Рисовальной школе ИОПХ.

1916 – к 25-летию творческой деятельности выходит в свет юбилейное издание «Рерих» со статьями Ю.К.Балтрушайтиса, А.Н.Бенуа, А.М.Ремизова, А.И.Гидони и С.П.Яремича, а также сказками и притчами Н.К.Рериха.

1917 – участвует в совещании художников и деятелей искусств в Петрограде, посвященном охране исторических и культурных памятников в связи с революционными событиями. В связи с тяжелым легочным заболеванием вынужден выехать с семьей в г. Сердоболь (Сортавала). Разрабатывает проект реорганизации Рисовальной школы ИОПХ в Свободную академию творчества.

1918 – в связи с закрытием границы между Россией и Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от родины.

1918–19 – персональные выставки в Стокгольме, Копенгагене и Хельсинки. Переезд в Лондон для участия в антрепризе С.П.Дягилева.

1920 – персональные выставки в Англии. Знакомство с Р.Тагором. Прибывает в США с целью проведения выставочного турне.

1920, 24 марта – Встреча с Учителями. Начало создания учения Живой Этики.

1920–22 – персональные выставки в 29 американских городах (Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Буффало, Филадельфия, Сан-Франциско и др.). Читает лекции о русской культуре и искусстве.

1921 – в Берлине в издательстве «Слово» выходит в свет сборник стихотворений Н.К.Рериха «Цветы Мории», средства от которого по желанию автора направляются в пользу голодающих в России.

1922, сентябрь – основывает Международный центр искусства «Corona Mundi» («Венец Мира») в Нью-Йорке. Создание серии картин «Sancta».

17 ноября – отплытие с семьей из Марселя на пароходе «Македония» в Индию.

17 ноября – открытие в Нью-Йорке Музея Рериха (Roerich Museum), в который художник передает свыше 300 своих картин.

1924 – научные экспедиции по Сиккиму и Бутану. Выход в свет сборников «Пути Благословения» (Нью-Йорк–Париж–Рига–Харбин) и «Adamant» (Нью-Йорк).

1924, октябрь–декабрь – прибывает в Нью-Йорк с целью получения разрешения на ведение экспедиции под американским флагом для ее безопасности, оформляет экспедиционные документы. Передает Музею Рериха картины, созданные в Индии: серию «Его Страна» и ряд картин из серии «Знамена Востока».

1925–28 – вместе с Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерихом проводит ЦентральноАзиатскую экспедицию.

1926 – в Нью-Йорке издана монография «Roerich. Himalaya». Организуется Общество друзей Музея Рериха. Прибывает в Москву для встреч с правительством страны, передает им Письмо Учителей Востока, ларец со священной гималайской землей, рукопись книги «Община». Приносит в дар Советской России картины серии «Майтрейя», созданные на маршруте экспедиции.

1928, 24 июля – основание Рерихами Гималайского института научных исследований «Урусвати» в Индии. Останавливается с семьей на жительство в Наггаре, долине Кулу (Индия).

1929 – выход в свет книги «Сердце Азии» (Нью-Йорк). Разрабатывает проект договора (Пакт Рериха) об охране культурных ценностей (публикация в американской и европейской прессе в 1930 г.).

1929–30 – создание Постоянного Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира в Нью-Йорке. Поездка в США и Европу для участия в открытии нового высотного здания Музея Рериха в Нью-Йорке, установления деловых контактов с научными обществами для развития деятельности института «Урусвати».

1932 – 2-я Международная конференция Пакта Рериха (7-9 августа, Брюгге). В ходе работы конференции экспонируется более 100 картин, созданных Рерихом для этой цели. Вышла в свет книга «Твердыня Пламенная» (Нью-Йорк).

1933 – 3-я Международная конференция Пакта Рериха в США (1718 ноября, Вашингтон).

1934 – вместе с Ю.Н. Рерихом прибывает в Нью-Йорк, оформляет документы для проведения экспедиции в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию по запросу Департамента земледелия США институту «Урусвати».

1934–35 – проводит Маньчжурскую экспедицию, в ходе которой исследует более 2000 видов засухоустойчивой растительности, способной предотвратить опустынивание планеты. Пишет на маршруте серию очерков «Листы дневника». Издание книги «Священный Дозор» в Харбине.

1935, 15 апреля – подписание Пакта Рериха в Вашингтоне 21 страной американского континента.

1936 – издание книг «Врата в Будущее» и «Нерушимое» (Рига).

1942 – инициирует создание Американо-Русской культурной ассоциации (АРКА) для установления взаимопонимания двух стран – союзниц во Второй мировой войне. Знакомство с Дж.Неру. Выдвигает идею создания Индо-Русской культурной ассоциации для налаживания культурного сотрудничества двух стран.

1946 – выставки произведений Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в городах Траванкор и Барода. Сборы на Родину. Выход в свет книги «Himavat» (Аллахабад). Выход в свет книги «Himalayas – Abode of Light» (Бомбей).

1947, 13 декабря – скончался в Наггаре, Кулу (Индия).

(Источник: Справочник по наследию Рерихов. Т. 2, ч. 1: Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерих, С.Н.Рерих. Биобиблиографический указатель. – М.: МЦР, 2016. С 22 – 26.)
СЫН(Святослав Рерих) ОБ ОТЦЕ(Николае Константиновиче Рерихе)

"Как описать жизнь моего отца, как охарактеризовать её и как воздать ей должное? Когда я думаю о своем отце, я вспоминаю своё длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его замечательными достижениями, его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность.
Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять все сделанное им.
Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру.
Весь мир был полем его деятельности. Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего. Его прекрасная картина «Приказ учителя» — это глубокий символ его огромных достижении и необыкновенной жизни. Он во всем стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни — это великолепное воплощение необыкновенной, возвышенной мысли.
Вторая половина его жизни была тесно связана с Индией, и его заслуженно называли мастером гор.
Мой отец и моя мать были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования.
Мы знаем много примеров, когда художники достигали величия, но очень мало можно найти примеров, когда великий художник оказывался ещё более великим как человек.
Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения, великим источником счастья.
Хотя сейчас мы празднуем первое столетие со дня рождения моего отца, я чувствую, что с истечением времени каждые сто лет народы будут отмечать этот юбилей ещё более тонко, с пониманием и глубочайшей признательностью. Сейчас мы возжигаем лишь первый огонёк той дани, которую отдаём великой жизни. Но за ним в отдаленном будущем разгорится яркое пламя благодарности и признания.
Платон говорил, что от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни — к абсолютной красоте. Это то, к чему стремился Николай Константинович. Его знания были настолько широкими, что трудно найти те уголки, куда не проникал его пытливый ум. Он был тем возвышенным человеком, которого описывал Конфуций, говоря о более совершенном человеке…
Я хотел бы осветить некоторые интересные и знаменательные периоды жизни Николая Константиновича, сравнительно мало известные.
Это прежде всего период с 1916 по 1923 год, то есть период, когда Николай Константинович оказался за границей и так или иначе оторвался от России.
В 1916 году Николай Константинович заболел воспалением легких. Болезнь затянулась, и доктора, которые его лечили, после долгих консультаций решили, что Николаю Константиновичу нужно уехать из Петербурга и поехать туда, где более сухой, более здоровый климат. После совещания было решено, что подходящим будет климат Сердоболя (Сортовалы) на севере Ладожского озера.
Мы вошли в контакт с ректором университета Сердоболя профессором Реландером, который очень любезно предоставил Николаю Константиновичу свое имение «Юхенлахти» около Сердоболя. Мы приехали туда только на время, чтобы переменить климат и дать возможность Николаю Константиновичу поправить свое здоровье. Климат там действительно был очень здоровый, сухой, и на чистом воздухе здоровье Николая Константиновича стало быстро поправляться. Ладога дала ему много новых устремлений, идей. Там он начал писать этюды ладожских шхер, Валаам.
… В Карелии Николай Константинович написал много замечательных картин, которые не только отражают его мысли о Карелии, но явились как бы прогнозом будущей творческой работы…
В это время события первой мировой войны отрезали нашу семью от Петербурга, от России. Германский фронт проходил через Выборг, и германское командование хотело захватить всю эту территорию для десантов и операций против Петербурга. Мы оказались отрезаны от России.
Жизнь в Сердоболе значительно осложнилась. Стало трудно получать припасы. Николай Константинович должен был принять какое-то решение, чтобы выйти из создавшегося положения. Всегда полный энергии, он немедленно решил, что лучше всего будет поехать в скандинавские страны.
В 1914 году в Мальме состоялась большая выставка русского искусства, и там осталось много картин Николая Константиновича. На этой основе организовали выставку в Швеции, в Дании и попутно в Гельсин-форсе. Так из Финляндии мы переехали в Швецию и затем дальше — в Норвегию, где прожили в общем недолго. Выставки картин Николая Константиновича прошли с большим успехом, многие картины были приобретены музеями и частными коллекционерами, и наиболее насущные вопросы разрешились.
Следующий этап — Англия. Дягилев очень хотел, чтобы Николай Константинович приехал в Лондон; в театре Ковент-Гарден Дягилев как бы начал новый русский сезон. Мы поехали в Англию. Николай Константинович организовал там свою выставку, которая прошла с очень большим успехом, и ему заказали целую серию декораций и костюмов к постановке русской оперы. Так начался новый период деятельности Николая Константиновича. Он всегда и во всем работал «на русской ниве». В данном случае это были русские онеры «Снегурочка», «Князь Игорь», «Царь Салтан» и другие постановки. Они шли с большим успехом.
Жизнь Николая Константиновича как художника, как общественного деятеля, как большого деятеля культуры, конечно, нашла в Лондоне новое претворение. К нему тянулись очень многие люди разных течений, и опять била вокруг него обильная художественная жизнь.
Пробыли мы в Лондоне приблизительно год, не больше. Одним из главных устремлений в мыслях, в творчестве Николая Константиновича была Индия. Он мечтал о том, что когда-нибудь сможет осуществить свою мечту — посетить Индию, познакомиться с ее культурой и искусством.
В Лондоне произошла встреча Николая Константиновича с Рабиндранатом Тагором, который получил международную премию и путешествовал по Европе и Америке. Именно Тагор дал первую оценку произведений Николая Константиновича для Индии. Тагор был великим поэтом, и не только великим поэтом: он был замечательно богатой личностью, человеком большой культуры, и, конечно, его внутренняя духовная жизнь наша самый живой отклик у Николая Константиновича. Тагор горячо убеждал Николая Константиновича посетить Индию, и хотя Николай Константинович тоже об этом мечтал, в то время это было трудно осуществить. Поэтому Николай Константинович принял приглашение доктора Харше, директора Чикагского университета, приехать в Америку для показа своих произведений. И вот в 1920 году мы добрались до Америки. Там у Николая Константиновича началась очень кипучая и плодотворная творческая деятельность.
Одной из первых сотрудниц Николая Константиновича в Америке стала Зинаида Григорьевна Фосдик, теперь заместитель директора Музея имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке. Всю свою жизнь она была верным стражем его начинаний, внимательно следила за их продвижением, за его творчеством и действенно во многом помогала Николаю Константиновичу.
Николай Константинович создал в Америке целый ряд учреждений культуры. Зинаида Григорьевна занимала видное место во всей этой работе. Она заведовала Институтом объединенных искусств, который основал Николай Константинович в Нью-Йорке. Она была вице-президентом других учреждений. В итоге она сотрудничает с нами с 1920 года по сей день. Это доказывает ее преданность идеалам Николая Константиновича Рериха. И за это я ей очень и очень благодарен.
Николай Константинович основал эти учреждения культуры на новых началах. Он хотел воплотить свои идеалы, чтобы искусство вошло в жизнь, вошло широко, было доступно народу. Он хотел, чтобы осознанная красота стала бы ведущим началом в жизни. Он верил, что мы должны всячески украшать нашу жизнь, стремился вводить искусство в повседневный быт, чтобы все питалось им и отражало бы красоту и гармонию.
Он говорил и писал, что если мы украсим, обогатим нашу жизнь, введём искусство в больницы, тюрьмы, то у нас не будет тюрем, а больницы станут прекрасными домами исцеления. Он хотел, чтобы именно искусство было ведущим началом в жизни.
Поэтому наши учреждения организовывали в США выставки — в школах, госпиталях, всюду, где только можно было продвинуть идею искусства и красоты. Впоследствии из культурных учреждений, возникших по идее Николая Константиновича, был основан музей его имени.
Жизнь Николая Константиновича была очень богата контактами. Я знаю, например, что он чтил художника Рокуэлла Кента, но также почитал и Сарджента из-за его замечательной техники. Сарджент часто бывал на выставках Николая Константиновича. У нас бывали многие молодые художники, которых Николай Константинович так любил.
В Лондоне главным для него был контакт с Рабиндранатом Тагором с семьей Тагора. С Тагором мы также встречались и в Америке.
Частым гостем в наших учреждениях был Альберт Эйнштейн. Он был членом комитета «Пакта Рериха», почетным советником по науке. Николай Константинович с большим уважением относился к Эйнштейну, потому что Эйнштейн был не только большим математиком, но и очень большим человеком.
Кроме того, в Америке мы поддерживали контакты с Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Он тогда писал оперу «Любовь к трем апельсинам». Я очень живо помню встречи с Прокофьевым, он к нам приходил довольно часто, играл на рояле, показывал свои последние этюды. Моя матушка очень любила его «Бабушкины сказки» и другие произведения. Поддерживали мы контакты с Рахманиновым, который был прекрасным человеком. Он был не только замечательным пианистом, может быть одним из наиболее блестящих пианистов мира. Он был разносторонним музыкантом, обладал огромной внутренней музыкальностью.
В 1920-е годы культурная жизнь Америки широко развивалась, после войны возникало много интересных начинаний, и, конечно зов Николая Константиновича к более прекрасной жизни находил большой отклик.
Замечательный период деятельности Николая Константиновича начался с 1923 года, когда он осуществил свою мечту поехать в Индию. На этот период приходятся путешествия не только по Индии, но и в Центральную Азию, в Тибет, на Алтай. Затем следуют возвращение в Индию основание института гималайских научных исследований «Урусвати», последующая жизнь и работа на Востоке.
Яркой нитью в деятельности Николая Константиновича прошла его борьба за охрану памятников культуры. Эта его деятельность как бы раскинулась по всему миру и вошла в жизнь Индии и всей Азии.
… Основная идея Пакта зародилась у Николая Константиновича очень давно, во время его путешествий, поездок, когда он наблюдал замечательные памятники древности, которые так или иначе были подвержены разрушению, страдали от распрей и войн. У него постепенно формулировались идеи — необходимо защитить то самое главное, самое прекрасное в жизни, что принадлежит всем, общее достояние всего человечества — искусство, памятники древности — все, что дала нам наша культура. Николай Константинович работал над этими идеями с самого начала этого столетия. Так началась «Одиссея» Пакта.
Знак Пакта, этого орудия мира, как бы отвечает Красному Кресту культуры. Он представляет из себя три сферы, которые заключены в круг, то есть прошлое, настоящее и будущее, которое держится бесконечностью и вечностью. Николай Константинович думал этим знаком оградить то, что является достоянием всего человечества.
Николай Константинович прекрасно понимал, что никакие пакты и договоры не могут остановить человечество, если оно хочет разрушений. Но он думал, что Пакт может оградить людей воспитанием, то есть дать людям понятие, что есть нечто такое, что является их общим, священным достоянием. И в этом была главная задача этого Пакта, который был принят уже после второй мировой войны, в 1954 году, и стал общим достоянием народов…
По результатам свершенного в эти годы можно судить о том, сколько сделано Николаем Константиновичем. Однако его огромная общественная деятельность не посягала на время, которое он уделял искусству. И по какой бы стране он ни путешествовал, в каких бы условиях ни находился, он всегда писал картины. И не только картины, но и свои книги и свои дневники. Конечно, это было возможно только благодаря строгой самодисциплине. Николай Константинович всегда верил, что труд очищает жизнь что человек через труд разрешает насущные проблемы и поднимается на следующую ступень эволюции. Сам Николай Константинович был как бы олицетворением этой мысли — он трудился всю свою жизнь.
День его начинался очень рано — он вставал в 5 часов утра и приступал к работе над картинами. Если же были другие задания, он включался в жизнь текущего дня. Надо отметить, что Николай Константинович не торопился, не суетился, всегда работал размеренным темпом. Например когда он писал, то писал медленно, но мысль его была так сгармонизирована со скоростью писания, что он излагал законченную мысль без какой-либо поправки или оговорки. Когда он создавал свои картины, то у него были определенный план и ритм. План был всегда основательно разработан и он ему строго следовал. Он никогда не торопился, но всегда поспевал все сделать и поспевал сделать гораздо больше, чем другие, которые торопились как можно быстрее что-то написать или что-то сделать.
У него так же, как у Елены Ивановны, не было светской жизни, эта жизнь их совершенно не интересовала, поэтому они не тратили время впустую. С самого утра и до позднего вечера их день был занят полезной работой. Днём были встречи, которые входили в орбиту общественной жизни отца, он делал также свои записи, в перерыве слушал музыку — это его освежало — и затем до позднего вечера продолжал свою работу. И так всегда его день был полностью занят кипучей творческой деятельностью. Когда он путешествовал, то был вынужден отрываться от налаженной работы. Путешествия физически были очень трудными, хотя и очень интересными. Когда Николай Константинович прибывал на стоянку, то пока разбивали лагерь, он немедленно садился записывать свои впечатления. Таким образом, у него день никогда не был потерян, и благодаря этой замечательной дисциплине он смог оставить такое богатое наследие.
Николай Константинович обладал совершенно изумительной памятью: если он что-то услышит или прочитает, то это навсегда оставалось при нём, он мог вспомнить самые сложные тексты, какое-нибудь стихотворение, которому его учили в детстве, он помнил полностью всю жизнь. Эта богатая одаренность вместе с дисциплиной, которую он считал необходимой для каждого человека, помогли ему подняться на высшую ступень творчества.
Николай Константинович всегда думал, что в конце концов главная задача жизни — это самоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие достижения могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самого человека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство это только пособники самоусовершенствования. Он всегда работал над самим собой прежде всего. Он хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совершенным человеком. И в этом он преуспел. Он стал совершенно исключительным человеком, человеком мудрым, замечательных личных качеств. Я очень много встречал людей во всем мире, но другого такого человека, как Николай Константинович, встретить мне не пришлось."

Сообщение на научной конференции в Академии художеств СССР, посвященной 100-летию со дня рождения Н. К. Рериха (24-25 ноября 1974 года)


Рецензии
Спасибо, дорогой Георгий за эту статью о Великом Учителе Мира - Н.К Рерих!
Волей судьбы и удивительным проявлением Чуда, считаю день(1990г), когда я со своей дочерью попала в музей-квартиру этой потрясающей семьи...
Мы пребывали там 4 часа!Как один час, миг - пролетело время, проведённое среди "живых"картин,портретов, книг, предметов быта, которыми пользовались Николай Константинович и Елена Ивановна. Запомнились беседы с библиотекарем, женщиной, изучающей Великое наследие...Я ещё долго переписывалась с ней и получала заказанные книги.
Сегодня Ваша статья подарила мне прекрасные воспоминания, очень Вам благодарна! Надежда, с уважением.

Надея 2   09.10.2024 09:55     Заявить о нарушении
Добро к Добру тянется...Спасибо и Вам!

Георгий Радуга   09.10.2024 10:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.