Сила обычая или Арба амот. Еврейский рассказ

            

 Джереми Голдман жил на две страны. Большую часть времени он находился в Израиле, где снимал квартиру и имел временную работу, но примерно треть года проводил на своей географической родине - в Соединённых Штатах.
Однажды во время пребывания в  Америке с ним случился конфуз на автостраде.  Как-то добираясь до одного из городов Пенсильвании, Джереми  , сидя за рулём, сильно захотел в туалет. В таком состоянии он приехал 40-50 километров, но не было ни единого поворота, а условия трассы ни в коей мере не позволяли для подобных целей использовать обочину. (Обочины на этой трассе, практически ,не было.)  Уже изнемогая от "неудобства" , он , наконец, увидел спасительный поворот.  Повернув и проехав метров двести,  Джереми фактически уткнулся в небольшую церковь, для которой, видимо, и предназначался этот  съезд с автострады. .
Законы иудаизма не позволяют еврею заходить в церковь, но в подобной ситуации для отправления естественной надобности этим запретом следует пренебречь.... Однако,  какое же везение!  Прямо возле церкви находилось небольшое помещение общественного туалета,  что освобождало соблюдающего еврея Джереми Голдмана  от необходимости заходить в церковь и тем самым попадать в  галахически щекотливую ситуацию..
Кое-как припарковавшись ,  Джереми буквально влетел  в туалет. Единственное , что он успел "на лету" заметить, - это было было небольшое оживление на площадке перед церковью.
Выйдя из туалета и с большим воодушевлением произнеся благословение "Ашер Яцар"*,  Джереми понял , что возле церкви  начинается церемония чьих-то похорон.
Оказывается, дорога за церковью продолжалась и вела к рядом расположенному кладбищу. Участников похорон  было совсем мало , и Джереми даже почувствовал неудобство от своего заметного  вынужденного присутствия в этом месте.
В иудаизме есть обычай : человек, случайно оказавшийся на похоронах,  должен  пройти ,по крайней мере , расстояние "арба амот"(четырёх локтей) вместе с процессией . И хотя это всего лишь несколько шагов,   будет засчитано, что он выполнил заповедь "Проводы умершего".  Скорее повинуясь религиозному "инстинкту", чем трезвому решению , Джереми  подумал  , что , поскольку никакого запрета на участие  в нееврейских похоронах нет (в отличие от посещения церкви ) , было бы неплохо  таким образом "отблагодарить" Всевышнего за оказанную милость  в облегчении  души и тела.
Только он  успел с намерением сразу же вернуться к машине пройти несколько шагов в окружении десятка сонных зевак (очень уж жалкими по количеству провожающих были эти похороны) , как вдруг перед ним буквально вырос высокий широкоплечий полисмен.  Заполняя какой-то лист , полицейский  деловито , видимо, с заученной формулировкой , обратился к Джереми:
- Мистер, ваше имя, адрес, телефон ?
Джереми немного испугался: неужели его сразу  здесь вычислили как чужеродный элемент, примазавшийся к чужому горю. Однако повинуясь властному тону полисмена , Джереми нехотя сообщил все необходимые данные ..Скосив взгляд на опросный лист полицейского , он успел только прочитать там шапку-название : "James Ramsey's funeral"
 (Похороны Джеймса  Рэмси) и ниже слева
"The participants" (участники). Джереми настороженно отнёсся к этой записи, не совсем  понимая, что "сие означает".
 Конечно, мелькание своего имени в чьих-то ведомостях - вещь не совсем приятная, но уже хорошо  ,что не задержали , придравшись к какой-нибудь мелочи.

                * * *

Джеймс Рэмси практически всю жизнь был одинок.  Обида на людей, особенно, на ближних, не покидала его с юных лет до старости.  С этим ощущением одиночества и обиды он прожил почти до восьмидесяти лет, несмотря на успехи в бизнесе и почти полное отсутствие катаклизмов - столь редкое на тернистом пути предпринимателя.
 Узнав  свой неутешительный диагноз,  Джеймс пошёл к единственному человеку, которого, пожалуй, мог назвать своим другом.  Адвокат Фил Шмулевиц , который и оформил завещание в точности с указаниями своего друга, вынужден был поклясться тому, что ни в коем случае не использует  тайну завещания в собственных интересах и ни одна живая душа до  завершения похорон Джеймса не узнает его содержание .    Джеймс знал Фила более полувека и был уверен  , что тот  , несмотря на свою обширную пейсатую родню и внучек на выдане  , никогда своё слово не нарушит .
Согласно завещанию, всё многомиллионное состояние Джеймса Эдварда Рэмси должно быть поделено между теми... КТО ПРИДЁТ НА ЕГО ПОХОРОНЫ.

                * * *

Двух месяцев не прошло ,как  Джереми Голдман получил извещение по почте , хотя ещё до этого ему пришло  на телефон сообщение тревожно-радостного содержания. А вскоре стала известна и сумма : согласно завещанию после вычета налогов и комиссионных сборов Джереми Голдману причиталась часть наследства Джеймса Рэмси  в размере двух миллионов двухсот пятидесяти трёх тысяч долларов США .
 Уже в ближайший год Джереми рассчитывал полностью завершить репатриацию и указанную сумму через "Банк Исраэль" перевести в  шекели. Получалось около восьми миллионов шекелей . На треть  полученной суммы он решил приобрести хорошую квартиру в Иерусалиме .
И всё же его грызли сомнения , насколько его удача "законна" и  санкционирована свыше. Ведь , положа руку на сердце ,  чистая случайность  (необходимость посещения туалета ) привела Джереми на эти судьбоносные похороны..
Рав успокоил Джереми:
-  Но ведь решение пройти "арба амот" (четыре локтя ) с похоронной процессией  было исключительно вашим личным и не вызвано никакой необходимостью , кроме уважения к еврейским обычаям. Так что , рэб Ирмияу , эта награда ваша , без всякого сомнения ,- подытожил раввин и с улыбкой добавил , - Вообще  иногда , как видите, полезно следовать нашим обычаям.



* * *
Примечания.
"Ашер Яцар" - так называют благословение после посещения туалета.











       


Рецензии
Доброго времени, уважаемый Леонид Давидович.
***
Возможно сочиненная в стихах подобная ситуация могла бы не получиться.
Несколько лет назад очищая дно родника от металлических монет с помощью магнита, к нему примагнитился шекель и "серебряное" кольцо, "спаси и сохрани".
И это в такой глуши.. Где порой кабаны по улицам бегают, лисы курица воруют а ёжики по огородам бродят.
***
Всех благ.

Олег Смирнов 3   26.01.2025 23:24     Заявить о нарушении
Создать нечто подобное в стихах - задача более чем сложная и неблагодарная. На это я даже не претендую. Даже в прозаическом варианте моя роль отчасти зависимая, поскольку эту историю я услышал, перевёл и стилистически оформил.
Интересно, в какой это глуши примагнитился шекель?
Олег, спасибо Вам большое за отклик!

Графман Леонид Давидович   27.01.2025 00:15   Заявить о нарушении
С добрым утром сударь.

Шекель примагнитился в "Никола-ключе", чуть ранее эта територия относилась к Костромской волости Макарьевского уезда.
В этой связи вспомнились слова В. Высоцкого:
".. Распространение наше по планете
Особенно заметно вдалеке.
В общественном Парижском туалете,
Есть надписи на Русском языке.."

Олег Смирнов 3   27.01.2025 07:48   Заявить о нарушении
А я думал, откуда от нас уходят шекели? Оказывается, в костромскую область .
Высоцкий писал про "распространенье наше на планете" ещё без учёта событий последних лет, когда количество русскоговорящих в Европе зашкаливает.
Хотя надписей на русском языке в общественном парижском туалете я не заметил

Графман Леонид Давидович   27.01.2025 08:29   Заявить о нарушении
Может быть во времена Высоцкого - были и надписи.

Олег Смирнов 3   27.01.2025 09:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.